КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Генезис социальной информатики как отрасли научного знания
Широкое использование понятия "информатика" в нашей стране началось с 1966 года. Тогда определяли информатику как теорию научной или научно-технической информации, а также научно-информационной деятельности. Существует большое число определений понятия "информатика" в различных научных публикациях. Например, по мнению В.Ф. Сухиной, объектом изучения информатики является прежде всего информация в самом широком смысле этого слова. Как следует из такого понимания предмета науки, для его определения недостаточно просто указать на объекты, которые она изучает. За объектами нужно увидеть их сущностные связи, отношения и закономерности. Предметом информатики как науки являются также информационные технологии в их взаимодействии со средой. Информатика — это вместе с тем теория и практика проектирования, встраивания новых информационных технологий в социальные среды и их практическое использование[52]. Предметной областью информатики, таким образом, является информационная среда во всех ее функциональных проявлениях. Информатика в этом смысле рассматривается как наука о функционировании и развитии информационной среды и ее технологизации с помощью компьютерной техники. Фактически информатика — это единый процесс взаимозависимости и взаимодополнения информации, человека, вычислительной техники и средств связи. Нам же представляется наиболее емким и одновременно лаконичным следующее определение. Информатика — в широком смысле - система знаний, относящихся к производству, переработке, хранению (память) и распространению всех видов информации в обществе, природе и технических устройствах[53], то есть в единстве и взаимодействии естественных и искусственных систем. Такого же мнения придерживается Ю.И. Шемакин, отмечающий, что объективный процесс развития познания привел к возникновению информатики как науки о наиболее общих закономерностях построения и преобразования информационной модели мира, определяющей роль человека и места технических средств в процессах обработки информации в технических, биологических и социальных системах[54]. Однако в общественном мнении, и не только в России, постепенно утвердилось представление, согласно которому понятие "информатика" связывалось практически исключительно с технической средой, что явилось выражением господства технократических тенденций. Возникла настоятельная потребность выделения в предметном поле информатики как базовой науки особого направления, получившего название "социальная информатика". Это объясняется тем обстоятельством, что информационные процессы приобретают все большую значимость в обществе и проникают в различные сферы его жизнедеятельности — экономическую, политическую, культурно-духовную и социальную. "Защита" специальным названием предметного поля исследований специалистов, занимающихся проблематикой информатизации общества, позволила, на наш взгляд, существенно углубить научно-исследовательскую работу в этом направлении. Аналогичные причины, кстати, вызвали и появление нового названия в структуре кибернетики как отрасли научного знания — социальная кибернетика[55]. Инициативные в этом плане действия предприняли специалисты РГГУ и ряда других вузов также под натиском сугубо технократического толкования кибернетики. Что же касается социальной информатики, то разработка ее предметного поля ныне ведется учеными ряда российских вузов, где созданы и функционируют кафедры социальной информатики, одним из инициаторов открытия которых был академик А.А. Самарский, а в Академии социологии и управления Московского государственного социального университета (МГСУ) ведет обучение студентов первый и пока единственный в вузовской практике России факультет социальной информатики. В Международной академии информационных процессов и технологий (МАИПТ) проводит исследования Институт социальной информатики. В МГСУ в течение восьми лет в рамках Ежегодных социологических чтений работает секция по проблемам социальной информатики, издается монографическая серия "Проблемы социальной информатики", целый ряд монографий, учебных и учебно-методических пособий. Институтом молодежи ежегодно, в течение почти десяти лет, проводились семинары по данной проблематике, по результатам которых выпущены научные сборники "Социальная информатика" (начиная с 1995 года в числе учредителей сборников — МГСУ). Ныне семинары проводятся на базе Социально-технологического института Московского государственного университета сервиса (МГУС). Необходимо отметить также, что с 1976 года существует специальный комитет "Отношения между компьютерами и обществом" в рамках Международной федерации по обработке информации (IFIP), включающий, например, следующие рабочие группы: компьютеры и работа; домашняя информатика и телематика; социальное значение компьютеров и систем телекоммуникаций в развивающихся странах; социальное значение систем искусственного интеллекта. Научные исследования по проблемам социальной информатики в целом активно развиваются за рубежом. В университетах: США. В Университете штата Индиана (Indiana University)[56] создан Центр социальной информатики для проведения программы исследований "Информационные технологии и социальные изменения", в которую входят научные работы по темам: "Интернет для социологов", "Киберпространство и будущее общества" и другие. Великобритания. В Университете Уэльса (University of Wales)[57] изучаются различные, в том числе социальные, аспекты киберпространства. Канада. В Университете г. Квебек (University of Quеbес)[58] на факультете социальной информатики и в McMacter University[59] на факультете социальных наук ведутся многоаспектные исследования по социальной информатике. Ряд правительственных и общественных организаций разных стран специализируется по проблемам социальной информатики. Так, например, совместная правительственная программа Бельгии и Люксембурга реализует проект изучения различных аспектов информационного общества ЕС Information Society Project Office[60]. Американское общество информационных наук (American Society for Information Science)[61] отражает результаты своих исследований по проблемам информатизации общества в журнале JASIS. Союз ученых и специалистов в области информационных технологий (Computer Professionals for Social Responsibility)[62] занимается исследованием и стандартизацией технологий, способных оказать влияние на развитие общества. Выпускаются периодические издания по направлению. Journal of the American Society for Information Science (JASIS)[63] — журнал по проблемам социальной информатики — содержит следующие разделы: влияние информационных технологий на социальные группы, анализ информатизации в социальном контексте, роль информационных технологий в изменении общественной жизни, жизнь и компьютерные телекоммуникации. Журнал The Information Society (TIS)[64] и ряд других журналов[65] посвящены социальным аспектам информационного общества. Однако следует отметить, что социальная информатика как новое научное и образовательное направление появилась в России и не имеет прямых зарубежных аналогов. Социальная информатика в качестве нового междисциплинарного научного направления возникла на стыке таких дисциплин, как информатика, философия, социология, психология. Появление и развитие социальной информатики является, по мнению ряда ученых, отражением господствующей в конце XX века тенденции внутри- и междисциплинарного синтеза знаний, которую в XXI веке, по прогнозам, сменит тенденция дифференциации знаний, но уже на новом качественном уровне. Существует несколько подходов к научному статусу социальной информатики и, соответственно, разных подходов к ее предметному полю, исходя из двух смыслов — широкого и узкого — термина "социальное". Социальную информатику считают и общенаучным знанием (А.Д. Урсул называет социальную информатику научной базой формирования информационного общества), и самостоятельной наукой междисциплинарного направления[66], и отраслью информатики[67], и, в узком смысле, по нашему мнению, она может в принципе рассматриваться как специальная социологическая теория, изучающая проблемы информатизации общества[L2]. Надо отметить, что автор в поиске своей "ниши" в предметном поле исследований социальной информатики прошел достаточно длительный и богатый находками путь от интереса к социальной информатике в целом, до развития социальной информатики как отраслевой социологии, то есть до понимания того, что только в ее рамках возможно наиболее значимо в плане социальных последствий изучать проблемы информатизации общества. Академик РАЕН К.К. Колин, считая социальную информатику самостоятельным направлением фундаментальных и прикладных исследований в области информатики, предметом ее исследований полагает информатизацию общества, а также ее воздействие на социальные процессы, в том числе — на развитие и положение человека в обществе, на изменение социальных структур общества под влиянием информатизации[68]. В Национальном докладе РФ на II Международном конгрессе Юнеско "Образование и информатика" было отмечено, что социальная информатика входит в структуру предметной области информатики и имеет свое собственное предметное поле. В русле подхода к социальной информатике, закрепленного в Национальном докладе, и было сформулировано, разделяемое нами, определение социальной информатики как науки, изучающей комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме и его информатизацией[69]. В.Б. Бритков считает, что к предметной областью социальной информатики являются: социологический анализ внедрения информатики в общество; влияние информатики на социальные явления в обществе; исследование влияния социальной среды на решение задач, стоящих перед информатикой. По его мнению, социальная информатика должна исследовать такие проблемы как: системы поддержки принятия решений; информационная безопасность; финансовая инженерия; компьютерная политология, а также методы информатики в социологии[70]. Несмотря на то что при трактовке понятия "социальная информатика" в широком смысле слова в ее предметное поле естественно попадают проблемы динамического отражения и моделирования социального пространства посредством применения современных информационных технологий[71], сводить предметное поле социальной информатики лишь к этому аспекту, на наш взгляд, представляется необоснованным сужением понятия. Разные подходы к научному статусу и предметному полю социальной информатики не противоречат, на наш взгляд, друг другу, а являются взаимодополняющими, позволяя более глубоко изучать процессы информатизации общества. Это мнение совпадает с позицией А.Д. Урсула, считающего, что процесс информатизации общества, или шире — взаимодействия, коэволюции общества и информатики, может и должен изучаться информатикой, связанными с ней другими информационными дисциплинами, всеми общественными науками. Впервые термин "социальная информатика" был введен в научный оборот А.В. Соколовым и группой авторов в 1974 году[72]. Новое название означало, что произошло расширение области научных исследований: предметом изучения стала не только научно-техническая, но и социальная информация. Социальная информатика при этом подходе рассматривалась как обобщающая наука социально-коммуникационного цикла и основным предметом своего изучения имела общие закономерности социальных информационных процессов: феномен социальной информации, ее разновидности; элементы социальных информационных систем [73]и т. д. В первом варианте содержания понятия "социальная информатика" авторам удалось включить в информатику обществоведческую составляющую. В дальнейшем значительный вклад в развитие понятия "социальная информатика" в направлении, наиболее близком к нашему пониманию, был сделан академиком А.Д. Урсулом[74]. Предметом данного научного направления им были названы общие закономерности взаимодействия общества и информатики, информатизация общества, а одним из методов — системно-деятельностный метод. Если фундаментальная часть социальной информатики — это познание законов взаимодействия общества и информатики, то прикладная и нормативно-конструктивная ее части связаны с созданием информационного общества, гуманистической ориентацией процесса информатизации. По мнению А.Д. Урсула, в социальной информатике вырисовываются три основные области научного поиска: социальные последствия и качественные изменения в обществе, за которые ответствен процесс информатизации; социальные условия и предпосылки информатизации, социальная направленность информатизации в широком смысле слова, ее гуманистическая ориентация; феномены и процессы, в которых взаимодействие общества и информатики приняло формы уже целостных образований (типа гибридного интеллекта) с тенденцией объединения информатизации общества и гуманизации техники в единую систему. Среди возможных функций социальной информатики А.Д. Урсулом выделяются, наряду с теоретико-методологической, фундаментально-мировоззренческая и прикладная. Вместе с тем, по его мнению, социальная информатика должна нести и функцию выработки у людей информационного мировоззрения. Социальная информатика и социология: концепция "пересечения" предметных полей Социальная информатика и социология обслуживают единое социальное пространство, которое предстает как "социально освоенная часть природного пространства, как среда обитания людей, их совместной жизнедеятельности и общения. В более специфическом смысле это — характеристика социальной структуры общества с точки зрения "взаиморасположения" социальных групп и слоев, возможностей их воспроизводства и развития, удовлетворения потребностей". Физические характеристики социального пространства составляют многомерные связи и отношения людей — их структур, наполненность, протяженность, плотность и т.д. Следует также отметить высокий динамизм этих отношений, непрерывно протекающие в социальном пространстве трансформационные процессы, подчиненные закономерностям стохастического, спонтанного характера. В предметно-содержательном плане социальные отношения столь же многообразны и подвижны. Это — производственно-экономические и территориальные связи, политические, культурно-духовные, правовые, социально-бытовые и иные отношения. Кстати, именно этим обстоятельством объясняется "приложимость" социальной информатики к различным отраслям общественно-научного знания. Что же характеризует непосредственно предметную область социологии как отрасли научного знания? Наиболее распространенное определение ее предмета — "наука о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, между общностями и личностью"[75]. Можно привести множество иных определений предмета социологии из разных отечественных и зарубежных источников. В принципе они верно отражают общую направленность научного социологического поиска. Однако, как нам представляется, в подобных подходах превалирует внешняя, объективная сторона предмета данной науки. Закономерен вопрос: каков внутренний, социально-психологический стимул включения множества людей в столь сложно переплетенную сеть социальных отношений, образующих, в конечном счете, общественную целостность, а в динамических своих проявлениях — исторический процесс? Широко известна мысль Ф. Энгельса о массовом социальном действии как равнодействующей параллелограмма сил, где интегрируются миллионы индивидуальных, разнонаправленных человеческих волеизъявлений. "Каков бы ни был ход истории, — писал он, — люди делают его так: каждый преследует свои собственные цели, а общий итог этого множества действующих по различным направлениям стремлений и их разнообразных воздействий на внешний мир — это именно и есть история" [76]. Думается, не согласиться с подобным суждением трудно. Но в таком случае едва ли можно ограничить предметное поле социологии лишь объективно представленными моделями социальных структур, не вникая в субъективно-психологические истоки их возникновения и движения. Пожалуй, именно социология призвана интегрировать в органическом единении эти две неразрывные стороны человеческого жизнебытия — объективное движение исторического процесса и субъективно осознаваемую, мотивируемую и оцениваемую включенность в него каждого человеческого индивида. "Жизнь индивида и ход истории общества, — утверждал известный американский социолог Чарльз Миллс, — нельзя понять по отдельности, без постижения того и другого вместе"[77]. Выдвигая в качестве важнейшего предмета социологического исследования "индивидуальную среду" человеческой жизнедеятельности, он справедливо полагал, что невозможно познать социальную структуру общества без "прослеживания связей" внутри величайшего многообразия индивидуальных сред жизнедеятельности. В частности, в наше время он видел главнейшую интеллектуальную задачу социолога в том, чтобы "прояснить элементарные основания сегодняшних тревог людей и безразличия общества". Высказанные Ч. Миллсом суждения созвучны позиции известного отечественного социолога Ж.Т. Тощенко, считающего, что "сознание и поведение человека в конкретной социально-экономической обстановке, которые обусловливают появление различных социально-демографических, национальных, социально-профессиональных структур, и являются предметом социологии"[78]. И в самом деле, исследуя реальную жизнь, социолог встречается вначале не со структурами, а с духовной и практической деятельностью конкретного человека и только потом приходит к выводам относительно институциональной, стратификационной, управленческой и иных составляющих общественной жизни. По всей видимости, именно в этой точке пересечения предметных полей социальной информатики и социологии можно ожидать появления наиболее продуктивных инновационных идей и научных открытий. Разгадать тайны сплетения "миллионов человеческих воль", рассчитать равнодействующие массовых человеческих устремлений может оказаться по силам лишь интегрированной мощи естественного и искусственного интеллектов. Готовы ли к решению такой научной задачи сегодня как социальная информатика, так и социология? Приложение подходов и технологий социальной информатики к практике социологических исследований отнюдь не ограничивается "точкой пересечения" их предметных полей. В эпоху глобальной информатизации общества социальная информатика должна быть востребована социологической наукой целиком. В данном случае речь идет о том, в каких направлениях должна ныне развивать свой теоретико-методологический и методический арсенал социальная информатика, чтобы в наибольшей мере соответствовать запросам социологической науки, ее предметному полю. В свою очередь, на наш взгляд, и социология должна существенно более интенсивно разворачиваться к проблемам информатизации общества.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |