Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-экономическая активность




Экономическая сфера представлена совокупностью отношений в сфере производства, экономическим положением социальных групп и результатами их экономической деятельности.

Социальный механизм развития экономики – устойчивая система поведения и взаимодействия социальных групп в экономической сфере. Сочетает в себе элементы как экономической так и социальной сфер.

Взаимосвязь экономической и социальной сфер находит свое отражение в протекании всех социально-экономических процессов. Каждый социальный процесс регулируется определенным социальным механизмом.

Объект изучения экономической социологии

Объектом изучения является взаимодействие экономических и социальных процессов, причины и механизмы их взаимосвязи.

Основные категории экономической социологии: делятся на заимствованные из других общественных наук и специфические, присущие данной науке. К числу заимствованных относятся: производство, собственность, социальный статус, социальная группа, социальная структура, социальная мобильность, поведение, взаимодействие, отношение к труду, содержание труда и др.

К основным специфическим категориям относятся:

· экономическая сфера, или экономическая подсистема общества;

· социальная сфера;

· социально-экономическая активность (деятельность, взаимодействие, поведение).

2. Социальный механизм развития экономики

Социальная сфера представлена: социальной структурой, в которой различные группы занимают определенные места; активностью этих групп; социокультурными факторами, реглирующими активность; результатами социально-экономической активности.

Социальный механизм развития экономики отражает характер активности социальных субъектов, который ускоряет или тормозит ее развитие. Следовательно, способом функционирования социального механизма развития экономики является активность субъектов, связывающая экономическую и социальную сферы общества.

 

Проявляется в трех формах: деятельности, поведении, взаимодействии.

Деятельность и поведение отличаются степенью их регламентации, наличием правовых, политических, административных, технологических норм, выступающих в качестве их регуляторов. Деятельность более формализована. Поведение же возникает из устремлений и интересов самого индивида, выражается в его действиях и поступках.

Типы социально-экономического поведения:

· демографическое;

· образовательно-квалификационное;

· профессионально-трудовое;

· управленческое;

· миграционное (мобильности);

· в сфере распределения доходов;

· потребительское.

 

Литература

1. Дорин А.В. Экономическая социология: Учеб. пособие. – Минск: ИП «Экоперспектива», 1997. – Гл. 1, 2, 3.

2. Радаев В.В. Экономическая социология: Курс лекций. – М.: Аспект-Пресс, 2000.

3. Соколова Г.Н. Экономическая социология: Учеб. для вузов. – Минск: Филинъ, Белорусская наука, 2000. – Разд. 2, Гл. 1. 2.

4. Токарская Н.М., Озерникова Т.Г. Экономическая социология: Учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1995.

 

Контрольные вопросы

1. Раскройте экономическую социологию как специфическую разновидность социологического знания.

2. Раскройте предмет и основные категории экономической социологии.

3. Раскройте сущность взаимодействия социальных субъектов по поводу экономических отношений.

4. Чего удалось и чего не удалось достичь на первом этапе рыночных реформ?

 

Тема 13. Социология труда

 

План

1. История формирования и развития социологии труда в России.

2. Труд как социально-экономический процесс. Актуальные проблемы труда и занятости.

3. Современный трудовой коллектив и проблемы его функционирования.

 

1. История формирования и развития социологии труда в России

В современных условиях перед социальными науками встала задача осмысления сущности проводимых преобразований. Социология труда в ряду этих наук занимает особое место, так как призвана оценивать происходящие изменения в сфере труда, которая под воздействием рыночных реформ приобретает совершенно иной облик и характеризуется качественно новыми направлениями развития. В этой связи назрела необходимость пересмотра многих положений социологии труда. По существу, идет речь о создании новой российской социологии труда, вобравшей в себя как многолетний зарубежный опыт исследования социально-трудовой сферы, так и результаты изучения современных тенденций российской действительности. Отсюда необходимость исторического осмысления формирования и развития социологии труда в России.

Необходимо выделить исторические рамки социологии труда: досоветский период, в рамках которого особое место занимает учение Берви-Флеровского («Положение рабочего класса в России», 1869 г.), а также русских экономистов-статистиков: А.А. Кауфмана, А.А. Чупрова. Ю.Э.Янсона.

Развитие социологии труда в 80-90-е годы XIX века. Важнейшими направлениями становятся сравнительные исследования положения рабочего класса России и других развитых стран (К.А. Пажитнов), теория классов и социальных групп (А.А. Богданов, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов, П.М. Сорокин, К.М. Тахтарев).

Менее известные социологические теории (начало ХХ века) - нетрадиционная концепция С.Н. Булгакова, изложенная в работе «Философия хозяйства» (1912 г.).

Социология труда в 20-30-е годы характеризуется двумя направлениями: разработка общетеоретических вопросов социализма и практические работы в области организации труда. Центральный институт труда (ЦИТ) создается в 1921 году - директор его А.К. Гастев. А.К. Гастев был продолжателем Ф.У. Тейлора в советской России. Он считал: прежде чем говорить о гуманизации труда, нужно обеспечить элементарный порядок на производстве, сделать, если не научную, то хотя бы нормальную организацию. Другими представителями в области организации трудовых процессов являлись П.М. Керженцев, И.М. Бурдянский, М.П. Рудаков.

С середины 30-х до начала 60-х годов XX века. Социология труда не существовала в бывшем СССР как отрасль научного знания. Нарушилась преемственность в передаче знаний. Мировая же наука развивалась особенно интенсивно, в частности в США.

Возрождение и развитие социологии в 60-80-х годах. Кризисное состояние современной социологии труда, что характерно для всех отраслей социальных наук (начало 90-х гг.).

 

2. Труд как социально-экономический процесс.

Актуальные проблемы труда и занятости

Рассматриваются новые явления в области занятости и труда, к числу которых относят организационную гибкость, деквалификацию, сочетание процессов гуманизации и дегуманизации труда.

Изменения последних лет в сфере труда нашли свое отражение в таком процессе, как трансформация занятости населения (изменение структуры занятости населения, расширение сферы приложения трудовой деятельности и возрастание роли неформального сектора экономики).

Рассмотреть трудовой процесс и условия его организации, теория К.Маркса, концепции тейлоризма и фордизма.

70-е годы характеризуются появлением новых моделей организации трудовых процессов. Представитель английской школы Г. Браверман опирался на теорию Маркса.

Японизация и американизация производства. Какое место в указанном процессе принадлежит России? Положительные результаты и негативные последствия использования зарубежного опыта организации производства и труда на современных российских предприятиях.

Рассмотрение оплаты труда в современных условиях и выделение основных тенденций. Половая дискриминация в сфере труда. Факторы роста и характерные черты безработицы.

 

3. Современный трудовой коллектив

и проблемы его функционирования

Раскрывается роль теории социальной группы, которая оказывается связующим звеном между отдельным человеком и обществом. Особое значение отводится трудовым группам, так как труд представляет собой одно из наиболее сущностных проявлений человеческой природы. С категорией «трудовая группа» тесно связано понятие «трудовой коллектив».

В теоретическом аспекте под трудовым коллективом понимается объединение группы работников в целях осуществления совместной общественно полезной трудовой деятельности. Существует две позиции по вопросу о трудовых коллективах как основных объектах изучения, характерных как для западной, так и для отечественной науки.

Социальная структура трудовых коллективов, ее определение в российской и западной социологии (концепция разделения рабочих на основных и вспомогательных, изменение соотношения между основными и вспомогательными рабочими, или периферийными, т.е. теми, кто работал неполное рабочее время или был нанят временно).

Формальные и неформальные отношения в сфере труда, выделение трех типов отношений, как нормы поведения.

Важнейшими специфическими проблемами являются: невыполнение правил технологии и техники безопасности; нарушения трудовой дисциплины, трудоустройства и продвижение на работе; неофициальная система получения информации; неформальная работа и неформальный доход.

Самостоятельной острой социальной проблемой является приватизация предприятий и изменение трудовых отношений.

 

Литература

1. Адамчук В.В. и др. Экономика и социология труда: Учеб. пособие. – М., 1999. – Гл. 1, 10, 11.

2. Маркович Д. О предмете и задачах социологии труда // Социс. – 1996. – № 3.

3. Социология: Учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 1998. – Гл. 13.

4. Токарская Н.М., Карпикова И.С. Социология труда. Учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1997.

5. Экономика и социология труда: Учеб. пособие для вузов. – Ростов-н/Д, 1999. – Разд. 2.

6. Соколова Т.Н. Социология труда. – Минск: Вышейш. Шк., 2002.

7. Токарская Н.М., Карпикова И.С. Социология труда. Учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1997.

 

Контрольные вопросы

1. Какие глобальные изменения в сфере труда характерны для современного общества?

2. Назовите основные характеристики трудовых групп. Какие функции они реализуют?

3. Какие социальные процессы в сфере труда вы можете назвать? Каково их содержание?

4. Охарактеризуйте основной круг социальных проблем в сфере труда, присущих современной российской экономике.

 

Тема 14. Социология организаций

 

План

1. Предмет и объект социологии организаций.

2. Основные концепции организации.

3. Понятие социальной организации, ее элементы.

4. Типология организаций.

5. Корпоративная культура: понятие и элементы.

 

1. Предмет и объект социологии организаций

Предметная область социологии организаций: природа социальных организаций, их особенности, эволюция; социальные процессы, протекающие в организации; механизм функционирования и развития организации; средства регуляции организационного поведения.

Особенности социологии организаций:

· во-первых, в отличие от узкопредметных теорий, рассматривающих организацию в качестве объекта своего изучения, социология организаций анализирует организацию на основе теорий, возникших на стыке социологии, менеджмента, социальной психологии;

· во-вторых, центральной проблемой социологии организаций является феномен социальной организованности, проявляющийся во всех сферах социальной жизни;

· в-третьих, предмет социологии организаций частично совпадает с предметами изучения смежных наук, по отношению к которым она выполняет теоретико-методологические функции.

 

2. Основные концепции организаций

1. «Организация как трудовой процесс» (тейлоризм). Главная особенность - детально расписанное поведение работников по рационализированной схеме.

2. «Организация-машина» (А.Файоль, Л.Урвик и др.). Организация-механизм, построенный из формализованных связей, статусов, целей в виде многоуровневой административной иерархии.

3. «Бюрократическая» модель организации – концепция рационализации поведения человека (М.Вебер). Разработана с целью преодоления свойственной людям иррациональности в поступках и отношениях.

4. «Организация-община» (Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер). Ключевыми являются отношения «человек-человек», «человек-группа». Главный регулятор - принятые в группе нормы поведения.

5. «Естественная» организация. Основана на идеях Т.Парсонса, Р. Мертона и др. Функционирование организации рассматривается как объективный, саморегулирующийся процесс, в котором субъективное начало не является преобладающим.

6. Системное построение организации. Методологическим кредо данного направления можно назвать тезис У. Эшби о «необходимом разнообразии». Принцип только «разнообразие может поглотить разнообразие» является ключом для анализа и построения организационных систем.

 

3. Понятие социальной организации, ее элементы

Рационалистские (целевые) подходы к определению организаций: организация - специально сконструированная социальная система, предназначенная для достижения определенной цели (М. Вебер, А.И. Пригожин, С.С. Фролов и др.).

Определение организации с точки зрения органицизма: организация -живой социальный организм, подобный биологическому организму (Ж.Хайес, К. Скотт, Т. Питерс и У. Уотерман, Д. Марч и Г. Саймон).

Интегральные определения организации: социальная организация-это относительно устойчивая социальная целостность (социальная общность), проявляющая разумное поведение, подобно живому организму (В.И.Франчук).

Элементы организации(целевой подход):

1. Социальная структура:

· нормативная структура – ценности, нормы, ролевые ожидания;

· фактический порядок – поведенческая структура.

2. Цели:

основные

· Цели - задания - определяются организацией более высокого порядка;

· цели – ориентации – совокупность целей участников организации;

· цели – системы – стремление сохранить организацию как единое целое

производные

· стимулирование работников, повышение качества, укрепление дисциплины и т.д.

3. Технологии

· система физических объектов, составляющих организацию;

· совокупность знаний о процессах, протекающих в данной сфере функционирования организаций («ноу-хау»);

· физические объекты плюс человеческая активность.

4. Внешнее окружение: государство и политическая система, экономика, культура и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.