КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные социологические теории СМИ
В последние десятилетия активно разрабатываются теории постиндустриального общества, которые тесно связываются с функционированием массовой информации. У. Ростоу предложил выделить в истории общества пять этапов, которые различны по уровню технологического развития: 1. Традиционное общество – аграрное с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой, властью, сосредоточенной в руках земельных собственников, «доньютоновским» уровнем науки и техники. 2. Переходное общество – период создания предпосылок «сдвига» (увеличение капиталовложений в расчете на душу населения, рост производительности сельскохозяйственного производства, появление новых типов предприимчивых людей, возникновение централизованного государства). 3. Стадия «сдвига» (take off) – период промышленной революции, ведущий к повышению доли накопления капитала, быстрому росту промышленности. 4. Стадия зрелости – индустриальное общество, характеризующееся бурным ростом промышленности, возникновением новых отраслей производства, повышением уровня капиталовложений до 20 % национального дохода, широким внедрением достижений науки и техники, ростом городского населения до 60–90 %, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости. 5. Эра «высокого массового потребления» – когда основными проблемами общества становятся проблемы потребления, а не производства, основными отраслями – сфера услуг и производства товаров массового потребления, а не традиционные отрасли. Все эти идеи легли в основу концепции постиндустриального общества, которая выделяет три этапа и три типа общества: - доиндустриальное (главные институты общества: сельскохозяйственная сфера, церковь и армия); - индустриальное (во главе – промышленность с корпорацией и фирмой); - постиндустриальное, информационное (в центре – интеллектуальная собственность, теоретические знания с университетом как главным местом его производства и сосредоточения). Анализ идей названных выше авторов и других исследователей (И. Н. Курносова, А. И. Ракитова, Г. Л. Смоляна, Д. С. Черкашина, Е. П. Прохорова, В. Д. Аносова, В. Е. Лепского, А. А. Стрельцова, Е. П. Пронина, В. Н. Хургина и др.) позволяет вычленить характеристики информационного общества по нескольким основаниям: условия становления, основные характеристики информационного общества, эффекты, позитивные и негативные стороны массового информационного влияния. К основным условиям становления информационного общества можно отнести: - степень развитости цивилизации, ее информационной зрелости; - увеличивающуюся центробежность и самостоятельность входящих в нее структур; - плюрализацию социума при понимании общности цивилизационных судеб и неизбежности интеграции в единое человечество с переходом в «единое вселенство». Эта цивилизационная потребность современного этапа развития дополняется: - условиями экономической и технологической развитости, созданием крупных информационных ресурсов, наличием информационной индустрии, компьютерной и телекоммуникационной промышленности; - появлением социальных, технических и правовых возможностей доступа к источникам информации разного типа и уровня, появлением глобальных информационных сетей. Основными характеристиками информационного общества можно считать: - формирование единого мирового информационного пространства и углубление процессов информационной и экономической интеграции стран и народов; - распространение глобальных информационных сетей, доступность информации; - возможность получать любую информацию для использования в разных сферах жизни; - использование информации как экономического ресурса и предмета массового потребления; - преобладание в числе продуктов социальной деятельности производства и распространения информации, создание и интенсивный рост информационного рынка, преобладание информационных видов труда; - преобладание удаленных коммуникаций, дистанционных связей; - новые возможности для взаимодействия и выражения общественного мнения; - формирование новых моделей и норм поведения на основе информмоделей; - возрастание роли телекоммуникационной, транспортной, организационной инфраструктуры; - возможность практически полного удовлетворения информационных потребностей людей независимо от места их жительства, рода занятий и т. п. Теории информационного общества связываются сегодня прежде всего с технологическими прорывами и глобальными сетями, информационными супермагистралями. Однако информационное общество является пока перспективой не только потому, что еще недостижима технологически информационная связь для всех, но и потому что термин «информационное общество» намного более многозначен и глубок, чем просто понятие о планете, опутанной современными средствами коммуникации. Это тип общества, в котором информация снова становится суперзначимой, возвращается к своим исходным сущностным, ценностным смыслам, снова становится креативной, созидающей, а не разрушающей силой. Об этом очень точно и образно сказал М. Кастельс: «Обещанием информационной эпохи является освобождение беспрецедентной возможности силы разума. Я думаю – следовательно, я произвожу. Мечта Просвещения – что разум и наука решат проблемы человечества в пределах досягаемости. Однако существует экстраординарный разрыв между нашей технологической переразвитостью и нашей социальной недоразвитостью (выделение мое – Л. С.). Наши экономика, общество и культура построены на интересах, ценностях, институтах и системах представлений, которые в общем ограничивают коллективную креативность, конфискуют плоды информационной технологии и отклоняют нашу энергию в русло самоуничтожающей конфронтации»*. В связи с проанализированными теориями информационного общества важно определить роль журналистики в эпоху глобальной информации. Она становится все более универсальной и всепроникающей, полифункциональной, супероперативной, интерактивной, саморегулируемой, синтезной и дуальной, совмещающей разные тенденции (шаблонизацию и креатизм, массовизацию и демассовизацию, масс-бульваризацию и элитаризм и т. п.), ценностно разностильной – одним словом, синтезной. Особенно это относится к электронным средствам распространения информации, к глобальным сетям. Широко известная работа Фреда С. Сиберта, Уилбура Шрамма и Теодора Питерсона «Четыре теории прессы» (1956) характеризует основные теории СМИ – авторитарную, либертарианскую, теорию социальной ответственности и советскую тоталитарную теорию, которые можно свести к двум – тоталитарной и демократической. Приведем с небольшими изменениями таблицу, в которой авторы дают описание названных теорий** (табл. 3).
Таблица 3 Четыре теории прессы
Следовало бы заметить, что в оценке четвертой теории явно присутствует чрезмерная идеологическая составляющая. Сейчас весьма популярна теория социальной ответственности (Social responsibility theory) в связи с тем, что стала осознаваться все более значительная роль СМИ на общество, хотя существуют наряду с этим и теории минимального влияния на общество – позитивистский взгляд на взаимоотношения СМИ и аудитории. Схема, приведенная выше, создана полвека назад, и хотя она сохраняет до сих пор свое значение, логично назвать более современные теории. Приведем сводку этих теорий (табл. 4), тесно связанных с сегодняшним этапом развития информационного общества*. Таблица 4 Теории массовой коммуникации
Назовем родоначальников исследования массовой информации, массовой коммуникации (МК), не анализируя подробно их идеи, потому что в основном это предмет социологии массовой коммуникации. Однако здесь хотя бы бегло нужно познакомиться с этими известными социологами и их работами, которые связаны с МК*. Харольд Амамс Иннис ( 1894–1952), канадский ученый, основатель Торонтской школы коммуникативных исследований. Основная работа – «Империя и коммуникация» (1959). Исследовал мировые империи и формы коммуникаций, которые в них господствовали. Сторонник технологического детерминизма,– то есть считал, что появление единого информационного пространства связано с изобретением бумаги, печати и электронных средств. Единое информационное пространство объединяется общезначимой информацией, как правило, новостями. Чарльз Кули ( 1864–1929), американский социолог, социопсихолог. Один из основоположников теории малых групп в социологии. Основные труды: «Человеческая порода и социальный порядок» (1902), «Социальная организация» (1909), «Социальный прогресс» (1918), «Социологическая теория и социальное исследование» (1930). Рассматривал общество группы и индивида как единый живой организм, связанный с большим «Я» – социальным сознанием (социальный органицизм). В этом единстве социальное есть коммулятивный аспект целостности, индивидуальное – ее дискретный аспект. Приобщение индивидуальных ментальных процессов к «большому сознанию» есть социальный процесс, социализация индивидуального сознания. Это происходит лишь в коммуникации, межличностном общении внутри первичной группы. Выявил следующие особенности СМИ: - выразительность (способность охватить максимально широкий круг людей и переживаний); - устойчивость записи (победа над временем); - скорость (победа над пространством); - диффузность процесса, который охватывает все слои, расширяя и оживляя социальное взаимодействие; - СМИ все больше проникают к «дальним» как к ближним, распространяя принципы добра и справедливости. Гарольд Лассуэлл (1902–1978),американский политолог и социолог (Чикагская школа). Основные работы: «Техника пропаганды в мировой войне» (1927), «Пропаганда, коммуникация и публика» (1946), «Анализ политического поведения» (1947). Автор формулы коммуникации: «Кто передает информацию – что – по какому каналу – кому – с каким эффектом». Применял функциональный подход к политике, использовал психологию в анализе политики и пропаганды, выявлял роль массовой коммуникации в оформлении, распространении и воспроизводстве символики политической власти, исследовал проблему контент-анализа массовой коммуникации. Понимал общение людей как открытый форум для взаимной терпимости и доступа к основным ценностям жизни. Пол Лазарсфельд (1901–1976), американский социолог-позитивист. Основные работы: «Этапы социальной психологии в мировой войне» (1950), «Народный выбор» совместно с Берельсоном и Годе (1944). Выдвинул гипотезу установления повести дня, разработанную М. де Флером, М. Макомбсом и Д. Шоу как переопределение проблем в СМИ. Герберт Маршалл Маклуэн (1911–1980), канадский социолог и культуролог, публицист. Работа The Medium is the Massage: an Inventory of Effect (1968). Культура (по Маклуэну) есть совокупность средств общения, формирующих сознание людей, и потому смена исторических эпох связана со сменой форм общения: эпоха племенного человека – устная речь, слуховое и тактильное восприятие; типографское и индустриальное общество – общество визуального восприятия – линейная перспектива, развитие производства, рационализма, индивидуализма. Современная эпоха нового племенного человека – изменения в пользу слуха и тактильности. Электричество продолжает нервную систему, образование «глобального объятия», упраздняющего пространство и время на планете; формируется глобальная деревня. В мире разномасштабной и разноплановой электронной информации человек мыслит не линейно-последовательно, а мозаично, через интервалы, посредством резонанса – через непосредственное вовлечение в действие и шарообразность картины мира, слитность человека и общества, мифологическую цельность мышления. Снова принципом сознания становится миф как способ удержания цельности восприятия. Формируется экологическое сознание. Из современных зарубежных исследователей в первую очередь следует упомянуть немецкого социального философа Юргена Хабермаса, представителя Франкфуртской школы критической теории, написавшего несколько работ по коммуникации: «Знание о человеческих интересах» (1968), «Коммуникация и эволюция общества» (1974), «Теория коммуникации», в 2 томах (1981), «Теория коммуникативной компетентности», в 2 томах (1984 и 1988), «Структурное преобразование публичной сферы» (1989), «Моральное сознание и коммуникативное действие» (1990), «Фактичность и значимость» (1992). Ученый изучает коммуникативные процессы в обществе, их эффекты. Широко известна работа Дениса Мак Куэйла «Введение в теорию коммуникации» (1994), где рассматриваются операционные и нормативные теории коммуникации. Научным бестселлером стали книги Мануэля Кастельса «Информацицонная эпоха: Экономика, общество и культура» (1996, издание на русском языке в 2000), «Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе» (2003, издание на русском языке в 2004), где он исследует основные особенности и закономерности информационной эпохи, эпохи Интернета. Следует назвать российских авторов, которые занимаются исследованием массовой коммуникации в ее связи с социологией, и назвать их книги: Конецкая В. П. «Социология коммуникавистики» (1997), Федотова Л. Н. «Социология массовой коммуникации» (2003), Шарков Ф. И., Родионов А. А. «Социология массовой коммуникации» (2003). Имена отечественных исследователей социологии журналистики вам хорошо известны из курсов, которые вы уже прослушали, в особенности – «Введения в теорию журналистики», и трудов Е. П. Прохорова. Но, говоря о социологических подходах к изучению функционирования массовой информации и о специфике массового сознания, следует прежде всего назвать Б. А. Грушина. Он руководил организованным им Институтом изучения общественного мнения «Комсомольской правды» (1960–1967), возглавлял Центр изучения общественного мнения Института конкретных социологических исследований Академии наук СССР (1969–1972), был одним из руководителей Всесоюзного центра изучения общественного мнения при ВЦСПС и Гоструде СССР (1988–1990), а в 1989 г. основал собственную независимую Службу изучения общественного мнения Vox Populi («Глас народа»). Его труды – настольные книги социологов и исследователей в области журналистики: «Мнение о мире и мир мнений» (1967), «Массовое сознание» (1987), вышедшая под его редакцией книга о знаменитом Таганрогском проекте «Массовая информация в советском промышленном городе» (1980). Сейчас Б. А. Грушин работает над четырехтомником («четырехкнижием», как он сам называет этот фундаментальный труд) «Четыре жизни России». Здесь на основе более чем 250 эмпирических исследований, проведенных за последние 40 лет, предпринимается не имеющая аналогов попытка реконструировать в динамике некоторые значимые свойства менталитета российского народа. Книги посвящены эпохам Хрущева, Брежнева (в 2 томах), Горбачева и Ельцина. Очень глубокую интерпретацию социологической информации о динамике и особенностях общественного мнения в постперестроечной России можно найти в книге другого патриарха отечественной социологии – Ю. А. Левады, долгое время бывшего директором ВЦИОМа (Всесоюзного, потом Всероссийского центра изучения общественного мнения), а теперь возглавившего выделившуюся из ВЦИОМа исследовательскую структуру «Левада-центр». Эта книга называется «От мнения к пониманию» (2000). Социолого-теоретические проблемы журналистики разрабатывают также А. Н. Алексеев, А. И. Верховская, И. М. Дзялошинский, С. Г. Корконосенко, В. С. Коробейников, Л. Г. Свитич, Л. Н. Федотова, Б. М. Фирсов, И. Д. Фомичева, А. А. Ширяева, Т. В. Шумилина и др. Их работы вы найдете в списке библиографии. Кроме того, мы еще не раз встретимся с этими именами в книге.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |