КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 1. Понятие классификация и порядок создания международных организаций
Понятие классификация и порядок создания международных организаций Таблица 1. Основные международные экономические организации
Охарактеризуем некоторые из них: 1. Всемирная торговая организация (ВТО). Является организацией глобального значения. Основана в 1995 году. Целью является упорядочение правил международной торговли. На 2008 год в ВТО насчитывала 153 страны-участницы. Штаб-квартира находится в Женеве (Швейцария). ВТО создана на базе ГАТТ (генеральное соглашение по тарифам и торговле). Согласно уставу, ВТО может урегулировать только торгово-экономические вопросы. 2. Европейский Союз (ЕС). Организация Европейских государств, созданная в 1993 году на базе трех организаций, две из которых входят в него и сейчас - ЕЭС (европейское экономическое сообщество - теперь Европейское сообщество), ЕОУС (европейское объединение угля и стали - прекратила существование в 2002 году), Евратом (европейское сообщество по атомной энергетике). Это уникальная организация, которая являет собой нечто среднее между международной организацией и государством. Имеет общий рынок, общую валютную систему и т. д. Сфера деятельности касается многих направлений - экономика, политика, валюта, рынок труда и т. д. На 2007 год в состав ЕС входило 27 государств. 3. Лига Арабских Государств (ЛАГ). Организация создана в 1945 году. Цель - объединение арабских и дружественных им государств для сотрудничества в разных сферах, в том числе и касающихся обороны. Штаб-квартира находится в Каире (Египет). В состав входит более 20 государств, в том числе и признанное не всем мировым сообществом государство Палестина. 4. Организация Исламская Конференция (ОИК). Международная исламская организация. Создана в 1969 году. Цель - сотрудничество между мусульманскими государствами в различных сферах, совместное участие в деятельности на международной арене, достижение стабильного развития стран-участниц. Штаб-квартира находится в Джидде (Саудовская Аравия). На начало 2009 года в состав входило 57 государств. 5. Организация Объединенных Наций (ООН). Межгосударственная организация, созданная в 1945 году странами антигитлеровской коалиции. Цель организации - поддержание мира между государствами, укрепление мира, развитие и безопасность международных отношений, развитие международного сотрудничества в различных сферах. В состав ООН входят шесть главных органов (Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Секретариат, Международный Суд и Совет по Опеке). Существует множество различных структурных подразделений ООН и различных организаций, работающих под эгидой ООН в разных сферах международной деятельности. Штаб-квартира большинства основных подразделений ООН находится в Нью-Йорке (США), но есть и филиалы в разных частях мира. На 2007 год ООН насчитывала 192 государства-члена. Является самой крупной международной организацией. 6. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Существует с 1975 года. Является наиболее крупной региональной организацией мира, которая занимается вопросами безопасности. Цель - предотвращение и урегулирование конфликтов в регионе, ликвидация последствий конфликтов. На 2008 год в состав ОБСЕ объединяла 56 государств, которые находятся не только в Европе, но и в Центральной Азии и Северной Америке. 7. Организация Североатлантического Договора (НАТО). Является международным союзом военно-политической направленности. Создана в 1949 году по инициативе США. Основная цель - безопасность и свобода всех стран-членов в соответствии с принципами ООН, как в Северной Америке, так и в Европе. Для достижения своих целей НАТО использует военный потенциал и политическое влияние. Штаб-квартира находится в Брюсселе (Бельгия). В 2009 году в состав НАТО входило 28 государств. 8. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Организация межправительственного уровня созданная в 1960 году по инициативе Венесуэлы. Цель - контроль мировой нефтяной политики, стабилизация цен на нефть. ОПЕК устанавливает ограничения на объемы производства нефти. Штаб-квартира находится в Вене (Австрия). На 2009 год в составе ОПЕК было 12 стран. 9. Содружество Независимых Государств (СНГ). Организация создана в 1991 году бывшими республиками СССР. Основными целями являются сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях, в том числе создание общего экономического пространства. Постоянно действующий орган СНГ - Исполком СНГ находится в Минске (Белоруссия). Межпарламентская Ассамблея СНГ находится в Санкт-Петербурге (Россия). В данный момент живейший интерес к деятельности СНГ проявляют Монголия и Афганистан, имеющие статусы наблюдателей. Класс международных организаций не однороден. Предлагается их оригинальная классификация. По функциям выделяются программные и операциональные организации. По силе авторитета программные организации подразделяются на строго привязывающие к решениям и свободно привязывающие к решениям. Операциональные организации по этому же критерию подразделяются на организации строгого выполнения решений и организации свободного выполнения решений. Каждый из четырех классов по критерию делегирования полномочий государствами подразделяется на межправительственные и надгосударственные организации.[1] Межгосударственное регулирование международных отношений — это совокупность добровольно принимаемых на себя разными странами обязательств и общих правил действия в сфере мирохозяйственных связей. Главные предпосылки возникновения такой необходимости[2]: ¾ либерализация международной торговли путем снижения таможенных тарифов; ¾ крах мировой колониальной системы и обеспечение развития освободившихся стран; ¾ сырьевые и энергетические кризисы 70—80-х годов, осложняемые действиями стран — экспортеров нефти, структурные кризисы в РСРЭ; ¾ глобализация мировой экономики, усиление взаимосвязей и взаимозависимости стран, приспособление национальных экономических систем к происходящим изменениям в мировом хозяйстве; ¾ усиление мощи транснациональных корпораций; ¾ интенсивное развитие процессов международной экономической интеграции; ¾ распад мировой социалистической системы; ¾ интенсивное развитие экономических отношений между странами в условиях несогласованности национальных законодательств и различий в методах регулирования внешнеэкономических связей; ¾ обострение глобальных проблем развития человеческой цивилизации. 1. Международные экономические организации (МЭО) — это система образований различного вида, создаваемых на договорной основе государственными или хозяйственными органами заинтересованных стран для решения хозяйственных и политико-экономических вопросов или совместной производственно-хозяйственной деятельности в определенных областях экономики, науки и техники, отраслях производства. Таким образом, Международные экономические организации служат инструментом объединения усилий и средством аккумуляции материальных, финансовых, информационных, человеческих ресурсов в целях решения социально-экономических проблем, в том числе и глобальных.[3] По характеру деятельности различают Международные экономические организации координирующие, оперативные и консультационные. Координирующие Международные экономические организации — это организации, обладающие собственными полномочиями и финансовыми средствами, на основе которых координируют международное, региональное, национальное, финансовое и социально-экономическое развитие. Оперативные Международные экономические организации существуют в виде различных форумов, где высказывается точка зрения (требование) правительств стран мира и вырабатываются подходы и рекомендации по проведению экономической политики в отдельных странах и регионах. Консультативные Международные экономические организации занимаются исследовательской работой, на основе сбора и анализа статистической информации предоставляют отчеты и прогнозы развития стран, регионов и всей мировой экономики в целом. По форме Международные экономические организации могут быть неправительственными и межправительственными, по периоду деятельности — временными и постоянными, по масштабу деятельности — региональными и всемирными, по характеру рассматриваемых проблем — глобальными, универсальными, специализированными. Взаимные связи и сотрудничество между существующими в настоящее время международными организациями (а их насчитывается более 4 тыс., из них более 300 — межправительственные) позволяют говорить о системе международных организаций, в центре которой находится ООН. Это ведет к появлению новых структур (совместных органов, координационных органов и т.п.).[4] Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц (например. Ассоциация международного права, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирная федерация научных работников и др.). Для классификации международных организаций могут быть применены различные критерии. По характеру членства они делятся на межгосударственные и неправительственные. По кругу участников межгосударственные организации подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств мира (ООН, ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства. Организация американских государств). Межгосударственные организации подразделяются также на организации общей и специальной компетенции. Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ). Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (например. Всемирный почтовый союз. Международная организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т.д. Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и наднациональные или, точнее, надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций, целью которых является организация межгосударственного сотрудничества, и решения которых адресуются государствам-членам. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Их решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств-членов. Некоторые элементы надгосударственности в таком понимании присущи Европейскому Союзу (ЕС). С точки зрения порядка вступления в них организации подразделяются на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей). Примером закрытой организации является НАТО. Международные организации как вторичные, производные субъекты международного права создаются (учреждаются) государствами. Процесс создания новой международной организации проходит три этапа: принятие учредительного документа; создание материальной структуры организации; созыв главных органов, свидетельствующий о начале функционирования организации. Международные организации могут быть созданы и в упрощенном порядке, в форме принятия решения другой международной организацией. К такой практике неоднократно прибегала ООН, создавая автономные организации со статусом вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи. Например, так были созданы ЮНКТАД — Конференция ООН по торговле и развитию (1964 г.), ПРООН — Программа развития ООН (1965 г.). В данном случае согласованное волеизъявление государств относительно создания международной организации проявляется путем голосования за учредительную резолюцию, вступающую в силу с момента ее принятия.[5] Второй этап предполагает создание материальной структуры организации. В этих целях наиболее часто используются специальные подготовительные органы. Такова практика создания ООН, ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, МАГАТЭ и др. Из последних примеров можно сослаться на подготовительную комиссию для Международного органа по морскому дну и Международного трибунала по морскому праву. Подготовительные органы учреждаются на основе отдельного международного договора или приложения к уставу создаваемой организации либо на основе резолюции другой международной организации. В этих документах определяются состав органа, его компетенция и функции. Деятельность такого органа направлена на подготовку проектов правил процедуры будущих органов организации, проработку всего круга вопросов, касающихся создания штаб-квартиры, составление предварительной повестки дня главных органов, подготовку документов и рекомендаций, относящихся ко всем вопросам этой повестки дня, и др. Государства, не являющиеся членами международных организаций, могут посылать своих наблюдателей для участия в работе органов международных организаций, если это установлено правилами организации. В некоторых организациях государствам-нечленам разрешается аккредитовать миссии постоянных наблюдателей. Так, например, при ООН такие миссии имеют Ватикан, Швейцария; при ОАГ — 30 государств, в том числе Россия. Созыв главных органов и начало их функционирования завершают мероприятия по созданию международной организации.
[1]Кутейников Александр. Новое в исследовании Международных Организаций. - http://www.intertrends.ru/seventeenth/006.htm [2] Спиридонов И.А. мировая экономика. – М.: ИНФРА. 2008, С. 96-98. 1 Мовсесян А.Г., Огнивцев С. Мировая экономика. – М.: Финансы и статистика. 2008, С.8-10. 1 Спиридонов И.А. Мировая экономика:Учебное пособие. – М.: ИНФРА. 2008. С.101-102. 1 Булатов А.С. Мировая экономика / Под ред. Булатова А.С. – М.: Юристъ. 2007, С. 142. Мировая экономика – система взаимозависимых национальных экономик. Она складывается в результате появления и постепенного углубления международного разделения труда, т.е. специализации разных стран на производстве и реализации на мировом рынке определенных товаров. Можно считать, что в целом мировая экономика сформировалась к середине 19 века. Изначально она сложилась как колониальная система, в которой страны с более сильными экономиками регулировали развитие своих колоний, направляя его в нужное себе русло и используя ресурсы колониально зависимых стран в своих интересах. В середине 20-го века колониальная система разрушилась, т.к. большинство слаборазвитых стран смогли избавиться от политической зависимости. Но неразвитость экономик бывших колоний привела к тому, что экономическая зависимость этих стран сохраняется до сих пор, порождая их неравноправие в системе международного разделения труда. Последняя треть 20 века ознаменовалась стремлением этих стран к созданию нового международного экономического порядка, который ставил бы страны с разным уровнем развития в более равноправное положение, давая всем национальным экономикам стимул к развитию. Участие в системе международного разделения труда выгодно для всех стран, поскольку позволяет более эффективно расходовать ограниченные ресурсы, производя внутри страны то, что получается лучше, чем у других, и продавая это на мировом рынке; остальные товары закупаются там же у тех, кто производит их лучше всех, то есть с наименьшими затратами при сопоставимом качестве и технологическом уровне. Наиболее достойное место в системе международного разделения труда занимает та национальная экономика, которая большое количество товаров производит с наивысшим уровнем эффективности и в обмен на них получает нужные ей товары. Если конкурентоспособных товаров нет или их мало, если уровень конкурентоспособности национальных товаров низок, обмен оказывается затруднительным. Не имея достаточного количества товаров, пользующихся спросом на мировом рынке, страна вынуждена сама производить то, на что ей требуется большее количество ресурсов, чем мировым лидерам производства данного товара. Это снижает эффективность. Возможен другой выход – приобретение товаров в долг, но долгосрочное его использование ведет к затягиванию долговой петли. Особо надо отметить страны, поставляющие на мировой рынок сырье и энергоносители. Чем ниже уровень переработки вывозимого ими продукта, тем ниже конкурентоспособность, т.