КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коммуникативной деятельности
Понятие о речи как особой форме Речь как средство общения. Коммуникации у человека и обезьян. Значение и функции речи. Виды речи и их характеристика. Речь как инструмент мышления. Внешняя и внутренняя речь. Речь как средство общения. Коммуникации у человека и обезьян.
У большинства животных существуют сигналы с помощью которых они общаются. Птицы поднимают крик в случае опасности, и у них есть особые песни, с помощью которых они подзывают и распознают потенциальных партнеров, когда для этого приходит время. Пчелы в своих ульях исполняют особые танцы, благодаря которым, как выяснили этнологи, они сообщают другим пчелам о направлении и расстоянии до источника нектара. У некоторых стадных обезьян существует более 20 сигналов с вполне определенным значением. Каждый из этих сигналов имеет значение для выживания группы. Они связаны с конкретной ситуацией, на которую животные из сообщества реагируют более или менее механически. Такого рода сигналы есть и у человека; например, крики боли или непроизвольные восклицания, предупреждающие об опасности. Человеческая речь отличается от средств общения животных тем, что она позволяет передать представление также и о том, чего в данной ситуации нет. С помощью речи можно рассказать не только о текущих, но и о прошлых или будущих событиях. Но главное, что ставит человеческую речь выше всех прочих средств общения – это способность ребенка уже в раннем возрасте понимать и конструировать из нескольких десятков звуков родного языка неограниченное количество речевых сигналов. Необходимым условием этого является неявное знание закономерностей языка, до сих пор представляющее собой загадку для специалистов. Эти закономерности касаются трех основных сторон речи; – фонологии, или знание звуков языка; – синтаксиса, или понимание взаимосвязи и комбинаций между словами, из которых построена речь; – семантики, т.е. понимание и значение слов и фраз. Задача психолингвистики состоит в том, чтобы понять, каким образом на основе этих трех типов закономерностей, язык усваивается, понимается и воспроизводится. В 70-е годы американские ученые ставили опыты на высших обезьянах. В этих опытах ставилась задача выяснить, в какой степени и каким образом можно научить этих наших “близких родственников” языку, сходному с человеческим. Как мы знаем, язык появился более 2 млн. лет назад. Каким образом он появился – никто не знает. Однако если у человека могла развиться способность к речи, то почему она не сформировалась у его “ближайших родственников” – обезьян? Что произойдет, если обезьяньим детенышам предоставить возможность развиваться в тех же условиях, в каких живут человеческие дети? Первая попытка поместить детей обезьяны в такую же среду, что и младенца была предпринята супругами Келлод (1933 г.) Они воспитывали самку шимпанзе по кличке Гуа вместе со своим сыном Доналдом. Их одинаково одевали, они ели и спали по одному и тому же расписанию; за ними одинаково ухаживали, ласкали и т.д. Но, несмотря на то, что в 16 мес. Гуа понимала смысл более 90 слов, она ни разу не произнесла хотя бы один звук, сходный с человеческой речью. Сходная попытка была предпринята супругами Хейс (1951г.). Они воспитывали самку шимпанзе по кличке Вики, но только на этот раз уже саму по себе, а не с ребенком. Через несколько месяцев Вики смогла произнести 3 слова: мама, папа, cap (чашка). Но она выговаривала эти слова настолько нечленораздельно, что посторонние люди понимали их с трудом. Ученые занялись выяснением причин этих неудач. Возникла идея о том, что голосовой аппарат обезьян не приспособлен для тех разнообразных звуков, которые свойственны человеку. В связи с этим супругам Гарднер пришла в голову мысль использовать язык жестов, которым обучают глухонемых. Гарднеры воспитывали шимпанзе – самку Уошо, вознаграждая ее каждый раз, когда она воспроизводила жест, близкий к тому, который у нее хотели выработать. Уошо вскоре научилась многим жестам. Более того, в возрасте 5 лет она смогла комбинировать более 60 таких жестов, формируя фразы из 2-3 слов, типа “иди сюда, дай зубную щетку ” и т.п. Фауст – сотрудник Гарднеров показал, что 4 шимпанзе, с которыми он работал, были также способны выучить десяток новых жестов за время всего лишь от 1 до 2,5 часов. Ф.Г. Паттерсон, обучая жестовому языку обезьяну-горилу по кличке Коко с 1 года и до 7 лет, научилее пользоваться в общении с людьми 375 знаками. Рамбо и его сотрудники (1977г.) обучали шимпанзе по кличке Лана с помощью компьютера. Лана могла составлять фразы, пользуясь клавиатурой, клавишам которых соответствовали символы. Вскоре она смогла составлять целые наборы фраз. Например, “Ты дашь Лане яблоко?”