Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темы для самостоятельной работы




1. Связь ощущений со свойствами внешней и внутренней среды человека.

2. Значение ощущений в жизни человека.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Общая психология. / Сост. Рогов Е.М. Москва, Владос, 1995г.

Гамезо М.В., Домашенко М.А. Атлас по психологии. Москва, 1998.

Психологический словарь / Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Педагогика-Пресс, 1996г.

Маклаков А.Г. Общая психология. Санкт–Петербург, 2000

Рогов Е.М. Психология познания М: 1996

Немов Р.С. Психология ч.1 М: Просвещение 1994.

Хрестоматия по ощущению и восприятию. – М.,1975г.

Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. – М.,1975г.

 

 

Восприятие как целостное отражение предметов

 

Восприятие как процесс чувственного познания. Основные свойства восприятия. Виды восприятия. Восприятие пространства, времени и движения. Восприятие как система перцептивных действий.

 

Восприятие как процесс чувственного познания.

К чувственному познанию, помимо ощущений относят и процессы восприятия, являющиеся более сложными, комплексными. Раздумывая над многообразием своих ощущений приходишь к мысли, что эти свойства не существуют отдельно сами по себе, а связаны с предметом или явлением. Так мы обычно говорим “запах фиалки”, “шум дождя”, “походка павлина”, “вкус лимона” и т.д. Каждый предмет обладает множеством явных или скрытых свойств, с которыми мы познакомимся в течении жизни. Объединять отдельные свойства в целостный образ нам помогает процесс восприятия.

Восприятие – это отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

В отличии от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме результатов ощущений, хотя и включает их в свой состав.

Восприятие органически связано с рядом других психических процессов и образований, с другими видами психической деятельности. Восприятие включает в себя установки личности (например, установки предварительного настроя, направленности на что-либо может существенно предопределять результаты восприятия – воздействия общественного мнения, торговой рекламы, интересов личности и т.д.); память человека, прошлый опыт.

Антропологи показали, что люди, обитающие в круглых жилищах, воспринимают обстановку с обилием вертикальных и горизонтальных линий не так, как мы, привыкшие с рождения к нашим домам (народ Зулу – Южная Африка).

Котята, выросшие в клетке, где были только вертикальные линии, позднее оказались неспособными узнавать горизонтальные линии.

Если людям, слепым от рождения удалось возвратить зрение уже в зрелом возрасте, они смогут различать предметы, четко выделяющиеся на окружающем фоне, следить глазами за движущимися объектами или даже в состоянии различать цвета. Но они будут не в состоянии узнавать отдельные предметы, геометрические формы или даже лица, а также назвать цвет, который они видят.

В некоторых культурах имеются лишь два названия цветов, в то время как мы научаемcя узнавать по меньшей мере шесть цветов.

Все это – результат практики и опыта. Только благодаря практике и опыту наш мозг способен структурировать и организовывать элементы внешнего мира.

При восприятии каждый предмет и даже его часть зависят от окружения, в котором он находится. Так, например, маленькая церковь, стоящая рядом с застекленной громадой жилого дома выглядит особенно миниатюрной и изящной. Эта закономерность относиться не только к миру предметов, но и к людям и их отношениям. Грустный человек в веселой компании кажется еще грустнее и печальнее. Умный человек рядом с дураком выглядит просто гением. Воспитанный человек покажется чрезвычайно манерным среди невеж, не умеющих себя вести.

Индивидуальное своеобразие восприятия зависит также и от психического состояния человека в данный момент. Если он бодрый, веселый, радостно возбужденный, то одно восприятие: если испуганный, грустный, разгневанный, то совсем другое. Поэтому восприятие одного и того же человека, события, явления разными людьми так сильно отличается. В восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией. Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика.

Физиологической основой восприятия является рефлекторный процесс. Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, т.е. временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий мозга при воздействии на рецепторы предметов и явлений окружающего мира. По сравнению с ощущениями восприятие более высокая форма аналитико-синтетической деятельности мозга.

Чаще и больше всего восприятие изучалось на примере зрения, Существенный вклад в понимание того, как из отдельных зрительно воспринимаемых деталей предметов складывается их целостная картина – образ, внесли представители гештальтпсихологии. Одним из первых классификацию факторов, влияющих на организацию зрительных ощущений в образы, в русле гештальтпсихологии предложил М. Вертгеймер.

 

Основные свойства восприятия.

Специфика восприятия находит свое отражение в системе характеризующих его свойств.

1. Одно из главных свойств восприятия – структурность, состоит в том, что любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на каком-то фоне. Наш мозг действительно имеет тенденцию (по-видимому, врожденную) структурировать предметы таким образом, что все, что меньше или имеет более правильную конфигурацию, а главное то, что имеет для нас какой-то смысл, воспринимается как фигура, она выступает на каком-то фоне, а сам фон воспринимается гораздо менее структурированным (ваза Рубина). Это относиться, прежде всего, к зрению, но также и к другим чувствам. Так же обстоит дело, когда в общем шуме собрания кто-то произносит нашу фамилию. Она сразу выступает как “фигура” на звуковом фоне. Такое же явление мы наблюдаем, когда улавливаем запах розы, находясь среди курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами.

Однако вся картина восприятия перестраивается, как только другой элемент фона становиться в свою очередь значимым. Тогда то, что за секунду до этого виделось как фигура, теряет свою ясность и смешивается с общим фоном.

2. Целостность восприятия. В отличии от ощущений, отражающих отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета.

3. Предметность восприятия – это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данное ощущение. Ананьев описал случай расстройства предметности зрительного восприятия. Все видимое больным пространство субъективно ощущалось им либо как сплошной световой поток, либо как туман с пробивающимся лучом света. На протяжении первого этапа восстановления зрения из сплошного пространства начинали выделяться пятна, аморфные и бессмысленные, различные по своей яркости и величине. Зрение больного функционировало на уровне ощущений, однако, он не мог ни словесно, ни графически воспроизвести какой-то объект как предмет и обозначить его свойства. Только после трехмесячного лечения больной мог не только ощущать, но и воспринимать. Таким образом, зрительное ощущение еще не обеспечивает предметного отражения.

Предметное восприятие не является врожденным свойством. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И.М. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Это подстраивание собственных действий к особенностям предмета. Например, рука, берущая мяч, принимает круглую форму.

4. Константность восприятия (постоянство). Констанстностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него. Благодаря свойству константности, окружающий нас мир воспринимается не только как организованный, но и как относительно постоянный, неизменный. За уже структурированными предметами наше восприятие сохраняет их размеры и цвет независимо от того, с какого расстояния мы на них смотрим и под каким углом. Если, например, мы смотрим на свои руки, причем левая находиться в 20 см. от лица, а правая протянута далеко вперед, то нам все-таки кажется, что их кисти одинакового размера. Хотя известно, что изображение предмета (и изображение его на сетчатке) увеличивается, хотя расстояние до него сокращается, и наоборот. Таким образом, наше восприятие постоянно осуществляет какие-то коррекции. Реально мы осознаем эти автоматические поправки, осуществляемые мозгом, лишь тогда, когда рассматриваем фотографии людей, снятых в определенных ракурсах.

Нарушение константности восприятия наблюдается у людей, постоянно живущих в густом лесу. Они ранее не видели предметов на большом расстоянии и когда им показывали объекты, находящиеся на большом расстоянии, они воспринимали их не как удаленные, а как маленькие. Подобные нарушения наблюдаются у жителей равнин, когда они смотрят вниз с высоты. С 20 этажа дома люди, автомобили, кажутся нам как маленькие, в то же время строители, работающие на лесах видят эти объекты без искажений их размеров.

Благодаря константности восприятия предметы сохраняют свою целостность независимо от того, видим мы весь предмет или только его часть. Например, если мы видим только угол письменного стола, то нам и в голову не придет, что у письменного стола только один угол, или у человека, заглянувшего в комнату только одна голова.

Этот механизм также не врожденный. Описан случай, когда у ослепленного в детстве человека было восстановлено зрение в зрелые годы. И он думал, что может прыгнуть с высоты 10-12 метров от земли. Очевидно, объекты, воспринимались им не как удаленные, а как маленькие.

4. Осмысленность восприятия. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет – это мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомым нам объектом, отнести его к некой категории.

Виды восприятия. Восприятие пространства, времени и движения.

 

В основе классификации восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные и вкусовые восприятия.

Обычно восприятия – результат действия ряда анализаторов. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде; обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Так, восприятие учеником текста на уроке включают зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.

Основой другой классификации восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение.

Восприятие пространства представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает восприятие формы, величины, взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся. Взаимодействие человека со средой включает и само тело человека с характерной для него системой координат. Сам ощущающий человек – материальное тело, занимающее определенное место в пространстве и обладающее пространственными признаками (величиной, формой, тремя измерениями, направлением). Человек ощущает пространственный анализ предметов относительно друг друга и одновременно анализ собственного тела относительно окружающей среды.

Восприятие времени. Время – это человеческая конструкция, которая позволяет нам размечать, распределять свою деятельность. Мы можем надежно воспринимать только очень короткие отрезки времени в пределах между 1/8 и 2 секундами. Под нижней границей моменты не воспринимаются больше как таковые. 18 изображений в секунду уже сливаются в непрерывное движение (распускание цветка, мультфильм). 18 вибраций воздуха в секунду превращаются для нашего уха в один звук (самый низкий), а 18 легких ударов по коже воспринимаются как одно надавливание. На верхней границе в 12 секунд мы можем лишь приблизительно оценить время по ориентирам, связанным с нашей деятельностью.

Но различные факторы могут изменить оценку времени. Некоторые биологические изменения, например повышение температуры тела, могут вызвать переоценку времени, а понижение температуры – наоборот, недооценку. То же происходит под влиянием интереса или под воздействием наркотиков. Успокаивающие лекарства, вызывающие замедление физиологических процессов, способствует недооценке времени, а возбуждающие лекарства и галлюциногены, ускоряющие психические процессы влекут за собой преувеличение оценок времени.

Восприятие движения очень сложный процесс, природа которого еще пока не вполне выяснена. Движение предмета мы воспринимаем благодаря тому, что он, перемещаясь на каком-то фоне, вызывает последовательное возбуждение разных клеток сетчатки. Если фон однороден, наше восприятие ограничено скоростью движения предмета:невозможно непосредственно воспринимать движение минутной стрелки на ручных или стенных часах: она передвигается за секунду всего лишь на 1/10°. Но даже при отсутствии фона, например в темной комнате, можно следить за движением светой точки (например, кончика зажженной сигареты).

Однако, чаще всего фон имеется и однородным он бывает редко. Поэтому при восприятии движения мы можем использовать еще и те показатели, которые связаны с фоном – элементы, перед которыми или позади которых передвигается наблюдаемый предмет.

Восприятие как система перцептивных действий.

 

Восприятие – это своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта. Существенным компонентом восприятия являются моторные процессы. К ним относятся движение руки, движения глаз, гортани и т.д. Все эти действия называются перцептивными (от латинского слова perceptio – восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств). Ученые установили, что перцептивные действия представляют целую систему. Вначале идет обнаружение предмета. Потом мы выделяем признаки, наиболее характерные для данного предмета. Затем следует ознакомление с выделенными признаками, рассматривание их, сопоставление с теми, что уже известны. Заканчивается процесс восприятия опознанием объекта, т.е. отнесением его к определенной категории объектов. Деятельность по восприятию предметов и явлений внешнего мира формируется при жизни человека в процессе практического оперирования объектами восприятия. Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия.

 

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Влияние мышления на восприятие.

2. Законы и загадки зрительного восприятия человека.

3. Зрительные иллюзии в восприятии.

 

ЛИТЕРАТУРА

Общая психология / Сост. Рогов Е.М. Москва, Владос, 1995г.

Гамезо М.В., Домашенко М.А. Атлас по психологии. Москва, 1998.

Психологический словарь / Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Педагогика-Пресс, 1996г.

Маклаков А.Г. Общая психология. Санкт–Петербург, 2000

Рогов Е.М. Психология познания М: 1996

Немов Р.С. Психология ч.1 М: Просвещение 1994.

Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. – М., 1973г.

Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. – М.,1975г.

Хрестоматия по ощущению и восприятию. – М.,1975г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.