к. постепенно складывается односторонняя зависимость от лидеров мирового технологического развития. Односторонняя зависимость порождает угрозу диктата и откровенной дискриминации зависимых стран на мировом рынке. Эта проблема весьма актуальна для современной российской экономики, поскольку энергоносители разного рода в ее национальном экспорте имеют очень существенную долю, а государственный бюджет зависит от доходов, связанных с экспортом нефти не меньше, чем на 70 %. Национальные экономики, в существенной степени вовлеченные в мировую экономику, то есть значительную часть национального продукта поставляющие на мировой рынок и соответствующую часть национального потребления удовлетворяющие за счет товаров, купленных на мировом рынке, принято называть открытыми. Открытые экономики активно используют себе на благо достижения других национальных экономик, но также делятся и своими. Открытые экономики зависят друг от друга, что естественно и не опасно, если зависимость по каким-то причинам не становится односторонней. Преимущества и проблемы какой-либо из открытых экономик из-за этой взаимозависимости достаточно быстро становятся достоянием других национальных экономик, взаимодействующих с данной. Участию в системе международного разделения труда (открытости) противостоит автаркия – политика, нацеленная на самостоятельное обеспечение национальной экономики всеми необходимыми товарами. Такая политика оправдана для стран со слабой экономикой, практически не имеющей товаров, конкурентоспособных на мировом рынке. Она дает независимость, но лишает стимулов к развитию, консервируя неэффективные технологии использования ресурсов. В структуре современной мировой экономики четко выделяются три блока: страны «большой семерки», промышленно развитые страны, развивающиеся страны; в 90-е годы 20 века выделялась и группа постсоциалистических стран. Отнесение страны к определенной группе основывается на анализе определенных макроэкономических показателей: ВНП, ВВП, национальный доход на душу населения, уровень и качество жизни. Ведущую роль в мировой экономике играют страны «большой семерки». В начале 21 века к этой группе относятся: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада. Все они входят в число лидеров мировой экономики как по количественным макроэкономическим показателям (ВВП, НД), так и по относительным (качественным: НД на душу населения, уровень жизни, качество жизни). Также все они имеют достаточно высокий уровень общественной производительности труда (США- 1 место в мире, Япония – 2, Германия – 3, Франция и Канада входят в первую десятку мировых лидеров по этому показателю) и других показателей эффективности общественного производства. Важно: в США, Японии, Германии, Франции и Канаде во всех секторах экономики, включая аграрный, индустриальный и постиндустриальный, делаются весьма существенные вложения в проведение НИОКР, что обеспечивает высокий уровень технологий, преимущественно используемых в этих странах. Наконец, в США, Японии и Германии сформированы достаточно четко выраженные постиндустриальные экономики. Около 70% корпоративных лидеров мирового бизнеса являются представителями стран «большой семерки». Все это делает экономики данных стран лидерами мирового экономического развития, обеспечивая им весьма существенный отрыв от преследователей. Примечательно следующее: именно эти страны наиболее близки к формированию социально-ориентированного рыночного хозяйства, что, как известно, возможно на основе развитой экономики и высокого уровня производительности труда. Используемое в наше время понятие страны «большой восьмерки», куда помимо перечисленных стран включают Россию, имеет преимущественно политическую сущность. Как по количественным, так и (в еще большей степени) по качественным показателям Российская экономика далека от лидеров мировой экономики, но ее политическое значение в современном мире достаточно велико по причинам, прежде всего военного характера. В группу стран, которые принято называть промышленно развитыми, входят примерно 20 европейских государств, таких как Австрия, Швеция, Финляндия, Норвегия, Швейцария, Испания, Дания, Бельгия и т.п., а также – Австралия. Эти страны обычно имеют высокие показатели эффективности общественного производства и качественные макроэкономические показатели. Вместе с тем, количественные макроэкономические показатели у них часто не высоки, поскольку масштабы данных экономик достаточно малы. Именно поэтому данные страны не могут играть в мировой экономике такую роль, как страны «большой семерки». Блок развивающихся стран имеет сложную внутреннюю структуру, т.к. входящие в него страны имеют очень разный уровень развития и перспективы в мировой экономике. Некоторые из них имеют экономики весьма существенных масштабов: Бразилия, Мексика, Китай, Аргентина и т.п., что обеспечивает весьма высокие количественные макроэкономические показатели (Бразилия по размерам ВВП входит в десятку мировых лидеров), но не дает высоких качественных показателей, достаточного для отнесения к более продвинутым группировкам уровня и качества жизни насаления. Особо среди них выделяются новоиндустриальные страны, в последней четверти 20 века создавшие национальные индустрии, имеющие высокую конкурентоспособность на мировом уровне. Важно: на начальных этапах поступательного движения они использовали экспортно-ориентированную, а не импорто-замещающую технологию развития. Разница заключается в том, что в первом случае ресурсы преимущественно направляются на развитие тех отраслей экономики, которые обеспечивают производство промышленных продуктов, конкурентоспособных на мировом рынке. Такой подход дает отсталым экономикам хороший стимул к развитию и открывает перед ними вполне благоприятные перспективы долгосрочного развития, хотя на начальном этапе реализации такой технологии приходится трудно. При импорто-замещающей технологии ресурсы направляются в те отрасли, которые могут производить товары, удовлетворяющие внутренние потребности граждан страны. На этой основе происходит отказ от импорта, что лишает страну возможности пользоваться преимуществами участия в системе международного разделения труда, снижает эффективность такой национальной экономики и лишает ее перспектив развития. Мировая экономика динамична. Определяющей тенденцией ее развития в конце 20 – начале 21 веков является интернационализация хозяйственной деятельности, т.е. взаимопроникновение и взаимопереплетение разных национальных экономик не только в сфере обращения, но и в сфере производства. Такая интернационализация основана на углублении международного разделения труда и сужении международной специализации экономик разных стран. Конечно, она усиливает зависимость национальных экономики друг от друга, что нормально. Плохо, когда из-за низкой конкурентоспособности складывается односторонняя зависимость, она может вести к дискриминации. Интернационализация хозяйственной деятельности приобрела такие масштабы благодаря бурной успешной деятельности транснациональных корпораций, которые определяют лицо современной мировой экономики. Они, в свою очередь, смогли развить такую деятельность на основе эволюции системы международного разделения труда. Изначально оно сложилось как по-продуктовое, то есть разные страны специализировались на производстве и поставке на мировой рынок конечных продуктов, способных удовлетворять конкретные потребности людей. Но разные детали этих продуктов разные страны производили с не одинаковым успехом. У одних получалось лучше одно, у других – другое. Поэтому в середине 20 века сложилось по-детальное международное разделение труда, когда страны специализируются на деталях, поставляя их сборщику. Понятно, что деталь сама по себе удовлетворять потребность не способна. Следовательно формирование по-детального разделения труда существенно усиливает взаимозависимость разных национальных экономик. Но разные операции над одними и теми же деталями в разных странах выполняются с разным уровнем эффективности. Поэтому в 70-е годы 20 века сложилось по-операционное международное разделение труда, когда специализация осуществляется на операциях, а даже не на деталях продуктов. Естественно, такая глубина международного разделения труда делает зависимость между участниками мировой экономики очень сильной. Интернационализация хозяйственной жизни – явление объективное, она развивается и углубляется потому, что это выгодно. Когда интернационализация получает поддержку государственных органов и организационное оформление, принято говорить об экономической интеграции. В общем можно выделить три организационные формы экономической интеграции: зона свободной торговли, таможенный союз, экономический союз. Зона свободной торговли – территория в границах которой все товары продаются и покупаются без каких-либо административных ограничений, основываясь только на экономической целесообразности. Таможенный союз – группировка стран, торгующих между собой на основе принципов экономической целесообразности, а также – ведущих единую политику относительно третьих стран, не входящих в данный таможенный союз. Экономический союз – группировка стран, которые не только свободно торгуют между собой и проводят общую политику относительно третьих стран, не входящих в союз, но также осуществляют и общую валютную, кредитную, налоговую политику, стремятся унифицировать социальную политику и политику в области трудовых отношений. Важной тенденцией развития современной мировой экономики является изменение соотношения сил между традиционными мировыми экономическими центрами. Безусловная гегемония США в мировой экономике, имевшая место еще в середине 20 века, к началу 80-х годов 20 века ушла в прошлое. Более того, с конца 70-х – начала 80-х годов 20 века выделяют не два центра силы: США и Западная Европа, как это делалось ранее, а три, дополнительно называя Японию. В середине-конце 90-х годов 20 века Японии часто отдавали в этой иерархии второе место. Надо обратить внимание и на борьбу вновь образовавшихся стран за своё место «под солнцем». Усиление экономических позиций многих из них в обозримом будущем может привести к формированию новых центров мировой экономической силы, перераспределению сфер влияния и рейтингов. Большое значение имеет и стремление ведущих стран совместно решать многие глобальные проблемы современности: бороться с голодом и бедностью, решать экологические задачи, устранять угрозу ядерной войны и т.п. Таким образом, мировое хозяйство (мировая экономика) формируется и развивается на основе формирования и развития международной системы разделения труда. Мировая экономика это – система взаимодействующих и взаимозависимых национальных экономик. Чем более развита мировая экономика, чем прочнее вовлечены в нее разные страны, тем сильнее национальные экономики зависят друг от друга и мировой экономики в целом, в значительной степени теряя способность к самостоятельному воспроизводству экономических систем. Мировая экономика динамична и важнейшей тенденцией ее развития на современном этапе является углубление интернационализации хозяйственной деятельности.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |