Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретический материал

Блок 1. " Становление и развитие социологии ".

Значимые идеи в социальной философии появляются в античности.

Платон (427-347 до н.э.) – автор "Государства", выявил особую роль разделения труда в социальном устройстве; указал, по сути, основные функции государства: функцию управления, защиты и хозяйственную функцию, на основе которых происходит социальное расслоение на касты (классы) – мудрецов-управляющих, воинов, ремесленников и крестьян.

В плохом государстве над всеми стоят правители, в разумном – законы. Закон призван ограничивать как власть правителей, так и свободу управляемых. Частная собственность вредна, так как развращает нравы, ведет к распрям и злоупотреблению властью. На страже законов стоит правосудие, а к отправлению правосудия должны быть причастны все граждане государства. Печься о благе государства в соответствии со своими способностями, "заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – это и есть справедливость …", - считает Платон.

Аристотель (384-322 до н.э.) – автор "Политики" определял человека как “ zoon politikon “ - общественное (полисное, социальное) животное, наделенное разумом. Государство лучше всего управляется в том случае, если: 1) масса бедняков не отстранена от участия в управлении; 2) эгоистические интересы богатых ограничены; 3) средний класс многочисленнее и сильнее, чем два другие (богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат).

Различаются два вида справедливости: уравнивающая и распределяющая. Первая является простым, арифметическим равенством и действует в области гражданско-правовых сделок. Вторая предполагает распределение благ пропорционально вкладу в в общее дело. Частная собственность способна развивать здоровые эгоистические интересы, поэтому законодатель должен стремиться не к всеобщему равенству, а выравниванию жизненных шансов. Несовершенства общества должны исправляться, по Аристотелю, не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей и поддержкой среднего класса.

Аристотель рассматривает наблюдение как основу социальной науки.

В античности не различали понятия "общество" и "государство".

 

Н.Маккиавелли (1469 –1527) автор произведения "Государь", продолжил основную линию рассуждений Платона, обратив особое внимание на поведение политического лидера. Правитель, желающий добиться успеха, должен знать мотивы поведения людей и руководствоваться в своей деятельности тремя основными принципами:

1) поступками людей правят честолюбие и стремление к власти и страх. (Состоятельные боятся потерять то, что они накопили, бедняками движет страсть приобрести то, чего их лишили);

2) умный правитель не должен выполнять все свои обещания (Добиваясь власти, можно расточать обещания, но, придя к ней, не обязательно их выполнять, иначе попадешь в зависимость от подчиненных);

3) творить зло надо сразу, а добро – постепенно.

Государство, по Макиавелли, является высшим проявлением человеческого духа; оно призвано обуздать эгоистическую природу человека; служение государству признается целью, смыслом и счастьем человеческой жизни.

 

Томас Гоббс (1588-1679) – автор "Левиафана", разработал теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе. Человеческая природа, по Гоббсу, эгоистична, заставляет искать почета и выгод. Безудержная погоня за господством может привести к "войне всех против всех". Такая социальная борьба является естественным состоянием рода человеческого и характеризует повседневную жизнь людей в догражданском обществе. Но разум и взаимный страх побуждает людей создавать общество, объединяет их в группы, помогая выжить в конкуренции. Для обеспечения всеобщего мира и ограждения безопасности людьми учреждено государство. В результате общественного договора на государя (или органы государственной власти) были перенесены права отдельных граждан, добровольно ограничивающих свою свободу. (Люди рождаются равными и каждый имеет одинаковое с другими "право на все".)

Забота о мире – основа "естественного права", созданного общественным договором. Благо народа, считал Гоббс, - высший закон государства.

 

Ш.Л.Монтескье (1689-1755) – автор О духе законов", выдвинул идеи, которые легли в основу так называемой " географической школы " в социологии (или географического детерминизма). Он утверждал, что частные законы подчинены общим, хотя "мир разумных существ далеко еще не управляется с таким совершенством, как мир физический", когда-нибудь "естественные" и "неизменные законы в обществе будут действовать столь же однозначно, как в природе.

Климат, почва, состояние земной поверхности – это определяющие факторы поведения людей, духа народа и характера общественного развития. Законы истории (развития общества) определяются также комплексом других факторов: производством, образом жизни, собственностью, религией, принципами правления. По Монтескье, умный правитель заботится скорее о предупреждениях нарушений, чем о наказаниях. Ликвидация нищеты и бесправия, воспитание и образование, социальный мир – главные средства борьбы с преступностью. Вслед за Д.Локком, Монтескье считал, что необходимо разделение законодательной, исполнительной и судебной власти.

