КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тип организационной культуры и ее развитие
Сущность и содержание организационной культуры Формирование Организационной культуры
Организационная культура является основой жизненного потенциала организации и определяет то, ради чего люди становятся ее членами, как строятся отношения между ними, какие устойчивые нормы и принципы, верования и ценности в жизни и деятельности организации они разделяют. В организациях с устоявшейся организационной системой отношений культура в определенном плане отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на поведение персонала. Это определяет современный интерес менеджмента к проблеме формирования и развития организационной культуры. Организационная культура трактуется как принимаемые большей частью организации философия и идеология управления, предположения, ценностные ориентации, верования, ожидания и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за ее пределами. Выделяют два основных вида организационных культур: субъективные и объективные. Субъективная организационная культура исходит из разделяемых работниками образцов предположений, веры и ожиданий, а также из группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами и ролями, существующими вне личности. Сюда включают ряд элементов «символики»: герои организации, мифы, истории об организации и ее лидерах, организационные табу, обряды и ритуалы, язык общения и лозунги. Субъективная организационная культура является основой формирования управленческой культуры, стилей руководства. Объективная организационная культура – это физическое окружение, создаваемое в организации: дизайн здания, месторасположение предприятия, оборудование и мебель, цвет, удобство, кафетерий, комната приема клиентов, стоянки, автомобили. Содержание организационной культуры. Существует много подходов к выделению различных элементов, характеризующих и идентифицирующих ту или иную культуру. Ф. Харрис и Р. Морган выделяют десять основных характеристик организационной культуры: ü осознание себя и своего места в организации; ü коммуникационная система и язык общения; ü внешний вид, одежда и представления себя на работе; ü питание людей, привычки и традиции в этой области; ü осознание и использование времени; ü взаимоотношения между людьми; ü ценности и нормы поведения людей; ü вера в идеалы; ü процесс развития и обучение работника; ü трудовая этика и мотивирование. Содержание отношений организационной культуры, согласно В. Сате, влияет на направленность поведения и определяется совокупностью базовых предположений, а также связями между структурными элементами культуры и образцами поведения (рис. 38).
Содержание культуры Проявление культуры Интерпретация культуры
Рис. 38. Содержание отношений организационной культуры (по В. Сате)
Отличительной чертой той или иной культуры является относительный порядок, в котором располагаются формирующие ее базовые предположения, что указывает на превалирующие политику и принципы формирования моделей поведения людей в организации, разделяемые чувства работников при возникновении конфликта между разными наборами предположений о деятельности организации [8].
Внешняя среда организации оказывает значительное влияние на организацию, что, естественно, сказывается на ее культуре. Однако, как свидетельствует практика, организации, функционирующие в одном и том же окружении, могут иметь очень разные культуры. Это объясняется тем, что различные организации по-разному решают две основные проблемы: 1) внешней адаптации (миссия и стратегия, цели, средства достижения целей, система контроля, корректирующие меры); 2) внутренней интеграции (один общий язык и концептуальные категории, границы групп и критерии входа и выхода из групп, власть и статус, личностные отношения, награждения и наказания, идеология и религия). Согласно Р. Акоффу, различные типы организационных культур формируются по отношению власти в организации (рис. 39).
Рис. 39. Типы организационных культур как отношения власти (по Р. Акоффу) Типовые примеры организационных культур: 1. Традиционно управляемая компания с централизованной структурой управления. 2. Институты социальных и других услуг (лечебные и учебные заведения, организации культуры). 3. Кооперативы, творческие союзы, клубы; 4. Группы и организации, управляемые «по целям» или по результатам, компании со структурой «перевернутой пирамиды» [8]. В соответствии с вышеприведенной классификацией можно выделить два противоположных типа организационной культуры: административная и предпринимательская. В процессе развития организация, как правило, постепенно переходят от административной к предпринимательской культуре, ориентированной на использование человеческого потенциала и обеспечение высокой адаптивности к внешним факторам. Этот переход требует изменения системы ценностей руководителей и возможен с приходом новой команды менеджеров, способных реформировать систему взаимодействия сотрудников. Административная культура характерна для организаций с преобладающим авторитарным стилем руководства и административно-командными методами управления, предпринимательская – демократическим стилем руководства, экономическими и социально-психологическими методами стимулирования персонала. Характеристика данных организационных культур приведена в табл. 4.
Таблица 4
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |