Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная синергетика как научное направление и учебная дисциплина

Когнитивная социология как инновация в системе социологического образования

Так, например, факультетом социальной информатики Академии социологии и управления МГСУ впервые в вузовской практике Российской Федерации предлагается углубление подготовки социологов по направлению "тонкоструктурная когнитивная социология". По данному направлению поддерживаются активные научные контакты с МГУ, со специалистами из Украины, в частности с основоположником и безусловным лидером данного научного направления Ю.М. Каныгиным.

Информационная безопасность личности, общества, государства как новый учебный курс

По проблемам информационной безопасности факультет социальной информатики Академии социологии и управления МГСУ ведет активное сотрудничество с Научным центром национальной безопасности при Институте социально-политических проблем РАН, Институтом проблем информатики РАН, Институтом системного анализа РАН, с Государственной Думой РФ, участвует в ежегодных проблемных семинарах. Накоплен богатый теоретический и эмпирический материал, позволяющий реализовать задачу развития учебного курса по данному направлению.

Для осуществления дальнейшей разработки и внедрения указанных выше курсов, на наш взгляд, необходимо:

· чтение лекций, научная работа преподавателей факультета социальной информатики за рубежом (Норвегия, США, Канада);

· приглашение отечественных и зарубежных специалистов на факультет социальной информатики Академии социологии и управления МГСУ для обмена опытом преподавательской работы и чтения лекций;

· проведение международной конференции в МГСУ по проблемам социальной информатики.

В основе концептуального подхода к созданию новой учебной специальности "Социальная информатика", как нам представляется, лежит не только углубление и развитие специализации "социолог-информатик", но и полная востребованность социальной информатики социологической наукой в целом с тем, чтобы каждый социолог владел ее научным потенциалом.

Очевидно, что в первую очередь в вузовской практике должна реализовываться именно социальная информатика как специальность и социология информатизации как специализация — наиболее важный, с нашей точки зрения, "срез" среднего уровня этого научного направления.

Значимое место в подготовке социологов-информатиков должна занимать и проблематика социальной синергетики.

Понятие "синергетика", введенное Г. Хакеном, обозначает научное направление, занимающееся изучением систем, состоящих из многих подсистем различной природы[191].

Разработка понятийного аппарата синергетики в отечественной науке связана прежде всего с именами И.Р. Пригожина, Г.А. Котельникова[192]. Социально-синергетический подход базируется на следующих концептуальных положениях:

Общество рассматривается в органическом единстве с природой;

Признается возможность экстраполяции на общество теоретико-методологических положений синергетики, в частности, закономерностей самоорганизации в открытых нелинейных системах;

Анализ динамического развития социальных систем опирается на принцип нелинейного мышления с использованием бифуркационных (событийных) моделей развития;

Разрабатываются процедуры эмпирической проверки методами социологии перспективных гипотез общественного развития, основанных на синергетическом мировидении и нелинейном мышлении[193].

Направление социальной синергетики уже в определенном объеме представлено в современной вузовской учебной практике России[194]. Однако проблематика эта все же гораздо более активно развивается в науке", и, на наш взгляд, явно недостаточно представлена в вузовском, в том числе университетском, образовании. Без этой научной области сегодня трудно представить современное гуманитарное знание[195].

Нами разделяется мнение С.С. Шевелевой[196], что с точки зрения синергетики представляется перспективным образовательный подход, связанный с вовлечением обучающихся в обширный открытый мир, что позволяет человеку реализовать свои потенциальные возможности.

Для преодоления обособленности, замкнутости и однонаправленной зависимости "наука — образование — практика" необходимо прежде всего обеспечить в процессе образования реализацию современных способов освоения мира, в том числе и их растущую интеграцию.

Актуализация взаимодействия посредством компьютерных технологий позволяет вывести образование на уровень активного социального творчества, что расширяет, с одной стороны, потенциальные возможности развития человека, с другой стороны, способствует интеграции и переработке различного рода информации в социальной системе.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности профессионального мышления и профессиональных качеств социолога-информатика | Социальная кибернетика как фактор формирования управленческой культуры специалистов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.