 

К.-А. Сен-Симон (1760-1825) наиболее резко и отчетливо выразил идею социального закона как разновидности ествественного. Он объяснял развитие (прогресс) общества в конечном счете сменой господствующих в нем социально-религиозных и научных идей. Сен-Симон считал, что определяющее значение в истории имеют “ индустрия ”, (все виды экономической деятельности людей) и соответствующие ей собственность и классы. Каждая социальная система развивается постепенно (созидательно) и, исчерпав свои идеи и господствующие формы собственности, сменяется “критической” (разрушительной) фазой, ведущей к построению более высокого общества.

Социология О.Конта (1798-1857)

- французский философ, давший название науке социологии.

 

О.Конт считал, что:

 

Социология призвана открыть универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы.  

 

Чтобы вылечить больное общество, социология должна быть точной наукой, такой, какой является естествознание.

 

Открытия в социологии совершаются при помощи четырех основных методов:

- наблюдения;

- эксперимента;

- сравнения;

- исторического метода.

Применяться они должны объективно, независимо от оценочных суждений исследователя. Такой подход характерен для позитивизма.

 

Конт указывает на пять значений слова “позитивное”:

1) реальное в противовес химерическому;

2) полезное в противовес негодному;

3) достоверное в противовес сомнительному;

4) точное в противовес сомнительному;

5) организующее в противовес разрушительному.

 

Объект в социологической системе, по Конту, может изучаться с двух точек зрения (структура социологии): статической и динамической.

 

 

Социология

 

Социальная статика Социальная динамика

 

Обнаружение

 

 

Законов социального порядка Законов прогресса
Социальная анатомия Строение социального организма   Социальная физиология Функционирование общества

 

В социальной статике Конт выделяет структуру “коллективного существа”:

 

Условия, присущие всемСоответствующие законы

человеческим обществамгармонии

 

Эти условия касаются

 

Индивида, Семьи, Общества (человечества)

 

Индивид. Естественным и необходимым образом предназначен жить в обществе; но и эгоистические склонности носят у него естественный характер. “Подлинный социологический элемент” – не индивид, а семья.

Семья. Это школа социальной жизни, в которой индивид учиться повиноваться и управлять, жить в гармонии с другими и для других, она прививает чувство социальной преемственности и понимания зависимости от прошлых поколений, связывает прошлое и будущее.

Семья – основной элемент, из которого, и по образу которого строится общество.

Общество. Образуется из совокупности семей; в нем стадия семейного существования перастает в стадию политического существования.

Семья, племя, нация, государство – фазы ассоциации в последовательном стремлении к человечеству.

Но семья – это “союз”, основанный на инстинктивных, эмоциональных привязанностях, а не “ассоциация”. Что касается собственно социальных образований, то они предполагают преимущественно кооперацию, основанную на разделении труда.

Деление общества на классы вытекает из основного и необходимого разделения управленческой и исполнительной функции

 

Социальная динамика – теория прогресса. Прогресс характерен для человеческого сообщества. Он возможен благодаря тому, что одни поколения могут передавать другим (в отличие от животных) накопленные материальные и духовные богатства.

Прогресс носит непрерывный и преемственный характер.

 

“Настоящее беременно будущим” Лейбниц  

 

Прогресс не равнозначен безграничному росту счастья и совершенства, последнее, по Конту, лучше заменить понятием “развития”.

Главный закон социального прогресса – закон трех стадий:

Теологическая МетафизическаяПозитивная

 

Согласно этому закону, индивид, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно проходят все три стадии.

Теологическая эпоха. Человеческий разум стремиться найти либо конечные, либо начальные причины явлений. Люди верят сначала в фетиши, затем в богов (период политеизма), затем – в единого бога (период монотеизма).

Основным мирским занятием являются завоевательные войны. Соответственно, духовная власть принадлежит священникам, мирская – военным.

Метафизическая эпоха. Человеческое мышление пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение. Но явления объясняються не посредством сверхъестественных факторов, а посредством сущностей или абстракций. Люди обладают правом свободной дискуссии и основываются на индивидуальной оценке.

Духовная власть, принадлежащая метафизикам и литераторам, поглощена мирской в лице “законодателей и адвоватов”.

Позитивная эпоха. Здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. Ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т.е. “постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями”.

Основной вид деятельности – индустрия, которая носит в основном мирный характер.

Духовное управление осуществляется “учеными”, а мирское – “индустриалами”.

Первичный фактор социальной динамики – духовное, умственное развитие. Ко вторичным Конт относил климат, расу, среднюю продолжительность жизни, прирост населения, обусловливающий разделение труда и побуждающий развитие интеллектуальных и моральных черт человека.

 

Социология Герберта Спенсера(1820 – 1903)

 

Английскиий социолог – основатель органической или организмической (сравнение общества и организма) школы социологии. Суть его теории в том, что:

 

Общество рассматривается как единая система взаимодействия факторов – природных (прежде всего биологических) и социальных  

 

Все стороны общественной жизни взаимосвязаны органично и не могут функционировать вне данной связи

 

Спенсер сравнивал (но не отождествлял) общество с живым биологическим организмом, так как в процессе роста и развития:

- общества, как живые организмы, увеличиваются в массе;

- и те, и другие усложняются;

- части общества приходят во все большую зависимость друг от друга;

- и те, и другие продолжают жить как целое, хотя составляющие их единицы постоянно меняются и исчезают (клетки организма – люди в обществе).

 

В обществе три главные системы органов

(социальных институтов):

1) поддерживающая (производство);

2) распределительная (пути сообщения, транспорт, торговля);

3) регулирующая (управленческая).

 

Спенсер применил к социологической теории теорию эволюции Ч.Дарвина.

Эволюция для Спенсера – уникальный процесс, объясняющий все изменения как природной всеобщности, так и самых частных социальных и личностных феноменов. Причем процесс развития любой единицы или совокупности, по Спенсеру, сопровождается дифференциацией их структур и функций. Чем более развит организм, тем более он сложен. В сложных обществах его элементы не заменяемы, поэтому для их нормального функционирования необходима координация, аналогичная координации в живом организме.

Спенсер первым применил в социологии понятия "структура", "функции", "система", "институт", показал органическую взаимосвязь этих социальных феноменов.

Так, например, изменения в структуре, по его мнению, не могут происходить без изменения функций: увеличение размеров социальных единиц неизбежно порождает в них прогрессирующую дифференциацию социальной активности, естественное разделение труда.

Спенсер заменил ценностный подход к социальным явлениям функциональной оценкой их значимости.

Ценно, по его мнению, то, что функционально в данном контексте. Поэтому не следует осуждать априорно поступки, обычаи, которые непривычны или даже неприятны, если они функционально значимы.

Спенсер использовал идею естественного отбора Дарвина, при­менив ее к социальной жизни.

В соответствии с ней увеличение населения стимулирует все большую социальную активность: требуется все большая изобретательность, чтобы выжить.

Различая два типа обществ – воинственный и промышленный, Спенсер видел существенное различие в двух типах борьбы за существование: 1) военные конфликты (истребление и порабощение побежденных) и 2) главным образом промышленная конкуренция. Наименее развитые группы и индивиды вымирают, поэтому общий уровень интеллекта должен постепенно возрастать. Выживут лишь "сильнейшие", кто превосходит других в отношении усердия, способностей и т.п., т.е. в области интеллектуальных и моральных качеств. Но этот прогрессивный эволюционный механизм будет разрушен, если – в фор­ме слабых законов или других мер по защите социального благосо­стояния – будет допущено государственное вмешательство в этот эволюционный процесс.

Спенсер – сторонник идеи свободы индивида как ценности – общество существует для блага своих членов, а не наоборот.

Условием успешного социального развития он считал принципы "равной свободы" индивидов, ограниченной лишь свободой других индивидов; равного влияния всех индивидов и социальных слоев на принятие политических решений; свободной конкуренции.

 

Социально-философская теория К.Маркса (1818-1883)

К.Маркс первым из мыслителей выдвинул и обосновал материалистическое понимание истории, разработал концепцию формации.

Согласно его теории основным фак­тором развития общества является материальное производство, способ производства, а вслед за ним обмен его продуктов составляют основу всякого общественного строя.

 

Люди, прежде чем заниматься политикой, религией, искусством, должны иметь жилище, питание, одежду и т.п.

 

Развитие общества происходит закономерно, как естественно-исторический процесс, в ходе которого осуществляются глубокие ка­чественные изменения – смена общественно-экономических формаций.

Каждая из них представляет собой целостный социальный организм, обладающий своей экономической и социальной структурой, определенными способами социальной регуляции, идеологическими формами, чертами быта и т.д. Специфика формации определяется способом производства, представляющим собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений.

Производственные отношения являются базисом, обусловлива­ющим надстройку – политические и юридические институты, идео­логические общественные отношения и формы сознания.

Производственные отношения и лежащие в их основе формы собственности определяют также социальную дифференциацию, де­ле­ние общества на классы.

Последние возникают на том уровне развития материального производства, когда появляется прибавочный продукт, складывается общественное разделение труда и становится экономически выгодным присвоение одной частью общества труда другой, формируется частная собственность на средства производства.

Частная собственность на средства производства является основой классовых антагонистических противоречий, которые в эксплуататорских обществах разрастаются до уровня социальных конфликтов.

Обостренные до предела социальные конфликты перерастают в революции. Революция, по мнению Маркса, является локомотивом истории.

Наибольшее развитие социальные противоречия получают при капитализме, особенно противоречия между производительными си­лами и производственными отношениями, между базисом и надстройкой, что создает благоприятные условия для социалистической революции.

В результате социалистической революции устанавливается диктатура пролетариата, которая является лишь переходом к уничтожению всех классов, к обществу без классов – к коммунизму.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 2. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения | Социологическая теория Э. Дюркгейма (1858 – 1917)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.