Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Как отмечалось в материалах предыдущего вопроса, развитие и интенсификация международной торговли требуют зарождения и соответствующего развития международных

Как отмечалось в материалах предыдущего вопроса, развитие и интенсификация международной торговли требуют зарождения и соответствующего развития международных валютно-кредитных отношений. Международная торговля и международные валютно-кредитные отношения подталкивают развитие друг друга по принципу снежного кома, требуя и одновременно создавая условия для позитивных перемен в каждом из анализируемых элементов. Рассмотрим международные валютно-кредитные отношения подробнее.

Валюта – национальная денежная единица любой страны, но только в той степени и настолько, в какой степени и насколько она признаётся всеми участниками международных экономических отношений мировыми деньгами, т.е. является всеобщим эквивалентом в международной торговле. Реально мировыми деньгами может быть только та валюта, которая обладает конвертируемостью, хотя бы частичной, т.е. способностью достаточно свободно переводиться в другие мировые валюты. Валютные отношения формируются под давлением развивающихся внешнеторговых отношений. Последние, в свою очередь, оказываются тем более стабильными и интенсивными, чем более высок уровень валютных отношений, поскольку достаточно совершенные валютные отношения снижают риск, связанный с внешнеторговыми сделками, и позволяют за ограниченный промежуток времени заключить большое количество сделок. Более того, развитые валютные отношения создают условия для дальнейшего развития и усложнения всей системы международных экономических отношений (МЭО), ведя к появлению и развитию (кроме международной торговли) международного кредита, международного страхования, послепродажного обслуживания товаров и даже интернационального производства. В развитии и стабилизации валютных отношений сложно переоценить роль системы валютных курсов.

В условиях, когда большинство международных расчетов производятся в валюте, порядок и пропорции обмена друг на друга разных валют имеют принципиальное значение. Пропорции обмена валют зависят от соотношения их курсов. Курс валюты (валютный курс) – это количество иностранных денежных единиц, которое можно получить за одну единицу национальной валюты (современный курс доллара к рублю – за 30 рублей, рубля к доллару – 0.03 $ или 3 цента). Выделяются три основных типа курсов валют: фиксированный - имеет место, когда валюта жестко привязана к определенному количеству другой валюты или драгоценного металла, он изменяется только законодательно; ограниченно плавающий - имеет место, когда, в зависимости от колебаний соотношения спроса и предложения на валюту её курс может меняться, но только в рамках определенных границ, установленных государством; свободно плавающий – имеет место, когда курс определяется на валютном рынке только соотношением спроса и предложения и изменяется в соответствии с их колебаниями. Свободно плавающий курс в мире имеет достаточно небольшое количество валют, т.к. это связано со значительным риском. Но и привязывать, даже «мягко» курс национальной валюты к кокой-то другой валюте, даже самой сильной и надежной, тоже рискованно. Поэтому в современной мировой экономике распространены так называемые «корзиночные курсы», когда курс определенной национальной валюты привязывается к средневзвешенному курсу нескольких валют, отобранных для формирования «корзины» по конкретному критерию. Веса обычно определяются долей страны, обладающей данной валютой, в совокупном ВВП выбранной группировки стран. Очень важно, чтобы валютный курс отражал валютный паритет, т.е., чтобы курс соответствовал соотношению покупательных возможностей рассматриваемых валют.

Валюты, их курсы, способы определения этих курсов, а также – государственные и межгосударственные органы, которые организуют и контролируют работу валютного механизма, вместе составляют международную валютную систему. Мировая экономика знает три типа построения международной валютной системы: изначально сложилась система «золотого стандарта», когда курс валют основывался на уровне обеспеченности национальных денежных единиц драгоценными металлами, прежде всего золотым запасом страны; после второй мировой войны сложилась Бреттон-Вудская система, когда выделялось несколько мировых валют (американский доллар, английский фунт стерлингов и советский рубль), каждая из которых должна была определять свой курс свободно через соотношение спроса и предложения, а остальные могли привязывать курсы своих национальных валют к мировым или предпочесть «золотой паритет». Другое название этой системы – золото-валютный стандарт. Но реально эта система оказалась нерабочей, т.к. Советский Союз предпочел фиксированный курс, а Англия – «золотой паритет». Реально это система стала «золото-долларовым стандартом». В середине 70-х годов 20 века сложилась Ямайская система, которая выделяет большее количество мировых валют, обладающих свободно плавающим курсом: американский доллар, японская йена, канадский доллар и т.п., а менее сильные валюты привязываются к одной из мировых валют или определяют свой курс «корзиночным методом». Свободное плавание не является абсолютным, т.к. при возникновении проблем центробанки почти всегда в определенной степени вмешиваются и, по возможности, регулируют ситуацию. Тем не менее, случаются серьёзные колебания курсов, порождающие нестабильность. Борясь с ней, европейские страны в конце 70-х годов создали европейскую валютную систему, суть которой сводится к следующему: для облегчения экономической интеграции была введена европейская валютная единица – ЭКЮ, курс которой определялся по «корзиночному» методу, как средневзвешенный курс всех 12 валют стран ЕС, а доля валют в «корзине» определялась долей страны в совокупном ВНП стран ЕС. На практике эта система оказалась не очень жизнеспособной, в значительной степени из-за политических разногласий стран ЕС. Поэтому европейские страны и их валюты также подвержены влиянию со стороны «Ямайской системы». В последние годы Европа предпринимает попытки реанимировать эту идею, заменив ЭКЮ ЕВРО. Первый краткосрочный опыт функционирования евро можно расценивать как вполне позитивный. Политику государства в области конвертируемости национальной валюты, определения и регулирования ее курса, поддержания валютного паритета называют валютной политикой. Валютная политика любого государства имеет очень большое значение для его экономики, поскольку задает условия внешнеэкономической деятельности национального бизнеса и в значительной степени предопределяет состояние платежного баланса.

Соотношение всех платежей данной страны другим странам по всем внешнеэкономическим операциям и других стран этой стране по всем внешнеэкономическим операциям называют платежным балансом. Важно: в конечном итоге, соотношение всех платежей должно быть нулевым. То есть, за каждый отчетный промежуток времени (год) платежный баланс страны необходимо обнулить, сбалансировав все потоки средств, движущиеся между разными странами. Если достижение баланса оказывается невозможным, встает вопрос о дефолте, то есть признании страны международным банкротом, со всеми вытекающими последствиями. Структура и порядок составления платежного баланса для стран – членов МВФ (или претендующих на кредиты МВФ) унифицированы.

Структурные элементы (статьи) платежного баланса определяются счетами, входящими в систему национальных счетов. Так, в самом первом приближении, платежный баланс, составленный в соответствии с унифицированной методикой МВФ, можно разделить на три структурных блока: счет текущих операций, счет движения капиталов и счет официальных резервов (см. табл. 1). Счет текущих операций имеет сложную внутреннюю структуру: счета товарного экспорта и импорта, экспорта и импорта услуг, доходов и расходов по иностранным инвестициям (получаемым и выплачиваемым дивидендам), а также - счета поступлений и расходов по некоммерческим международным платежам. Причем, соотношение платежей по иностранным инвестициям (дивидендов) и некоммерческих платежей суммируется отдельно, внутри баланса текущих операций, поскольку это – своеобразные платежи, с одной стороны - необходимые,

Таблица 1. Структура платежного баланса

 

Субсчета Знак Расчет
Счет текущих операций      
Товарный экспорт Товарный импорт Баланс внешней торговли + -     1-2  
Экспорт услуг Импорт услуг Баланс услуг + -     4-5  
Сальдо баланса товаров и услуг   3+6 7
Доходы от иностранных инвестиций Расходы по иностран. инвестициям Баланс доходов и расходов по Иностранным инвестициям + -   8-9  
Поступления по некоммерческим международным расчетам Расходы по некоммерч. междунар. расчетам Баланс некоммерческих платежей +   -     11-12    
Баланс трансферов   10+13 14
Сальдо баланса текущих операций   7+14 15
Счет движения капиталов      
Приток капиталов в страну Отток капиталов из страны Баланс движения капиталов + -     16-17  
Сальдо баланса текущих операций и движения капиталов     15+18 19
Счет официальных резервов      
Сокращение официальных резервов Увеличение официальных резервов Баланс официальных резервов + -     20-21 22
Итоговый баланс   19+22  

 

с другой – не создающие условий для формирования ответного потока средств.

Внутренние статьи счета текущих операций отличаются сложностью корректировки в краткосрочной перспективе. Поэтому их часто называют базовыми статьями платежного баланса, предопределяющими его состояние. Их невозможно быстро скорректировать, сводя платежный баланс. Поэтому сведение баланса достигается за счет манипулирования статьями счетов движения капиталов и официальных резервов. Особенно это касается статей, составляющих баланс внешней торговли и услуг, а также – баланс доходов и расходов по зарубежным инвестициям. К балансу некоммерческих международных расчетов это относится в меньшей степени, поскольку, в затруднительных ситуациях от таких расходов в значительной степени можно и отказаться, хотя это сильно повредит международному престижу страны. Можно сказать, что сальдо баланса текущих операций предопределяется сальдо баланса товаров и услуг, поскольку вес последнего в обращающихся суммах обычно составляет около 80%.

Счет движения капиталов отражает приток и отток капитала из страны в разных формах. Причем, приток капитала воспринимается как явление положительное, а отток – отрицательное, поскольку средства либо приходят и капитализируются в анализируемой стране, давая доход, либо уходят и работают в других странах, принося доход им. Сюда входит движение средств по международному краткосрочному и долгосрочному кредиту, а также – иностранные инвестиции. Статьи данного счета для платежного баланса являются не базовыми, а балансирующими, поскольку движение средств здесь существенно активизируется, если сальдо баланса текущих операций имеет серьезный дисбаланс в какую-либо сторону и для окончательного сведения платежного баланса страны необходимо движение капиталов. Например, при резко отрицательном сальдо баланса товаров и услуг, то есть, если их импорт резко превышает экспорт, необходимо привлечение средств из-за рубежа в форме кредитов для оплаты поставок. Когда сальдо товаров и услуг резко положительно, то есть экспорт существенно превышает импорт, средства из страны необходимо вывозить, обнуляя платежный баланс страны и стремясь к оптимизации условий функционирования национальной экономики. Манипулирование статьями баланса движения капиталов для обнуления платежного баланса – нормальное явление. Только международными заимствованиями для решения проблем неконкурентоспособности экономики нельзя увлекаться чрезмерно, поскольку это, в конечном итоге, приводит к появлению «долговой петли». Привлечение же зарубежных капиталов в форме инвестиций проблематично, если в стране нет благоприятного инвестиционного климата. С другой стороны, при наличии такого климата и национальный капитал охотно будет работать на национальной территории.

Счет официальных резервов показывает динамику золото-валютного запаса страны. Причем сокращение запаса рассматривается как положительный момент, поскольку это означает капитализацию средств. То есть, запас начинает работать на благо страны, принося дополнительный доход. Вместе с тем, наличие определенного запаса необходимо в качестве страхового фонда на случай непредвиденных неблагоприятных событий. Манипулирование же статьями этого счета с целью обнуления платежного баланса является моментом негативным, поскольку чаще всего отражает распродажу национального достояния, копившегося веками.

Если свести платежный баланс за счет движения капиталов не удается, значит экономические проблемы, связанные прежде всего с низким уровнем конкурентоспособности национального производителя, очень серьезны и долгосрочны. Решить их путем закупки за границей на средства национального резерва каких-либо товаров, даже технологий, вряд ли возможно. Товары будут потреблены – и все. Технологии же надо не только закупить, но еще и внедрить, научиться с их помощью производить конкурентоспособный товар. В проблемной экономике это – тоже проблема. Средства могут оказаться просто выброшенными на ветер.

Платежный баланс и соотношение его структурных элементов дают хороший материал для анализа и диагностирования состояния национальной экономики. Особое значение имеет соотношение базовых и балансирующих статей. Первые (базорвые) характеризуют устойчивые сделки, слабо восприимчивые к колебаниям экономической конъюнктуры, именно состояние этих статей позволяет судить об экономике и перспективах ее развития. Если сальдо баланса текущих операций в значительной степени и долгосрочно отрицательно, состояние экономики не вполне благоприятно, а перспективы, скорее, негативны. Необходимо срочное принятие адекватных регулирующих мер, направленных прежде всего на повышение международной конкурентоспособности национального продукта и производителя. В противном случае, однажды обнулить баланс не удастся и страна окажется международным банкротом. Вторые (балансирующие) используются для итогового балансирования всех статей и носят справочный характер.

О состоянии дел в экономике в целом можно обоснованно судить исходя из динамики официальных резервов. Официальные резервы всех стран ограничены и в течение длительного периода времени уравновешивать платежный баланс за счет манипулирования ими нельзя. Поэтому, основываясь на динамике и направлениях использования средств государственного резерва, можно делать выводы о характере платежного баланса и состоянии национальной экономики. Если баланс национальных международных платежей достигается в значительной степени за счет манипулирования средствами официальных резервов, то платежный баланс такой страны придется оценивать как в целом дефицитный, хотя он и обнулен, а состояние экономики – как проблемное, поскольку средств резерва надолго не хватит. Если средства резервного фонда используются в основном для устранения непредвиденных проблем (природные катастрофы), а также – направляются на достижение стратегических целей, то платежный баланс можно считать в целом бездефицитным, а перспективы экономики нормальными. Важно: с экономической точки зрения, чрезмерное накопление средств счета официальных резервов не целесообразно, поскольку средства должны работать и приносить доход. По-видимому, мера здесь для каждой национальной экономики индивидуальна и зависит как от стабильности ее развития, так и от особенностей политики государства.

Итак, одна из главных задач и проблем государственной экономической политики – балансирование входящих и исходящих международных платежей страны. Иначе говоря, - обнуление платежного баланса. Если решать вопрос дефицита сиюминутно, в краткосрочной перспективе, то можно манипулировать капитальными статьями, накапливая внешний долг, или растрачивать национальный резерв. Но это только отодвинет проблему на какой-то срок. Несколько позже она встанет вновь, но более остро, поскольку на сумму долга накручиваются проценты, сам долг растет, а кредитный рейтинг (готовность субъектов мирового финансового рынка сотрудничать с данной страной) снижается. Поэтому в долгосрочной перспективе проблему дефицита платежного баланса страны можно решать только, создавая условия для формирования положительного сальдо внешнеторгового баланса. Среди методов такого регулирования платежного баланса принято выделять: административный, финансовый, кредитный и валютный методы.

Административный заключается в сокращении товарного импорта за счет разработки соответствующего таможенно-тарифного законодательства. Повышение таможенных пошлин завышает продажные цены на импортные товары, сокращается спрос на них и объем реализации. Все это ведет к сокращению пассива внешнеторгового баланса. Доля внешнеторгового баланса в платежном балансе составляет в среднем около 70%, и даже небольшое сокращение пассива внешнеторгового баланса существенно облегчает балансирование статей платежного баланса. Но этот путь в значительной степени ведет к самоизоляции национальной экономики, лишая ее возможности использовать мировые достижения себе на благо и консервируя неэффективное потребление ресурсов. Он может быть полезным, но только в краткосрочной перспективе и на экономически обусловленном уровне.

Финансовый метод связан с регулированием экспорта товаров и услуг. Позволяет реально и долгосрочно решать проблемы дефицита баланса внешней торговли. Важнейшие его инструменты - субсидирование экспорта и предоставление экспортерам льготных кредитов, а также – налоговых и амортизационных льгот. Использовать этот метод целесообразно на основе селективной политики, то есть направлять средства в те сферы, где они реально могут дать желаемый результат. Особо полезным этот метод может быть при развитии высокотехнологичных, инновационных отраслей экономики, поскольку, основываясь на нем, государство будет брать на себя значительную степень риска, не приемлемого для частного капитала, помогать ему формировать капиталы, достаточные для организации производства в оптимальном размере, создавать необходимую инфраструктуру и т.п. Если государство стремится реально решать экономические проблемы на долгосрочной основе, финансовый метод – один из самых полезных. Вместе с тем, им нельзя злоупотреблять, поскольку активное его использование провоцирует увеличение налогового пресса.

Кредитный метод связан с манипулированием кредитными ставками и воздействует в основном на капитальные статьи платежного баланса. Он может быть полезен для экономик, имеющих высокую степень открытости и стабильности. При наличии этих условий центральному банку достаточно завысить средние кредитные ставки в национальной банковской системе, чтобы в нее из-за рубежа пошел большой поток средств. Вкладчики будут рассчитывать на получение повышенного процента. В закрытых экономиках такое не возможно. Отсутствие стабильности также не позволит получить средства, несмотря на очень высокие ставки, поскольку потенциальные вкладчики будут испытывать недоверие к нестабильной банковской системе.

Валютный метод представляет собой девальвацию или ревальвацию национальной валюты, когда она законодательно удешевляется или удорожается относительно других валют, ведя к повышению или понижению конкурентоспособности национальных товаров. Динамика конкурентоспособности здесь возникает потому, что соотношение стоимости валют меняется одномоментно, а уровень внутренних цен «догоняет» произошедшие перемены постепенно. Конкурентоспособность национального производителя повышается в результате девальвации национальной валюты, когда ее курс понижается, но уровень цен в стране какое-то время остается прежним. Просто законодательное понижение (повышение) курса валют не надо путать с инфляционной его динамикой. Этот метод вызывает резкие сдвиги в структуре платежного баланса и воздействует как на текущие, так и на базовые статьи, но долгосрочность таких мер не высока, особенно в ослабленных и не вполне стабильных экономиках.

Таким образом, существуют методы, позволяющие решать проблему дефицитного характера платежного баланса страны как краткосрочно, быстро получая результат, не гарантированный в будущем, так и долгосрочно, получая результат не сразу, но долгосрочно. Вероятно, в сложных ситуациях, правительствам целесообразно комбинировать предлагаемые методы. Особое внимание на эту методологию следует обратить правительству России, платежный баланс которой пока регулируется в основном административным методом.

С другой стороны, очень высокий уровень конкурентоспособности национального товаропроизводителя при узости внутреннего рынка могут породить проблему обратного характера. Страна может очень много продавать на мировом рынке, но относительно мало покупать, имея резко положительное сальдо баланса товаров и услуг, а также – всего баланса текущих операций. Такую ситуацию можно назвать профицитом платежного баланса. Она также не очень благоприятна, поскольку, с одной стороны, продавать часто приходится в долг, отсрочивая окупаемость затрат, а с другой – капитал начинает активно уходить из страны. На практике с такой ситуацией сталкивалась Япония, возможно, в обозримом будущем столкнутся новоиндустриальные страны. Для ее решения можно использовать предложенные ранее меры, но, по-видимому, более полезными будут мероприятия, направленные на повышение уровня жизни и, следовательно, покупательной способности населения. Именно так действовала в 80-е годы 20 века Япония, что дало определенный желаемый результат.

Развитие валютной системы и валютных отношений, с одной стороны, требует, с другой, - создает условия для формирования системы международного кредита. Анализ платежного баланса наглядно показывает, что стабильные международные валютные отношения без соответствующей системы международного кредита не возможны.

Международный кредит – движение временно свободных денежных средств из той страны, в которой имеется их избыток, в ту, где имеется их дефицит. Международный кредит может предоставляться как в валютной, так и в товарной форме. Принципы международного кредита, в общем, не отличаются от принципов внутреннего кредита и заключаются в возвратности, срочности и платности, то есть, как и внутренний, этот кредит должен быть возвращен в установленный срок с процентом. Международный кредит может быть межгосударственным и частным.

Важнейшим субъектом современного международного частного кредита являются транснациональные акционерные банки. Они охотно предоставляют кредиты субъектам в других странах, но под достаточно высокий процент, стремясь компенсировать возможные потери из-за возросшего риска. Межгосударственный кредит выделяется соответствующим государственным органом другой страны. Процентная ставка здесь может широко варьироваться, но очень вероятны явные или тайные дополнительные требования, прежде всего политические.

Важнейшую роль в современном международном кредите играют специализированные финансовые организации ООН: МВФ и МБРР. Эти организации не являются коммерческими, их цель – помощь субъектам мировой экономики в выравнивании их платежных балансов для стабилизации развития международной торговли и мировой экономики в целом. Именно поэтому средние процентные ставки по кредитам этих организаций значительно ниже, чем у любых других субъектов международного кредита.

МВФ (международный валютный фонд) предоставляет краткосрочные кредиты для выравнивания платежных балансов; экономика потенциального заемщика обычно подвергается экспертизе и, при благоприятном выводе экспертов, возможно предоставление кредита. Такие целевые займы у МВФ наиболее целесообразны, поскольку позволяют получить кредит под относительно низкий процент и, в придачу, рекомендации по регулированию экономики.

МБРР (международный банк реконструкции и развития) предоставляет долгосрочные кредиты для финансирования структурных перестроек экономик стран-заемщиков. МБРР не только подвергает экономику потенциального заемщика экспертизе, но и вырабатывает серию рекомендаций правительству страны, претендующей на кредит, о том, как ему действовать в сложившейся ситуации. Сумма кредита обычно делится на транши, которые предоставляются последовательно друг за другом, причем следующий транш обычно перечисляется после того, как получается информация о целенаправленном и эффективном расходовании средств предыдущего транша. В рамках Европейского сообщества аналогичные функции выполняет ЕБРР (европейский банк реконструкции и развития).

Существенную роль в современных международных валютно-кредитных отношениях играет ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития). Её можно рассматривать как своеобразный клуб промышленно развитых стран, в котором они обмениваются мнениями и вырабатывают меры по координации политики стран-членов, в том числе - кредитно-финансовой. Также ОЭСР является центром международного экономического прогнозирования и научно-исследовательской работы.

В современной международной кредитно-финансовой деятельности заметна роль таких неформальных объединений, как «Парижский клуб стран-кредиторов» и «Лондонский клуб». Первый обсуждает проблемы урегулирования и отсрочки платежей по государственному долгу стран. Второй занимается урегулированием частной внешней задолженности стран-должников.

Таким образом, современная мировая экономика функционирует на основе адекватных международных валютно-кредитных отношений, создавая условия для их развития и сама развиваясь вслед за ними. Система международных валютных отношений эволюционировала во времени, поэтому принято выделять три основных вида международной валютной системы: «система золотого стандарта», «Бреттно-Вудская» и «Ямайская» системы, которые существенно отличаются друг от друга. Основная тенденция эволюции – увеличение зависимости обменного курса валют от текущих позиций национальных экономик в мировой экономической системе. Развитая международная валютная система позволяет странам в больших количествах и с высоким уровнем интенсивности проплачивать заключаемые внешнеэкономические сделки. Соотношение платежей фиксируется в платежном балансе страны. Анализ структуры платежного баланса позволяет обоснованно судить о состоянии и перспективах развития определенной национальной экономики. Для стабильного развития важно, чтобы входящие и исходящие международные платежи балансировались. Современная экономическая мысль предлагает ряд методов достижения такого баланса: административный, финансовый, кредитный, валютный, которые для долгосрочного решения проблем целесообразно применять комплексно. Система современного международного кредита есть условие нормального функционирования валютной системы, и сама создает условия для ее развития. В современной мировой экономике международным кредитом занимаются в основном субъекты трех видов: частные акционерные транснациональные банки, соответствующие государственные организации, международные финансовые организации ООН.Проблемным экономикам наиболее целесообразно получать кредиты у последних, поскольку это позволяет иметь не только дешевые деньги, но еще и рекомендации по совершенствованию экономической политики государства.

Делая заключение по разделу в целом, надо отметить следующее: внедрение в современную мировую экономику полезно для любой страны, поскольку позволяет использовать в своих интересах преимущества участия в системе международного разделения труда. Но преимущества будут реальны только при наличии у данной страны достаточно высокого уровня международной конкурентоспособности. Поэтому современной российской экономике целесообразно стремиться к адекватному внедрению в мировую экономическую систему, совершенствуя свои технологии, товары и системы управления, создавая и продвигая на мировые рынки новые высокотехнологичные продукты, для чего у российских предпринимателей определенные объективные возможности имеются. Эти шаги не следует откладывать на далекое будущее, поскольку эволюция лидеров мировой экономики непрерывна. Промедление с активизацией внешнеэкономической политики современного российского государства чревато формированием большого технологического разрыва между мировыми лидерами и отечественными производителями, преодолевать который будет очень трудно, если возможно.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 2. Международная торговля – компенсационный, добровольный обмен товарами (услугами) между разными национальными экономиками с использованием денежного | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.