Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеология и ценностные ориентации личности

СОЦИАЛЬНОГО СУБЪЕКТА

ИДЕОЛОГИЯ И ЕЁ МЕСТО В СОЗНАНИИ

Вопросы к самопроверке

1. Определите понятие «нация». В чем заключается различие идеологических подходов в толковании этого термина? Каково отличие нации от народа?

2. Назовите философский базис национальной идеологии и объясните его со-циальный смысл. Какова логика социальной эволюции в национализме?

3. На каком основании национальная теория проводит аналогии между капитализмом и социализмом?

4. Что такое цивилизация и каков её социальный фундамент? Перечислите ведущие мировые цивилизационные центры.

5. Объясните национальный подход к понятию «социальное равенство». Каково его экономическое и политическое выражение?

6. В чем заключено принципиальное сходство между марксизмом и национал-социализмом?

7. Поясните принципиальное отличие идеологии фашизма от национал-социа-лизма.

8. Определите свойства и функции менталитета. Какова его стратегическо-эво-люционная цель?

9. Перечислите важнейшие характеристики традиционного менталитета с точ-ки зрения национальной теории.

10. Назовите основные принципы национальной идеологии.

11. Согласны ли вы с постулатом марксизма о постепенном нивелировании вли-яния этнических признаков по мере социального прогресса?

 

Развитие личности, как известно, выражается движением от начала абст-рактной универсальности социальных потребностей к конкретной специфике ценностных ориентаций, где отличительная типологизация проходит уже по качественным критериям идеологии и глубине-системности знания. Это положение составляет ценностные ориентации (взгляды человека на социальные элементы и процессы) высшим этапом, апогеем индивидуальной эволюции.

Уточним их в либеральном, коммунистическом и национальном идеологических форматах.

Экономические ценностные ориентации – взгляды личности на капитал и деньги, труд и рынок, экономическое неравенство и экономическую культуру, а также на экономическую справедливость и свободу:

· либеральные – признание необходимости частной формы капитала и распределения доходов, в первую очередь, по его количеству; интерпретация труда как индивидуальной борьбы за собственность на средства производства в аспекте максимизации личной прибыли; установка на либеральный рынок с минимальным государственным регулированием и снятие всех ограничений на перемещение триады экономических объектов капитал – прибыль – товар; признание экономической поляризации и её крайних полюсов роскоши и нищеты естественным явлением при отсутствии социальной защиты; формально-техно-генное понимание культуры; утверждение свободы выбора, прежде всего, в получении и расширении личного капитала на фундаменте целерациональности;

· коммунистические – понимание исторической необходимости общенародной формы капитала с распределением прибыли по труду; определение первичности коллективно-стратегического труда в реальном секторе экономики; установка на социалистический рынок с государственным ценообразованием и контролем за перемещением триады капитал – прибыль – товар в соответствии с идеями протекционизма в условиях либеральной глобализации; признание необходимости экономической защиты личности при относительно неболь- шой, определяемой трудом, а не количеством личного капитала, поляризации доходов с отсутствием полюсов роскоши и нищеты; содержательное понимание культуры с классовой точки зрения; утверждение равенства в системе производ- ственных отношений и свободы экономической мобильности исключительно в иерархии доходов посредством повышения своего трудового статуса;

· национальные – признание необходимости национальной формы собственности на средства производства и социалистической экономической практики (однако существует и фашистское направление национальной идеологии, а следовательно, вид экономического сознания, допускающий дискриминацию по этническому признаку при распределении доходов); понимание сущности культуроформирования в аспекте ментального антагонизма этносов.

Политические ценностные ориентации – взгляды личности на субъект и цель власти, демократию и диктатуру, политическую справедливость и свободу:

· либеральные – признание необходимости олигархического управления обществом; установка на многопартийность и свободу слова, но в рамках текущего политического момента и с безусловным сохранением капиталистического экономического базиса;

· коммунистические – власть труда, вне которой не может быть демо-кратии; утверждение диктатуры однопартийного управления обществом во имя обязательного сохранения и развития социалистической экономики; стремление к политической мобильности на идеологическом фундаменте пролетарской нравственности;

· национальные – понимание необходимости власти коренного этноса – не может быть демократии вне диктата национального управления обществом в соответствии с национальными традициями и интересами; утверждение главной социальной целью сохранение определённого этнического этико-религиозного цивилизационного фундамента; признание необходимости политической дискриминации по этническому признаку и политической мобильности коренной национальности на ментально-идеологическом основании этической традицион- ности.

Этика ценностных ориентаций и соответствующие взгляды на воспитание и гуманитарное образование человека:

· либеральные – денационализированное и деклассированное сознание в индивидуалистическом русле материальности экономизма; абсолютное неприятие традиционно-общинной этики; утверждение эгоцентризма, элитарности, космополитизма и абстрактного гуманизма, что закономерно ведет к вседозволенности и цинизму равнодушия к коллективно-общественному благу – все эти социальные качества необходимы в капиталистической формационности;

· коммунистические – воспитание пролетарской этики на основании социального равенства и уважения к производственному труду; установка первич- ности классовой общности – коллективизма классового товарищества, конкретного гуманизма, альтруизма чувства трудовой Родины и его патриотизма; острое неприятие либерального индивидуализма и элитарности;

· национальные – педагогика национального мировоззрения; нравствен- ность соответствует традиционной морали в этническом формате – уважение к производственному труду, национальная общность – соборность, национальное товарищество, конкретный гуманизм, альтруизм чувства национальной Родины и его патриотизм; острое неприятие либерального индивидуализма и космополитизма; геополитическое понимание национального равенства (фашизм в этно- идеологии формирует личностную этику фундаментом шовинизма).

Религиозные ценностные ориентации – взгляды на социальную сущность Бога, религиозный институт и его роль в обществе, религиозную свободу:

· либеральные – утверждение долготерпения, абстрактного гуманизма и всепрощения, что, безусловно, выгодно в процессе эксплуатации и геополитиче- ского формирования антитрадиционной социальности; поддержка либеральной этики в признании богоизбранности и элитарного бессмертия высшей целерациональности; установка на свободу действия любых религиозных конфессий;

· коммунистические – понимание Бога и его пророка как «приносящих меч» и способных «выгнать торговцев из храма» борцов за коммунистический идеал справедливости и классового равенства; признание объективным снижение нормативной роли религиозных институтов и строгий запрет на действие всех нетрадиционных конфессий;

· национальные – наполнение Бога и пророка этническим содержанием; определение религиозной функции в русле этноцивилизационного антагонизма и необходимости сохранения ментально-национальных социальных канонов; поддержка педагогико-нормативной роли института религии; установка на ликвидацию нетрадиционных конфессий.

Взгляды личности на роль нации с точки зрения социальной эволюции:

· либеральные – космополитизм и денационализация сознания; стремле- ние к юридическому запрету революционной социальной активности нации с помощью демагогических обобщений и стереотипов;

· коммунистические – классовый интернационализм в социальных рамках пролетарской солидарности и утверждение первичности классового противостояния – роль нации признается вторичной в эволюционном процессе снижения этнической значимости; патриотизм и национальная идентификация исключительно в аспекте классово-трудовых традиций;

· национальные – мировоззрение на основании национального обособления в пёстрой этнической картине мира с чётким её разделением на дружественные и враждебные цивилизации; утверждение ведущей роли этноса в эволю- ции социального созидания и цивилизационном антагонизме; роль класса не отрицается, но признаётся вторичной.

И, наконец, взгляды личности на искусство – на свободу и функциональ-ность художественного творчества, а также на ведущего социального субъекта в процессе создания художественных произведений:

· либеральные – утверждение универсального денационализированно-деклассированного искусства, управленческая роль которого заключена в разру- шении традиции, максимизации прибыли и маскировке общинной проблематики в аспекте эстетической расслабленности гедонизма; признание необходимос- ти цензуры революционного классово-национального творчества; акцентирование личности как единственного художественного субъекта;

· коммунистические – утверждение искусства классовой проблематики и творческое исследование её социальных типов личности; признание художественной функцией классово-гуманитарное образование и революционно-про-летарское воспитание; понимание необходимости цензурирования самых антитрадиционных моментов либерального искусства; установка класса в качестве первичного творческого субъекта;

· национальные – утверждение национального искусства, соответственно раскрывающего социальную проблематику и менталитет; признание этнопедагогической роли художественного творчества; запрет либерального искусства; определение нации исходным творческим субъектом.

Итак, либерализм есть эгоцентричное «Я» в контексте индивидуальной борьбы за собственный социальный статус, прежде всего – экономический. Марксизм и национальная идея – это коллективно-целевое «Мы», но с принципиальным различием в классовом или этническом выражении.

Идеологический формат ценностных ориентаций, таким образом, дополняет личностную типологизацию ещё и качественным критерием традиционности – консервативная личность этической тождественности с общинной, классово-национальной каноникой и либерал со «свободными от её предрассудков» взглядами.

Нельзя не отметить проникновение в современное социально-гуманитар-ное знание понятия так называемых «общечеловеческих ценностей» (видимо, имеются в виду некие универсальные ценностные ориентации личности), что, несомненно, лежит в русле либерализации науки.

Ценностные ориентации личности полностью определяются идеологией и говорить об универсализации системы субъективных взглядов можно лишь в плане идеологического однообразия, что, конечно, пока представляется идеалом в социальной практике. Можно совершенно точно вести речь о первичных абстрактных социальных потребностях, действительно одинаковых, но которые, прежде чем превратиться в мотив социального действия, полностью идеологизируются (деуниверсализируются) на стадии связки социальных интересов и ценностных ориентаций под воздействием определённых социальных факторов общественного устройства.

Например, каждый человек объективно участвует в социальной борьбе и мечтает о счастье, что формируется абстракцией его потребностных сил. Но в дальнейшем социальная борьба идеологически конкретизируется или в признание необходимости капиталистической индивидуально-экономической конкуренции, или в установку на классово-национальное противостояние. Соответственно, уточняется и стратегия социальной мечты, которая вторична в отношении представления о социальном противоборстве – либеральный идеал собственного «маленького счастья» в предельно ближнем кругу под патронажем лич-ного капитала или приоритет традиционного стремления к общинному, национально-классовому благополучию.

Совокупность ценностных ориентаций – логичная система взаимосвязанных элементов и областей личностного сознания, где, например, по экономическому или религиозному содержанию можно определить взгляды на политику или искусство. Такая целостная конструкция возможна лишь у человека, обладающего глубоким социально-гуманитарным научным знанием, когда идеология, выполняя своё формирующе-конкретизирующее назначение, связывает соответствием все составные части социального мировоззрения – индивидуального аналога общественных сфер.

Теперь следует наглядно зафиксировать все социальные факторы формирования личностной идентичности. Идеология составляет их модальность и классификацию:

 

ценностные ориентации и социальные интересы личности

 


место в СПО место в просвещение менталитет целерациональ-

системе (пропаганда) ность, эгоизм и

общественно- труда либидо

экономическая социальные общественное

формация институты сознание

политические семья,

развитие (государство, коллектив этно-

производ.сил партии) традиция

 

 

Все социальные факторы личностного формирования должны быть самостоятельно опосредованы научным просвещением и опытом. Можно, конечно, говорить о том, что каждый социальный человек является личностью, поскольку у него по мере социализации появляются определённые социальные потребности, интересы, ценностные ориентации, а на их основе – мотив социального действия и интеграция в общество. Но следует помнить, что ещё одна значительная личностная типологизация проходит в аспекте составления ценностных ориентаций или научно-системным знанием, или социальными стереотипами пропаганды.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Менталитет и логика социального конструирования | Идеология и система личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.