Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Техника проведения интервью, особенности поведения интервьюера

Требования к интервьюерам: доброжелательность, контактность, способность быстро находить решения в спорных ситуациях, не навязывать своих мнений, быть нейтральным при опросе, хорошие адаптивные способности, которые предполагают возможность общаться с любыми респондентами. Важны также компетентность и образованность, честность и дисциплинированность, аккуратность в ведении документации, в заполнении вопросника. Немаловажное значение имеют располагающая внешность, тембр голоса (особенно для телефонного интервью), способ одеваться и т. п. И, конечно, важна заинтересованность самого интервьюера в исследовании.

Р. Пэнто и М. Гравитц выделяют весьма любопытные типы респондентов (кстати, у журналистов встречаются те же типы собеседников):

Робкий человек, который боится отвечать, потому что не сведущ в вопросах.

Боязливый опасается отвечать, особенно на вопросы, касающиеся политики.

Болтун. Его полезно держать в узде намеченных вопросов и возвращать к обсуждаемой теме.

Спорщик старается переубедить интервьюера.

Шутник обычно развлекается в письменных ответах на анкету.

Самоуверенный отвечает на вопросы, но иногда ценность полученной информации сомнительна.

Место проведения интервью, как для социолога, так и для журналиста,– очень важный фактор искренности ответов. Вряд ли вы этого добьетесь, если беседуете в присутствии других людей, особенно начальства. На работе влияет окружение. После работы люди торопятся домой. Зато можно спокойно побеседовать вечером дома или в кафе.

Конечно, выбор места зависит от цели и содержания исследования. Сложные проблемы, особенно политические, лучше обсудить в домашней обстановке. Но здесь желательно уединиться в отдельную комнату, чтобы максимально исключить влияние семьи.

С политиком не совсем уместно беседовать на официальном приеме, потому что он вряд ли будет вести себя естественно и искренне.

При мотивировании респондента следует учитывать факторы, помогающие убедить его в необходимости принять участие в исследовании*:

- рефлекс вежливости,

- желание на что-то повлиять,

- психологическая потребность в общении.

Во время проведения беседы интервьюер должен быть вежливым, уметь располагать к себе, выражать теплоту и симпатию, показать свою способность понимать, что именно хочет сказать опрашиваемый. Хороший интервьюер должен вызвать интерес у респондента, успокоить его, если тот тревожится по поводу интервью и его последствий, сообщить, что исследование анонимное, а ответы будут использованы только в научных или практических, полезных и самому респонденту целях.

Ни в коем случае нельзя влиять на характер ответов, подсказывать ответы. Поэтому абсолютно противопоказаны вопросы типа «Вы, наверное, не читаете газету “Коммерсантъ”?» «Согласитесь с тем, что “АиФ” – популярная в аудитории газета».

Важно, чтобы вопросы, особенно если это стандартизированное интервью, задавались в том порядке и в тех формулировках, как это записано в вопроснике.

Если человек устал, нужно найти способ оживить его внимание. В конце беседы обязательно поблагодарить собеседника и еще раз напомнить, что его ответы будет очень полезны. Желательно сказать, где будут опубликованы материалы, как он может с ними познакомиться.

Интервью со взрослыми может длиться около часа, с детьми – не более 45 минут. Но если речь идет о глубоком интервью, тем более с экспертом, это время может значительно увеличиться. Вспоминаю, как в рамках проекта под руководством Б. А. Грушина, о котором уже шла речь, «Общественное мнение» («Массовая информация в советском промышленном городе») мы опрашивали методом полустандартизированного глубокого интервью журналистов ростовских газет, радио и телевидения. Беседа обычно длилась около 2 часов. Но с некоторыми журналистами, особенно заинтересованными в теме беседы и дающими очень интересные ответы, приходилось засиживаться до вечера, потому что интервью длилось по 3–5 часов. Конечно, для подобных бесед страниц стандартного вопросника не хватало, и пространные ответы мы записывали в тетрадях, помечая номер вопроса. К сожалению, такую широкую информацию очень трудно кодировать и обрабатывать. Но она хороша для цитат и монографического исследования. В этом смысле глубокое свободное интервью сродни журналистикой беседе с человеком, который размышляет и дает информацию о какой-то проблеме или рассказывает о своей жизни.

Начинающим интервьюерам (и не только) лучше вести опрос вдвоем – один спрашивает, другой записывает. Кстати, если вы пользуетесь магнитофоном, нужно обязательно спросить собеседника, согласен ли он на это.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Интервьюирование | Основная часть. Вступление, или легенда
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.