Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура социологии журналистики

Активизировав знания по общей социологии, мы теперь можем более точно определить специфику социологии журналистики, ее предмет.

Начнем с того, что журналистика относится к отраслевой социологии. Социология делится по сфере изучения на множество специальных, или отраслевых, социологий: социология политики, социология экономики, социология труда, социология культуры, социология права, социология международных отношений, социология молодежи, социология свободного времени, социология коммуникации и т. п. Поскольку журналистика, безусловно, является коммуникативной системой, именно социология коммуникации оказывается наиболее близкой с социологией журналистики отраслью.

Социология коммуникации, по определению В. П. Конецкой,– это специальная отрасль социологии, изучающая функциональные особенности общения представителей различных социальных групп в плане их взаимодействия – передачи и получения смысловой и оценочной информации и в плане воздействия на их отношение к социальным ценностям данного общества и социума в целом. Помимо взаимодействия социальных и коммуникативных «акторов» в межличностной, внутригрупповой и массовой коммуникации, она изучает уровни коммуникации, виды коммуникативных систем, их единицы, а также социально значимые категории и частные функции социальной коммуникации. При этом различаются понятия социология коммуникации, где акцент делается на социальном аспекте коммуникации, предполагающем изучение ее в русле социологических исследований, исследование социологическими методами, и социокоммуникация (внимание концентрируется на коммуникации как процессе общения, механизм и закономерности которого обусловлены многими факторами, среди которых социальные факторы занимают центральное место)*.

Латинское слово cоmmunicatio означает сообщение, беседа, разговор, приглашение к разговору. Сommunicator – принимающий участие, соучастник. Оба слова восходят к communico – «делать общим, принимать участие, делить, примиряться, сообщать, действовать заодно, беседовать, присоединять, добавлять, вносить, связывать, соединять, общаться, иметь связи».

Социология коммуникации изучает социальную коммуникацию, как межличностную, так и массовую (включая средства связи, СМИ, рекламу, Интернет и т. п.). Но относительно нашего предмета логичнее говорить о социологии массовой коммуникации.

Иногда употребляется также термин социология масс-медиа. Слово медиация имеет следующее семантическое гнездо слов в латинском языке: mediatio означает «посредничество», mediator – «посредник», mediale – «середина, сердцевина». Как видим, все значения, связанные с медиацией,– это серединные положения, то, что делает всеобщей связь между людьми. Слово «медиация» в коммуникативистике, по определению Л. М. Земляновой, употребляется в значении посреднической миссии медиа как действующих лиц в социальных драмах, а также для выражения преобразующей функции СМИ, которые в процессе сбора, обработки и передачи информации реципиентам способны видоизменять в различных имиджах реальность**.

Социология массовой коммуникации наиболее близка к социологии журналистики, хотя не вполне совпадает с нею, потому что, с одной стороны, ее предмет более широк (включает любые виды массовой коммуникации, не только СМИ, но и рекламы, паблик рилейшнз – связи с общественностью – и др.), а с другой стороны, более узок, потому что журналистика, помимо коммуникативной функции, выполняет и многие другие (информирование, просвещение, развлечение и т. п.).

Итак, социология журналистикиэто отрасль социологии, изучающая закономерности и особенности функционирования СМИ в обществе во взаимоотношениях их с аудиторией, издающими, руководящими, финансирующими структурами, их строение, деятельность и условия деятельности – на основе методов, принятых в социологии.

Предметом социологии журналистики является функционирование в обществе СМИ как социальной актуальной оперативной масс-информационной системы во взаимодействии с социальными институтами и аудиторией.

Если трансформировать структуру предмета общей социологии и перенести ее на социологию журналистики, то можно схематически изобразить предмет ее изучения следующим образом (табл. 2):

Таблица 2

Предмет социологии журналистики

Структура и деятельность субъектов функционирования СМИ Издающие, руководящие, финансирующие СМИ структуры, социальные институты Органы массовой информации, редакции, журналисты Аудитория
Субъект деятельности      
Структура, строение      
Характеристики      
Деятельность      
Потребности, интересы      
Функции, цели, задачи      
Направления, содержание деятельности      
Средства, методы, формы      
Результат, эффект      
Взаимоотношения с другими участниками информационного процесса      
Условия деятельности      
Социально-политические      
Экономические      
Духовные      
Психологические      

 

Таким образом, социологическими методами изучаются следующие параметры журналистики (предмет социологии журналистики).

Субъекты функционирования СМИ в обществе (система, структура, типология и морфология [социально-демографические характеристики, ориентации и т. п.]):

- издающих органов, социальных институтов;

- СМИ, журналистов;

- аудитории.

Деятельность субъектов функционирования СМИ в обществе:

- потребности, интересы;

- функции, цели, мотивы;

- содержание и направления;

- методы, способы;

- результаты, эффекты.

Взаимоотношения с другими участниками информационного процесса:

- властями;

- другими социальными институтами, партиями и общественными движениями, структурами гражданского общества;

- владельцами, учредителями, издателями, распространителями, рекламодателями и спонсорами;

- аудиторией и общественным мнением;

- журналистами.

Условия функционирования социальных субъектов:

- в широком понимании – совокупность социально-политических, экономических, духовных процессов и условий жизни общества,

- в узком понимании – финансовое положение, материально-техническая база, кадровое обеспечение и т. п.

Основные функции социологии журналистики:

- теоретико-познавательная,

- описательная,

- прогностическая,

- практически-преобразовательная,

- мировоззренческая, просветительская.

Сейчас круг наук, которые изучают журналистику, весьма широк. Помимо социологии журналистики это история журналистики, психология журналистики, правовые основы журналистики, этика журналистики, экономика журналистики, основы творческой деятельности и др.

Так сложилось, что пока журналистская наука не была расчленена на более дробные области исследования, на факультетах журналистики читался (и читается) общий теоретический курс, который назывался сначала «Введение в журналистику» или «Введение в теорию журналистики», затем «Основы журналистики». В этом курсе изучаются основные теоретические категории журналистики: функционирование в обществе, общественная природа журналистики как социального института, функции, закономерности, принципы, структура журналистики.

Если спроецировать предмет общей социологии на социологию журналистики, все названные вопросы должны были изучаться этой наукой. Но так получилось, что курс, разработанный профессором Е. П. Прохоровым, автором базового учебника «Введение в теорию журналистики», по которому учатся студенты российских вузов, в значительной степени освещает теоретические проблемы социальной природы журналистики.

Поэтому в курсах по социологии журналистики теоретическим подходам к журналистике как социальной системе внимания уделялось меньше, чем они этого заслуживали, ибо знания об этом студенты получали на первом курсе из «Введения в теорию журналистики». В результате традиционно так сложилось, что на факультетах журналистики больше внимания уделялось процедурной части социологии журналистики, программированию и методам социологических исследований в применении к изучению аудитории, редакции, журналистов, содержания СМИ, почты в редакцию и т. п., а также практике применения социологии и результатов исследований в работе редакции и журналиста. Поскольку данное учебное пособие предназначено для студентов факультета журналистики, оно учитывает учебный план и содержание курсов, читаемых наряду с социологией журналистики, и основное внимание здесь будет уделено прикладным аспектам социологии журналистики, хотя, конечно речь пойдет и о теоретических подходах и закономерностях функционирования СМИ в обществе.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теологическое состояние, когда господствуют сверхчувственные представления, идеи, которые невозможно доказать, они недоступны исследованию | Основные социологические теории СМИ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.