Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обоснование статуса социологии информатизации как специальной социологической дисциплины




 

На наш взгляд, социология информатизации может в принципе претендовать на статус специальной социологической дисциплины, потому что это научное направление:

· имеет свой предмет исследования — информатизацию общества как социотехнический, системно-деятельностный процесс овладения информацией, целью которого является формирование информационного общества, становящегося ее объектом;

· имеет свои собственные категории и понятия;

· имеет свою систему методов, включающую и специальные методы исследования.

Выполняемые научные исследования делают правомерной постановку вопроса о введении новой научной специальности — социальная информатика — специальности, по которой могли бы приниматься к защите кандидатские и докторские диссертации, в том числе по ряду специализаций — социология информатизации, психология информатизации и другим.

Появление специалистов с научной степенью по данной специальности позволит более эффективно проводить изучение в целом, в том числе социологическое, проблем информатизации общества, улучшить качество аналитических и прогнозных выводов и рекомендаций, оперативнее внедрять их в практику.

Предложение о включении социальной информатики в реестр научных специальностей поддерживается Академиями социальных наук и естественных наук, Международной академией информатизации, Ассоциацией кафедр социальной информатики, а также научной общественностью ряда ведущих вузов страны.

Вопросы для повторения к главе 3:

1) Определите предметное поле исследований и структуру научного знания — "социальная информатика".

2) В чем заключается методологическая роль социальной информатики?

3) Определите место социологии информатизации в схеме пересечения предметных полей социальной информатики, социологии и социологической информатики.

4) Охарактеризуйте тенденции в изменении современной структуры общества в условиях его информатизации.

5) Перечислите основные теоретико-методологические под ходы и понятия теоретической информатики, используемые в предметном поле социальной информатики.

6) Определите понятие "информационный ресурс общества".

7) Какова структура процесса "утечка умов" из России?

8) Приведите определение понятия "информационный потенциал общества". Приведите примеры социальных структур и институтов, способствующих активизации информационного ресурса общества.

9) В чем заключается сущность компьютеромании и компьютерофобии как социальных явлений?

10) Дайте обоснование статуса социологии информатизации как специальной социологической теории.


РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ: МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДИКА И ТЕХНИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗМЕРЕНИЯ

Глава 1. Специфика социологического измерения в современной информационной среде [106]

В социальной сфере сегодня появляется избыточное количество различных информационных технологий, которое мешает профессиональной работе специалистов. Тип полученного образования и функциональных обязанностей не позволяет специалистам социальной сферы правильно разобраться в их многообразии. Если же такие попытки и делаются, то происходит это, как правило, на непрофессиональном уровне, что не способствует качественному анализу общественных явлений.

Необходимо согласиться с мнением К.А. Зуева[107] о том, что применение компьютерной техники не должно являться самоцелью и быть направлено на превращение гуманитарных наук в некое подобие естественных и технических, оно должно быть адекватно методам, системе понятий, способам аргументации, которые этим наукам присущи, хотя, разумеется, возможна постановка и принципиально новых задач.

Несомненно, позитивным является тот факт, что компьютеризация позволяет (и вынуждает) проводить более строгий логический анализ и уточнение исходных понятий и принципов данной предметной области, а также дает возможность гораздо точнее оценить степень доказательности способов рассуждения и достоверности выводов.

Благодаря компьютерным системам можно обрабатывать огромный объем информации и получать точное знание там, где до периода информатизации общества превалировали полуинтуитивные оценки, опирающиеся на общее знание предмета и приводящие, в лучшем случае, к формулировке правдоподобных утверждений.

Следует отметить, что на практике, к сожалению, гораздо чаще происходит "вторжение" в различные предметные области специалистов по информатике, нежели поиск и изучение специалистами предметных областей наиболее оптимальных способов применения информатики для решения своих профессиональных задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.