Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Международная торговля – компенсационный, добровольный обмен товарами (услугами) между разными национальными экономиками с использованием денежного




Международная торговля – компенсационный, добровольный обмен товарами (услугами) между разными национальными экономиками с использованием денежного эквивалента. Она зародилась в глубокой древности и необходимым элементом общественного воспроизводства стала не позднее 18 века. Существует несколько теорий, объясняющих причины появления и развития международной торговли. Одним из первых свою «Теорию абсолютных преимуществ» предложил великий английский экономист А. Смит, представитель Классической буржуазной политэкономии, ведущего мирового экономического учения второй половины 17 – первой половины 19 веков. В соответствии с этой теорией, международная торговля существует потому, что страны обладают разным набором факторов и условий производства, т.е. – абсолютными, не зависящими от результатов их деятельности, преимуществами. Это позволяет конкретным странам производить определенные товары, но другие приходится закупать за границей. После него также англичанин и «классик» Д.Рикардо предложил «теорию сравнительных преимуществ», гласившую, что страны занимаются внешней торговлей ввиду обладания не столько абсолютными преимуществами, сколько относительными. Последние вытекают из способности стран при сравнимых условиях и наборах факторов производства выпускать одни и те же товары с большими или меньшими издержками, т.е. наличие относительных преимуществ во внешней торговле обусловлено результатами деятельности населения страны. Снижение издержек обусловливает снижение цен. В этих условиях страна, имеющая меньшие издержки, предлагает меньшие экспортные цены, чем ей предлагают импортные, следовательно её товар обладает спросом, а страна – относительным преимуществом.

В 20 веке стала популярной «Теория сравнительной обеспеченности факторами производства» Э.Хекшера – Б. Олина. Согласно ей, каждая страна специализируется на тех товарах, для производства которых прежде всего требуются те ресурсы, которыми она обеспечена в наибольшей степени. В 60-е годы американский экономист В. Леонтьев отметил, что появление нового важного фактора производства – результатов НИОКР – изменило механизм внешней торговли настолько, что эта теория перестала быть верной.

Из современных теорий внешней торговли выделим следующие: «Теория «эффекта масштаба» (1), «Теория жизненного цикла товара» (2), «Теория технологического разрыва» (3), и «Теория внутриотраслевой торговли» (4). Суть первой теории: при производстве массовых товаров с ростом объёмов снижаются относительные издержки, следовательно, производство становится более рентабельным. Стремясь к росту эффективности, предприниматели увеличивают объёмы, но в определенный момент сталкиваются с узостью внутреннего рынка, что вынуждает их переходить к международной торговле. Суть второй теории: когда рынок уже начал насыщаться неким товаром, его производство перестаёт быть очень выгодным, возникает необходимость поиска источников снижения затрат, а процесс производства отлаживается настолько, что становится доступным и работникам со средней квалификацией; в силу этого производство переносится из страны-производителя в страну-потребитель, а у бывшего производителя, как правило, появляется новый передовой товар. Суть третьей теории : страны имеют разный технологический уровень, и лидеры вывозят свои товары аутсайдерам технологического развития, причем вывозятся обычно те товары, которые в станах-лидерах технологического развития уже несколько устарели. Суть четвертой теории: современные продукты значительно дифференцированы для удовлетворения потребностей конкретных групп потребителей, производить все модификации продукта в одной стране не целесообразно, т.к. углубление специализации повышает эффективность.

Особого внимания заслуживает теория конкурентных преимуществ Портера. Согласно ей страна обладает конкурентным преимуществом в мировой торговле только тогда, когда обладает всеми следующими элементами: 1) основными ресурсами: людскими, физическими (полезные ископаемые, воды, земли, климат и т.п.), инфраструктурными (транспорт и связь), интеллектуальными, денежными; 2) условиями спроса (способностью внутреннего рынка дать толчок развитию национальной экономики); 3) родственными и поддерживающими отраслями (способными создать и сохранять базу для успешного развития экспортных отраслей); 4) мощными фирмами со своими стратегиями и структурами; также нельзя не учитывать такие моменты как случайные события и государственное вмешательство в экономику.

Как видим, все теории объясняют причины существования и развития международной торговли с разных точек зрения и на разных уровнях ее развития. Теории Смита и Рикардо просты, но они соответствуют начальным этапам развития международной торговли. Предложенные современные теории, по мнению автора, все вместе, в комплексе, достаточно полно описывают причины существования и современного уровня развития международной торговли. Все факторы, выдвигаемые ими на первое место, имеют для современной международной торговли и ее развития весьма существенное значение.

Особого внимания требует теория Портера. Она подходит к решению вопроса системно, что, безусловно, является плюсом, но сосредотачивает свое внимание на объяснении разного уровня конкурентоспособности разных стран в международной торговле, а не на поиске причин существования и развития этой торговли. Конечно, для развития международной торговли наличие у стран международной конкурентоспособности принципиально важно, но это другой вопрос. Поэтому теорию Портера нельзя ставить в один ряд с другими, рассмотренными в этом вопросе.

Так или иначе, все участники международной торговли экспортируют и импортируют товары. Соотношение экспорта и импорта товаров называют внешнеторговым балансом. Причем, если экспорт преобладает над импортом, внешнеторговое сальдо принято называть активным (положительным), если импорт преобладает над экспортом, - сальдо называют пассивным (отрицательным). Активное сальдо свидетельствует о высоких конкурентных позициях национального производителя на мировом рынке, пассивное – о низких. Чтобы сократить пассив внешнеторгового баланса, надо стимулировать развитие экспорта и экспортеров. В краткосрочной перспективе и в умеренных размерах может быть полезно и ограничение импорта.

Торговые сделки на мировом рынке осуществляются в соответствии с мировыми ценами, т.е. теми, по которым продается основная масса продукта данного вида в мире. Эти цены на основе стоимости формируются в сфере обращения под влиянием соотношения спроса и предложения. Меняется соотношение, меняется цены, меняются и условия внешней торговли для разных стран.

Все правительства осуществляют определённую политику государства в области международной торговли (внешнеторговую политику). В большой степени она зависит от места страны в системе международного разделения труда (его перспективности) и уровня конкурентных позиций. При выгодном месте и высоких конкурентных позициях, наиболее целесообразна либеральная внешнеэкономическая политика (фритредерство), когда экспорт и импорт товаров в стране осуществляются свободно, исходя только из экономической целесообразности и ограничиваются лишь возможностями получения прибыли. Если же место в системе международного разделения труда не очень выгодно, а конкурентные позиции не достаточно высоки, приходится использовать ограничительную внешнеторговую политику, когда ввоз (вывоз) товаров связан с определёнными ограничениями. Вводимые ограничения могут иметь две цели: пополнение доходов госбюджета и сокращение импорта для защиты интересов отечественного товаропроизводителя. Ведущая форма ограничений – пошлины (тарифы), при их помощи ввоз (вывоз) товаров облагается таможенными сборами; в первом случае мы имеем дело с фискальными пошлинами, во втором – с протекционистскими. Кроме пошлин, государства активно используют квотирование (лимитирование) и финансовые методы (кредиты, субсидии, демпинг), а также – скрытые формы воздействия на внешнюю торговлю (гос. закупки, технические барьеры и т.п.). Все методы могут использоваться с протекционистскими целями.

Протекционизм, как форма внешнеторговой политики государства, направленная на защиту интересов национального производителя, требует специального рассмотрения. Суть его заключается в следующем: используя доступные методы, государство сокращает на территории своей страны продажи импортных товаров, сохраняя рынок для отечественного производителя. Квоты, лимиты и скрытые методы непосредственно сокращают импорт, позволяя жестко его контролировать, а пошлины ведут к повышению цен импортных товаров на рынке данной страны, что снижает их конкурентоспособность и, следовательно, снижает продажи. К тому же, средства, полученные как от любых пошлин, так и от квотирования и лицензирования, поступают в доход госбюджета.

Протекционизм имеет много доводов как за, так и против. К первым относятся следующие: протекционизм позволяет сохранять и создавать новые рабочие места, поддерживает диверсификацию экономики, что в конкурентной рыночной среде необходимо, помогает развитию новых перспективных отраслей экономики. Ко вторым – следующие: за счет протекционизма рабочие места сохраняются и создаются в отраслях, не отличающихся высокой конкурентоспособностью, что фиксирует не вполне эффективную структуру экономики, диверсификация за счет протекционизма не достигает своих целей, т.к. не позволяет эффективно манипулировать средствами при временном ухудшении конъюнктуры рынка в определенных отраслях, наконец, для развития инновационных отраслей протекционизм менее полезен, чем субсидирование, льготное кредитование, координация действий и сотрудничества разных субъектов инновационного процесса.

То есть, аргументы «против» практически нейтрализуют аргументы «за», поскольку благое намерение всякий раз оказывается способным обернуться не совсем благими последствиями. Поэтому, решая прибегнуть к протекционистским мерам, государственные органы власти всегда должны проявлять осторожность.

В целом, относительно протекционистской внешнеторговой политики можно сделать следующие выводы: 1) в краткосрочной перспективе и умеренных масштабах он может быть полезен, т.к. временно ограждает национального товаропроизводителя от конкуренции из за рубежа, позволяя создать и усовершенствовать конкурентоспособный продукт, отладить эффективное производство; 2) в среднесрочной перспективе и значительных масштабах он лишает национального производителя стимула к совершенствованию своего товара т.к. конкуренция отсутствует, и, следовательно, препятствует прогрессу; 3) в долгосрочной перспективе и чрезмерных масштабах протекционизм начинает ухудшать положение конкурентоспособного национального производителя, т.к. именно ему приходится оплачивать завышенные пошлины и содержать, таким образом, своего неконкурентоспособного собрата; кроме того, страны, в которые национальный экспортер вывозит свой товар, также стремятся отгородиться от него завышенными таможенными пошлинами, и его товар теряет конкурентоспособность на зарубежных рынках.

Все это вынуждает еще раз обратить внимание на следующий момент: протекционистские меры могут использоваться государством только с соблюдением всех мер предосторожностей: ограничения не могут быть чрезмерно высокими и долгосрочными, в противном случае они принесут вреда больше, чем пользы.

Современная международная торговля на наднациональном уровне регулируется Всемирной торговой организацией (ВТО), правопреемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Их цель – создание для всех стран более или менее равных условий ведения внешнеторговых операций за счет сокращения протекционистского вмешательства государства в данную деятельность фирм.

В настоящее время Россия является ассоциированным членом ВТО (условным), что практически не дает ни каких прав, но не накладывает и ни каких существенных обязанностей. Вступление России в ВТО в качестве полноправного члена планируется в 2008 году. Это предполагаемое событие порождает ряд проблем. Особо выделим три: 1). Протекционистские ограничения в современной России очень высоки. Вступая в ВТО, Россия должна будет их снизить до общепринятого уровня, что резко ухудшит позиции отечественных товаропроизводителей, которые в современных условиях (отсутствие внутренней конкуренции из-за высокого монополизма в экономике, внешней – из-за злоупотребления протекционизмом) не имеют объективного стимула к совершенствованию своих товаров. Все это породит социально-экономические проблемы и может дать толчок распространению уже бытующего мнения: вступление в ВТО – ошибка, ведя к отказу от участия в системе международного разделения труда и, следовательно, консервированию неэффективной экономики.

2) Как уже отмечалось, протекционистские ограничения в современной российской экономике высоки и долгосрочны, что способно ухудшить позиции тех отечественных производителей, которые еще сохраняют конкурентоспособность на мировых рынках. Дальнейшее злоупотребление протекционизмом может привести к утрате международной конкурентоспособности (или способности производить целевой продукт с приемлемыми характеристиками) последними российскими экспортерами. Тогда российская экономика потеряет свою привлекательность для мирового экономического сообщества и не сможет вписаться в систему международного разделения труда с выгодой для себя. Итог может быть таким же, как и в первом случае: отказ от вступления в ВТО с вытекающим отсюда переходом к политике самоизоляции (автаркии).

3) Естественно, намерение России вступить в ВТО в 2008 г., который не за горами, в обществе активно обсуждается. Много опасений, которые вполне обоснованны. Причина опасений – осознание низкого уровня конкурентоспособности отечественного товаропроизводителя. В общем, предлагается два выхода из ситуации: вступаем и совершенствуемся, не вступаем, а, по-старому, продаем энергоносители и, какое-то время живем., поскольку совершенствование после Второй выход консервирует неэффективную экономику и не открывает перед россиянами никаких благоприятных перспектив. Первый – опасен вступления породит социально-экономические проблемы.

К сожалению, третий выход, который есть, очень слабо звучит на фоне остальных и мало обсуждается. Он заключается в том, что сейчас, пока еще есть время, продукты отечественных товаропроизводителей надо совершенствовать. Повышение протекционистских ограничений, и без того высоких, в этом деле помочь не может. А вот их снижение, порождающее угрозу обострения конкуренции извне, вполне может. Проблема: предприниматель, всегда объективно стремящийся к максимизации прибыли, будет вкладывать средства в совершенствование товара только тогда, когда без этого потеря рынка станет выглядеть близкой и неизбежной объективной реальностью. В промышленно развитых странах предприниматели всеми силами совершенствуют свой продукт не потому, что у них на это есть средства, а потому, что в этом есть осознанная необходимость. Раз необходимость осознана, средства находятся. Более того, у лидеров мировой экономики средства есть как раз потому, что они непрерывно совершенствуют свой продукт, обеспечивая его конкурентоспособность и, следовательно, продаваемость.

Необходимость вступления России в ВТО для автора очевидна, поскольку без этого нашей стране не удастся использовать себе на благо достижения всей мировой экономики и преимущества участия в системе международного разделения труда. Но вписаться в эту систему с выгодой для себя можно только, обладая продуктами, имеющими высокий уровень мировой конкурентоспособности. Эти продукты необходимо сейчас создавать, отлаживая и совершенствуя технологии. Причем, не следует пренебрегать весьма распространенной в современной мировой экономике селективной политикой, то есть сосредоточением дефицитных средств и ресурсов на наиболее перспективных направлениях развития и отказом от вложений в бесперспективные для отечественного предпринимателя виды деятельности, если они не являются стратегически или социально значимыми. Стремясь создать благоприятные условия для развития современных и потенциальных эффективных экспортеров индустриальных и постиндустриальных продуктов, государство добьется более высокого результата, если будет предоставлять налоговые, кредитные и амортизационные льготы, субсидии и субвенции, но откажется от злоупотребления протекционизмом.

Итак, вступление в ВТО для российской экономики целесообразно, но, чтобы оно дало положительный результат, а не обернулось очередным недоразумением, к нему необходимо заранее готовиться, совершенствуя продукты и активно создавая новые.

Таким образом, международная торговля является первым этапом развития мировой экономики. Начав торговать, страны испытывают потребность в формировании международной валютно-кредитной системы. Позже это порождает формирование международной системы страхования, обмена технологиями, послепродажного обслуживания проданных ранее товаров (сервиса), и, наконец, интернациональное производство.

Условия, на которых национальные фирмы занимаются международной торговлей, определяются внешнеторговой политикой государства. Она может быть либеральной и ограничительной. Наиболее распространенным видом ограничительной политики в современной мировой экономике является протекционизм. Протекционистские ограничения внешней торговли целесообразны только в невысоких размерах и на не слишком длительные сроки. В противном случае они причиняют национальной экономике вред, а не пользу, лишая национального товаропроизводителя стимула к совершенствованию товара и ухудшая условия функционирования конкурентоспособного товаропроизводителя.

ВТО стремится унифицировать внешнеторговые ограничения, в том числе протекционистские, используемые разными субъектами мировой экономики, создав равные для всех участников условия функционирования на мировых рынках. Вступление России в ВТО целесообразно, но к этому событию необходимо готовиться, совершенствуя имеющиеся продукты и технологии и создавая новые.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.