А поскольку одновременно Лана научилась читать символы, выводимые на экран экспериментаторами, вскоре стало возможным вести с ней связные “разговоры”. Итак, уже не было сомнений, что благодаря всем этим исследованиям и другим, в один прекрасный день между человекоподобными обезьянами и человеком будет установлен контакт, и когда-нибудь, возможно, эти животные расскажут о своем внутреннем мире. Однако, вскоре все эти данные были подвергнуты критике. Было замечено, что даже если обезьяны и способны к усвоению зачаточного синтаксиса, у них нет творческого потенциала в области языка. Обезьяны могли подставить в предложение одно слово вместо другого, как это делают 2-х летние дети. Например, Сара могла выполнять такие команды как положи яблоко в тарелку или положи апельсин в корзинку. Но она не была способна из этого словесного материала построить такую фразу как “яблока нет в корзине”, что без труда дается 3-х летнему ребенку. Решающий удар был нанесен теми выводами, к которым пришел Террас в 1980 году. Он в течении пяти лет наблюдал за шимпанзе по кличке Ним Чиманский. Быстрые успехи, которые стал делать Ним вначале, также произвели на него впечатление. Но когда он подробно изучил “речевую активность” Нима, и понял, что 90% всех его фраз были лишь копированием жестов учителя или ответами на вполне конкретные вопросы. Что касается остальных 10%, то они тоже не могли свидетельствовать о развитии языка. Прежде всего многие спонтанные фразы оказались по существу лишь ловким подражанием непроизвольным жестам экспериментатора или других людей. Кроме того, часто создавалось впечатление, что животные действительно строят новые фразы, тогда как на самом деле это было повторение одних и тех же слов в различной последовательности. А экспериментаторы невольно запоминали лишь наиболее интересные сочетания, игнорируя при этом множество комбинаций, не имевших никакого смысла. Например, исследователей приводило в восторг, когда Уошо при виде лебедя выводил комбинацию “птица-вода” или маски “шапка-глаз”, но никто не обмолвился о сотнях других сочетаниях, которым нельзя было приписать никакого смысла. Террас пришел к выводу, что говорить о настоящем развитии языка у обезьян не приходится. В лучшем случае, они способны усвоить зачаточные структуры, соответствующие элементам языка ребенка в возрасте до 2-х лет и обезьяны не могли преодолеть эту стадию и развить творческую активность, свойственную человеку. Язык животных не имеет тех значений, которыми богата человеческая речь, и тем более тех смыслов. В разнообразных формах жестомимического и пантомимического общения шимпанзе на первом месте находятся эмоционально-выразительные движения, хотя и очень яркие, богатые по форме и оттенкам. Итак, речь – это привилегия человека и свойственна она только человеку. Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, т.к. его понимает как тот, кто сообщает информацию (кодирует ее), так и тот, кто принимает эту информацию (декодирует ее), т.е. расшифровывает. Таким образом, для общения и совместной деятельности люди должны пользоваться одной и той же системой кодирования, т.е. говорить на одном языке. Важно отличать язык от речи. Их основное различие заключается в следующем. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетание звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Речь же – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь же является индивидуально своеобразной.
Значение и функции речи.
В жизни современного человека речь имеет громадное значение. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Можно выделить три ее основные функции: 1. Речь наиболее совершенное, емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция. 2. Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и, открывая личности возможность произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная функция речи. 3. Речь предоставляет отдельному человеку канал связи для получения информации из сокровищницы общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом заключается общечеловеческая функция речи.
Виды речи и их характеристика.
Речь – это вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова. Слова могут произноситься вслух, про себя или написаны. Существует невербальный язык. Средства невербальной коммуникации: 1. Выражение лица – сильнее всего подчеркивают уголки губ, нахмуривание или поднимание бровей и сморщивание лба. Эти элементы мимики позволяют выразить всю гамму эмоций и чувств – от приятного удивления до разочарования. 2. Взгляд – ключевой элемент невербальной коммуникации. Как правило, взглядом собеседник выражает интерес к разговору. Бегающий взгляд чаще всего говорит о скуке или о желании, в свою очередь, взять слово (или страх или чувство вины). Пристальный взгляд может означать признак агрессивности. 3. Жест – также является основным средством невербальной коммуникации. Например, палец, указывающий на другого человека, воспринимается как агрессивный жест; покачивание головой, наклон головы в сторону – признак интереса; руки на бедрах – власть, доминирование. 4. Прикосновение – у представителей разных культур имеет разное значение. Оно является неотъемлемым элементом коммуникации в Африке, в Европе и т.д. Один наблюдатель подсчитал, что пара, сидящая за столиком ресторана в Париже, совершает за один час ≈ 110 взаимных прикосновений, в Лондоне – ни одного, а в США – около 8. Или еще одно наблюдение: в США одна женщина выпрашивала у прохожих монеты в 25 центов, набрала их гораздо больше, когда дотрагивалась при этом до прохожих рукой. Вилы речи
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |