Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И логика социального построения либерализма

Мотив социального действия личности

Система личность – общество в контексте либеральной идеологии

Вопросы к самопроверке

 

1. Перечислите последовательно формационные стадии социального прогресса в марксизме и назовите логику его социального стержня.

2. Какие принципиальные изменения произошли в социальной жизни при переходе от первобытно-общинной формации к рабовладельчеству?

3. Что составляет содержание производственных отношений?

4. Объясните понятийный смысл «класса». Назовите капиталистические классы и дайте им определение. Что такое эксплуатация?

5. Укажите специфику олигархии как социальной группы и назовите факторы её формирования.

6. Какими причинами объясняет марксизм неизбежный переход от капитализма к социализму?

7. Что такое национализация? Каков её экономический смысл?

8. Раскройте марксистскую интерпретацию экономических понятий «справедливости» и «свободы».

9. Какова идеологическая разница в понимании термина «владение капита-лом»?

10. Что такое социальные потребности и социальные интересы личности? Укажите их функции.

11. Дайте определение и типологизируйте ценностные ориентации личности. В чём их принципиальное отличие от социальных потребностей?

12. Объясните содержание термина «развитие личности».

13. Что такое социальный тип личности и каковы критерии его формирования в марксизме?

14. Перечислите идеологические принципы марксизма.

15. Поясните философскую методологию марксизма и назовите два важнейших свойства её системы личность – общество.

16. Объясните социологический смысл понятия «народ» и укажите способ формирования этой социальной группы в марксизме.

17. Поясните содержание коммунистической формации.

18. Согласны ли Вы с аналогиями между марксизмом и христианством? Обос-нуйте ответ.

 

2. ЦЕЛЕРАЦИОНАЛЬНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС:

 

 

Содержание либеральной теории и соответствующей социальной практики определено понятием «социальная свобода» (сам термин «либерализм» несёт в себе греко-латинское происхождение, значимое как «свободный»).

Социальная свобода имеет относительную природу, что выражается в обя-зательном пояснении: от чего конкретно социальный субъект не зависит. Кроме того, её значение, в некотором смысле, находится в прямом противоречии с со-циализацией: чем шире и глубже социальный субъект связан с общественной системой, тем реактивнее он в отношении фундаментальных социальных проб-лем и полнее выражает эволюционную сущность социальной истории. Один из значительных парадоксов состоит в том, что наиболее творческая в общесоциа-льном плане активность ограничена жесткими рамками момента исторической необходимости.

Конечно, либерализм никогда не имел в виду освобождение личности от общественных отношений – это ложное, гибельное для неё направление. Любая идеология никогда не станет открыто призывать Человека к максимальному раз-рыву с социальной коллективностью, обеднению личностной социализации и формированию пассивного обывателя.

Концептуальное рождение либеральной мысли связано с развитием капи-талистических отношений в Западной Европе в эпоху Просвещения. Её фило-софская субнаучность, так или иначе поддерживая новую экономическую фор-мацию, выражала соответствующие взгляды в аспекте антимонархизма и анти-аристократизма, политического равенства выборной демократии, атеизма и кри-тики традиционной церкви, а также в декларативных утверждениях о граждан-ском обществе, правовом государстве и свободе личности. Решающий же прог-ресс в научном обосновании либерального знания определен 19-м веком и ста-новлением социологии в процессе системной конкретизации социально-фило-софской абстракции.

Социологическим основателем либеральной идеологии по праву считает-ся Макс Вебер. Его работы явились на стыке веков ответом со стороны капита-листического прогресса марксизму, который в то время был чрезвычайно популярен и идейно покорял одну за другой все европейские страны. В дальнейшем либерализм дополнился новыми принципиальными составляющими, которые существенно модернизировали и его фундамент. В результате либеральная теория приняла своё относительное завершение к середине 20-ого века и получила сегодня почти повсеместную социальную практику, геополитическое выражение которой носит название «глобализации».

Либеральная мысль абсолютно противоположна марксизму. Их коренное отличие заложено не только в идеологических принципах, но уже в философской методологии. Либерализм связан с субъективным идеализмом, чей гносеологический подход в понимании и построении системы личность – общество направлен от личностного изменения в виде основополагающего прогресса социальной мотивации к вторичности общественной трансформации. Так должно двигаться и изучение либеральной идеи, не забывая о необходимости конкретного определения сущности её социального освобождения.

Можно отметить либеральную логику социального формирования известной социологической формулой:

 

мотив социального субъективный социальная социальная

действия личности идеализм справедливость свобода

и либерализм

 
 


социальная социальное социальная

политика право инициатива

 

Веберовская концепция типологизирует следующие виды индивидуального мотива социальной активности, на основании которых далее будут сформированы модальные социальные типы личности и соответствующие им общественные формации:

· самое примитивное социальное действие, побуждаемое энергией психо- логических факторов – эмоциями и чувствами. Здесь мотив находится вне социальной составляющей идеального мира человека;

· социальное действие, диктуемое коллективной этической нормой, её религиозным выражением и юридическим правом, выстроенном на фундаменте вековых общинных социально обязующих канонов. Мотив этого действия тоже имеет внеличностную основу, но уже внешней социально-традиционной природы по отношению к индивиду. Он всегда «подобен чисто реактивному подражанию» [1. С. 628];

· социальное действие, обусловленное личностно-нравственными принципами. Так «действует тот, кто, невзирая на возможные последствия, следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, религиозных предначертаниях» [1. С. 628]. Этот личностный мотив может соответствовать общинно-тради- ционной норме, но согласован с ней уже самостоятельно;

· целерациональное действие личности как высший вид социальной активности, которое, «во всяком случае, не аффективно (прежде всего, не эмоцио-нально) и не традиционно» [1. С. 629].

Социальная эволюция, очевидно, движется от самых простых, начальных видов индивидуального действия к его высшему качеству – мотивационной целерациональности с аналогией изменения и в этике модальной личности, и в об-щественном устройстве.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политика и философско-идеологические принципы марксизма | Целерациональность и теория социальной эволюции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.