Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы принятия управленческих решений

 

Практически любой метод принятия решений, используемый в управлении, можно рассматривать как разновидность моделирования. Однако рассмотренные модели относятся к методам общего характера. В дополнение к моделированию имеется ряд специальных методов, позволяющих руководителю более объективно обосновать решение по выбору оптимальной альтернативы.

Платежная матрица – один из методов статистической теории решений, позволяющий из нескольких вариантов выбрать по заранее установленным критериям стратегию, в наибольшей степени способствующую достижению целей.

Центральным звеном платежной матрицы является определение ожидаемого значения альтернативы. Ожидаемое значение альтернативы, или варианта стратегии, – это сумма произведений ожидаемых результатов на соответствующие вероятности их достижения. При расчете ожидаемого значения сумма вероятностей должна быть равна 1,0.

Например, если на основании проведенного статистического анализа определено, что инвестирование средств в акции предприятия № 1 предоставляет доход 1 млн. руб. с вероятностью 0,2 и 500 тыс. руб. с вероятностью 0,8, а предприятия № 2 – соответственно 2 млн. руб. с вероятностью 0,1 и 300 тыс. руб. с вероятностью 0,9.

Результат расчета ожидаемых значений:

Матрица:

Стратегия 1 1000 · 0,2 + 500 · 0,8 = 600 тыс. руб.

Стратегия 2 2000 · 0,1 + 300 · 0,9 = 470 тыс. руб.

 

Как показывают расчеты, первая стратегия предоставляет возможность получения большего значения ожидаемого дохода и является предпочтительной по сравнению с альтернативным вариантом.

Дерево решений – это схематическое представление проблемы принятия решений. Как и платежная матрица, дерево решений дает руководителю возможность учесть различные альтернативные направления действий и соотнести ожидаемые финансовые результаты с вероятностью их достижения, а затем сравнить альтернативы. С помощью дерева решений можно построить более сложную ситуацию, когда результаты одного решения влияют на выбор последующих управленческих решений. В рамках данного метода также рассчитывается ожидаемое значение альтернативы, позволяющее выбрать лучший вариант решения.

Примером использования дерева решений может быть ситуация по выбору стратегии о расширении производства различных видов товаров с учетом ожидаемого роста спроса на них (рис. 34).

 

Рис. 34. Дерево решений по выбору альтернативы

 

В процессе принятия управленческих решений обоснование ожидаемого результата (дохода, прибыли) и вероятности их достижения осуществляется с помощью системы методов прогнозирования.

Выделяют три группы методов прогнозирования.

Во-первых, количественные методы анализа используются для получения статистически достоверных тенденций или зависимостей исходя из фактических данных о событиях в прошлом.

Существует два типичных метода количественного прогнозирования: анализ временных рядов и каузальное (причинно-следствен-ное) моделирование.

Анализ временных рядов, или проецирование тренда, основано на допущении, что тенденции изменения прогнозируемых показателей в прошлом дают достаточно хорошее приближение в оценке будущих изменений. Это метод экстраполяции данных, который позволяет с определенной точностью сделать прогноз оцениваемого фактора на будущий период с использованием линейной функции зависимости. Применяется при прогнозировании спроса, объемов производства продукции, оценке потребности в запасах сырья и материалов, изменения издержек, прибыли и т. п.

Каузальное (причинно-следственное) моделирование – математически сложный количественный метод, используемый в ситуациях с более чем одной переменной. Прогнозирование осуществляется путем исследования статистической корреляционной зависимости между рассматриваемым фактором и другими переменными. Данная зависимость отражается с помощью сложных математических функций (полиномиальная, логарифмическая). Например, с помощью таких математических функций можно выявить сезонные колебания спроса и более корректно составить бизнес-план развития организации на ближайшую перспективу.

Во-вторых, для определения результатов деятельности организации используются качественные методы прогнозирования.

К качественным методам анализа относят:

ü оценку мнения жюри – опрос сотрудников различных подразделений, на основании которого принимается решение;

ü метод Дельфи, или метод экспертных оценок, – это многотуровая процедура анкетирования независимых экспертов, в результате которой они приходят к единому мнению. Главная особенность метода – анонимность экспертов;

ü метод «мозговой атаки» – метод, когда участники сначала пытаются генерировать как можно больше идей, а после этого производят их оценку. Во время процедуры генерации идей запрещается критиковать или опровергать любые мнения и идеи участников;

ü оценку совокупного мнения сбытовиков – прогнозирование объема сбыта на основании опроса мнения опытных торговых агентов, представителей оптовой и розничной торговли;

ü модель ожидания потребителя – базируется на результатах опроса покупателей продукции организации относительно их будущих потребностей и требований.

В-третьих, в системе прогнозирования деятельности организации выделяют также неформальные методы анализа:

ü сбор вербальной информации – поиск устной информации о внешнем окружении, получаемой из радио- и телепередач, от потребителей, поставщиков, конкурентов, на торговых совещаниях, в специальных организациях, от консультантов, юристов и др.;

ü анализ письменной информации – информации, полученной из официальных источников (газет, журналов, бюллетеней, отчетов);

ü промышленный шпионаж – незаконный сбор данных о действиях конкурентов из неофициальных источников [18].

Сочетание различных методов анализа позволяет оперативно собрать необходимую информацию для осуществления качественного прогноза и принятия экономически обоснованных решений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие о моделировании. Модели принятия решений | Сущность и виды коммуникаций. Влияние коммуникаций на эффективность управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.