Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности профессионального мышления и профессиональных качеств социолога-информатика

 

Если охарактеризовать особенности профессионального мышления и профессиональных качеств социолога-информатика, то это прежде всего:

· установка на приоритетное вы деление и исследование интеллектуальной составляющей любых социальных явлений как особенность профессионального мышления социолога-информатика;

· глубокое знание специфики изучения когнитивных структур и институтов общества, владение в совершенстве со временными информационными технологиями.

Если рассматривать социальную информатику со специализацией в области социологии информатизации как профессию, следует отметить, что, на наш взгляд, поле для деятельности социологов-информатиков как специалистов весьма обширно. Ведь на практике по-прежнему уровень измерения современных социальных процессов и обработки социологической информации не позволяет адекватно отражать реальность. Интеллектуальная составляющая общественного развития анализируется явно не удовлетворительно. Отраслевые информатики (социологическая, правовая, экономическая и т.д.) продолжают разрабатывать и внедрять новые информационные технологии без учета как рекомендаций, наработанных социальной информатикой, так и специфики собственно предметного поля (социологии, права, экономики и т.д.).

Школьные и вузовские программы, к сожалению, все еще не ориентированы на подготовку специалистов-пользователей, которые умели бы эффективно применять компьютерную технику и средства связи в любой профессиональной и интеллектуальной работе.

Например, видимо, необходимо изучать текстовый редактор Word на занятиях (уроках) русского языка. Что может быть более естественным, чем изучение клавиатуры, приемов быстрого письма и редактирования текста с одновременной проверкой орфографии? Ведь навыки графического оформления — это тоже существенный элемент культуры, особенно актуальный с переходом на Windows. Это же относится и к преподаванию любых других дисциплин — их изучение должно способствовать формированию профессионала, грамотно использующего для своей деятельности современные информационные технологии.

Цели и задачи открытия специальности "социальная информатика" со специализацией "социолог-информатик"

Открытие новой специальности и специализации необходимо рассматривать как значимый элемент инноваций в социологическом образовании в целом, результатом которых, по нашему мнению, должно быть:

· повышение качества фундаментального социологического образования;

· существенное сокращение отставания содержания вузовских учебников по классической социологии и социальной информатике от текущего состояния академической науки, особенно по так называемой информационной составляющей, которое сегодня, по оценкам специалистов, составляет в среднем 5-7 лет;

· разработка и внедрение современных общеобразовательных и профессиональных обучающих программ;

· создание более широких возможностей для индивидуализации обучения студентов, в том числе за счет использования дистанционных форм на базе современных информационных технологий;

· разработка и внедрение новых методик и технологий педагогической информатики, насущно необходимых для под готовки специалистов;

· создание Интернет-центра, вхождение Академии социологии и управления, факультета социальной информатики в университетскую компьютерную сеть России, а также в международные компьютерные сети, в том числе Интернет с созданием собственной Web-страницы, что кардинально повысит уровень научных и учебно-методических контактов по направлению и профессорско-преподавательского состава, и аспирантов, и студентов;

· использование международных и российских информационных ресурсов как для научно-информационного обмена, так и для комплексного анализа всех видов социальной информации, а также обеспечения требуемого сегодня уровня подготовки специалистов-социологов;

· создание и поддержание на уровне современных требований лаборатории информационных технологий в социологии (далее — в социальной сфере в целом) и учебных компьютерных классов с организацией локальной сети;

· создание единых научно-образовательных комплексов (центров) академической и вузовской науки.

Например, с целью укрепления взаимосвязи вузовской и академической науки создается при активном участии факультета социальной информатики Научно-образовательный центр ЮНЕСКО на базе МГСУ совместно с Институтом проблем информатики РАН. Функциями такого центра, на наш взгляд, могут быть:

· разработка концептуальных подходов к обучению социологов информатике как фундаментальной дисциплине (на всех уровнях социологического образования);

· разработка учебных программ по направлению социальной информатики, аккумулирующих последние достижения науки, для вузов социального профиля России;

· развитие на новом качественном и техническом уровне электронной библиотеки программ, учебно-методических пособий, научной литературы, издаваемой по направлению социальной информатики в России, что позволит обеспечить наиболее представительный и оперативный доступ студентов, аспирантов и преподавателей к литературе;

· опытное внедрение новых курсов по направлению социальной информатики;

· развитие структуры довузовской подготовки (на базе специализированного класса по социальной информатике в системе довузовской подготовки в средней школе):

· адаптация читаемых вузовских курсов за счет разработки специального учебно-методического обеспечения для средней школы;

· участие в развитии программного обеспечения и учебно-методическая поддержка компьютерного класса средней школы.

развертывание на полиграфической базе МГСУ постоянно действующей системы издания научной и учебно-методической литературы по социологии, социальной информатике, а также фундаментальным и прикладным аспектам социологической и педагогической информатики для вузов социального профиля России;

регулярное проведение на базе Академии социологии и управления МГСУ научно-методических конференций для преподавателей социологии и социальной информатики вузов социального профиля России;

развитие инновационных для высшей школы России учебных курсов, входящих в учебный план подготовки социологов-информатиков, а также педагогов-информатиков.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Воспитание культуры речи | Социальная синергетика как научное направление и учебная дисциплина
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.