КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система социальной информации в России
Ресурсная и социокультурная концепции информационной среды: сущность и различие Рассмотрим информационную среду общества как пространство социальных коммуникаций. Если информационная среда рассматривается с точки зрения хранимой и циркулирующей в ней информации, она, как правило, является техническим объектом, служащим определенным человеческим целям, которые выступают внешними условиями функционирования. Это ресурсный или технический подход к информационной среде. Васильев В.П. Массовые информационные процессы в современном российском обществе // Социология. Социальность. Современность. Вып. 5. Социальная сфера: состояние и тенденции развития. - Ч. 2. - М., 1999. - С. 14. Если только информационная среда начинает рассматриваться как средство коммуникации, не сводящейся к передаче фактических сведений, но связанной с передачей мнений, приказаний, обещаний, гипотез, вопросов, слухов и т.д., среда выступает неотъемлемым фрагментом культуры[35]. Абсолютизация первого подхода предполагает веру в то, что технические возможности предопределяют вектор развития общества. Абсолютизация же второго подхода может привести к забвению технических возможностей информатизации, недооценке технологических нововведений. В процессе разработки информационной стратегии важно учитывать, что при создании информационной среды должно быть обеспечено диалектическое единство средств информатики и системы социальной информации. В теории социологических исследований технологии рассматриваются ныне как системные комплексы методологических, методических, организационно-технологических процедур, связанных между собой единой целью получения объективной, достоверной информации об изучаемых социальных отношениях и процессах[36]. Исследователями отмечается, что единой и целостной системы социальной информации (ССИ) в России практически пока не существует. Ее создание выступает ныне как острейшая техническая и теоретико-методологическая задача на более или менее отдаленную перспективу. Сегодня можно говорить лишь о начальном этапе создания такой системы в пространстве СНГ, функции которой, рассматриваемые через призму формирования стратегии информатизации общества, по мнению Ф.Н. Цырди, могли бы быть следующими[37]: · раскрытие адекватных социальных связей и взаимодействий в обществе с помощью информации, получаемой со всех "этажей" социального организма; · объединение всех информационных потоков в единое целое и отражение различных процессов и явлений в обществе; · накапливание информации о тенденциях и направлениях в развитии мировой экономики, международной политики, науки и техники, о возможности международного сотрудничества в различных сферах, а также обмена идеями и информацией между странами; · выполнение прямой и обратной связи (по вертикали) между управляемой и управляющей подсистемами, а также организация информационного взаимодействия (по горизонтали) между социальными системами, между социальными системами и окружающей средой, между всеми членами социума; · обеспечение в необходимой мере засекречивания и за щиты социальной информации, касающейся национальной безопасности и других целей государства; · обеспечение обработки первичной информации в соответствии с потребностями потребителя; · создание базы для формирования социальной памяти. Сегодня нашу потребность в информации о функционировании и развитии общества в определенной степени удовлетворяют Государственные комитеты по статистике СНГ и РФ. Однако деятельность Госкомстата в значительной мере ориентирована на сбор и обобщение экономической информации, а данные по демографии, образованию, занятости населения, состоянию преступности, культурно-бытовым и жилищным условиям, медицинскому обслуживанию явно недостаточны для эффективного социального управления и, более того, нередко имеют скорее экономическую, нежели социальную "окраску". В частности, ССИ практически не содержит социально-бытовой статистики- для информирования населения. К тому же значительная часть статистической информации устаревает, еще не дойдя до потребителя. ССИ предполагает создание прежде всего иерархии в социальной информации в соответствии со сложившейся структурой государственного управления. Далее, при социальном управлении, в принципе, должна использоваться лишь информация о выходе значений ключевых параметров за соответствующие нормативные пределы. При нахождении ключевого параметра в этих пределах его текущие значения должны предоставляться только по запросу. Информация по остальному множеству параметров должна запрашиваться лишь в случае выхода ключевых параметров за нормативные пороги. Совершенствование информационных потоков Госкомстата необходимо по ряду причин. Во-первых, отсутствие требуемой социальной информации часто возмещается на практике путем проведения дорогостоящих и не всегда качественных социологических исследований. Во-вторых, органы власти даже самого высокого уровня не должны превращаться в научно-исследовательские институты, филиалы статистических управлений или вычислительные центры, параллельно обрабатывающие огромные потоки "чужой" информации. Даже при условиях несовершенства государственных информационных структур, утечки информации и т.д. перспектива может быть только одна — органы власти должны заказывать (покупать) исходную статистическую и иную информацию, накапливая и трансформируя ее сообразно своим потребностям силами собственных информационно-аналитических служб. В этих же службах должна собираться и необходимая социологическая информация, получаемая от соответствующих научных учреждений и центров.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |