Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные закономерности ощущений




 

1. Для каждого органа чувств существуют свои пределы чувствительности. Ученые назвали их порогом ощущений. Чувствительность органа чувств определяется силой раздражителя, который в данных условиях оказывается способным вызвать ощущение.

Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Раздражители меньшей силы, которые не вызывают ощущений называются подпороговыми. Человек слышит волновые колебания воздуха только в пределах от 16 до 20 тыс. Гц. Звуки ниже этого порога мы не воспринимаем. Именно поэтому отвечающий у доски ученик не всегда слышит подсказку, которую тихо шепчут его товарищи. Сигналы от них не передаются в кору головного мозга.

Кора в каждый момент из бесконечного количества импульсов воспринимает лишь жизненно актуальные, задерживая все остальные. Нельзя представить себе жизнь организма, у которого кора больших полушарий одинаково воспринимала бы все импульсы. Это привело бы организм к гибели. Кора стоит на страже жизненных интересов организма и, повышая порог своей возбудимости, превращает неактуальные импульсы в подпороговые, избавляя организм от ненужных реакций.

Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора.

Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю, ощущений. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывают в них лишь болевое ощущение (сверхгромкий звук, слепящая яркость и т.д.).

Величина абсолютных порогов изменяется в зависимости от характера деятельности человека и его возраста, функционального состояния человека, силы и деятельности раздражения и т.д.

2. Адаптация (приспособление, настройка) – это изменение чувствительности при длительном действии стимула.

Различают:

а) позитивную адаптацию – повышение уровня чувствительности, например, в зрительном анализаторе – это темновая адаптация, когда увеличивается чувствительность глаза под влиянием пребывания в темноте или адаптация к тишине. В температурных ощущениях – когда предварительно нагретая рука при погружении в воду с одинаковой температурой ощущает холод, а охлажденная рука – тепло. Или, когда мы входим в реку или море, то говорим, что вода холодная, однако через некоторое время, мы утверждаем, что вода теплая, т.е. наше тело адаптировалось к температуре воды.

б) негативная адаптация – либо полное исчезновение чувствительности, либо заторможение чувствительности. Например, интенсивность вкусового ощущения ослабевает, если соответствующие вещество задержать во рту и, ощущение может угаснуть совсем, когда легкий груз, который мы держим в руке вскоре перестает ощущаться. Это возникает, когда исчезает или притупляется чувствительность, например, когда из полутемной комнаты мы попадаем в ярко освещенное пространство, то сначала бываем ослеплены. Особенно легко человек адаптируется к запахам. Например, придя домой, мы сразу почувствуем, что в доме готовят что-то вкусное. Проходит совсем немного времени и запах становиться слабее, а затем мы его не замечаем, приспосабливаемся к нему. Хуже всего человек адаптируется к боли, потому что болевые ощущения защищают организм от разрушения. Что было бы, если бы мы не ощущали боли от прикосновения к горячему утюгу или колющему, режущему предмету.

3. У человека разные ощущения могут взаимодействовать между собой. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

Исследования, проведенные С.В. Кравцовым показали, что ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на функционирование других органов. Так, оказалось, что звуковое раздражение (например, свист) может обострить работу зрительного ощущения. Таким же образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность. Все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах – повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Обострение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией. Например, у дошкольников острота зрения в игровой ситуации в 1,5 раза выше, чем без игры; цифры в темноте различаются раньше, чем неоформленные пятна, и т.д. Возможны изменения как физиологических условий (например, эндокринные сдвиги, действие фармакологических средств), так и динамика психологических условий (изменение жизненной важности, уровня осознания задачи, психологических приемов перцепции и т.д.). Возраст человека отчетливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам с тем, чтобы в дальнейшем постепенно снижаться. Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений. Известно, например, как развивается звуковысотный слух у детей, занимающихся музыкой.

Взаимодействие ощущений проявляется еще в явлении, называемом синестезией – возникновением под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты “окрашенного слуха”, который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов (например, у Скрябина, Римского-Корсакова). Так, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как “светлые”, а низкие как ”темные”.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.