Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Манипулирование общественным сознанием

Мера эффективности — степень реализации целей, соответствующим потребностям аудитории в информации и коммуникации с учетом возможностей, которыми располагают и СМК, и аудитория.

Уровень эффективности СМК и их конкретное проявление обусловлены:

- характером исходных целей, задач, идей, их реальностью;

- технической,' технологической, научной и интеллектуальной! возможностью процесса их распространения, формирования! ценностей, идеалов, воззрений;

- степенью принятия или непринятия целей, глубиной усвоения аудиторией содержания передаваемой информации, степень воплощения идей, задач, теоретических установок в практическую и социальную реальность. Это, в конечном счете, и представлю собой результат деятельности (влияния) СМК, выступающий форме духовного и практического эффектов.

Повышению эффективности воздействия СМК способствует охват, целевая направленность и быстрота информационного коммуникационного воздействия; мощность, постоянство и многообразие воздействия и общения; комплексность; многообразие форм и методов общения с реципиентами; доступность, распространенность, динамичность, стабильность.

Манипуляция связана с целенаправленным воздействием на кого-либо для достижения заранее спланированных результатов. Роль и значение манипуляции стали осознаваться в результате широкого использования политических технологий и благодаря изучению так называемого “массового общества” и “массового сознания”.13

Манипулирование сознанием возможно только благодаря контролю за информацией и коммуникацией, которые определяют установки, представления, правила и образцы человеческой деятельности. При этом “до пробуждения народа от сна нет манипуляции”.14 Манипуляция, как правило, нацелена на то, чтобы заставить большинство (или меньшинство) участвовать (или не участвовать) в укоренившейся практике. Она есть одно из основных средств социального контроля и базируется прежде всего на жестком использовании информационного аппарата и аппарата формирования идей. Информация сегодня - это источник реальной силы, поэтому тот, “кто владеет информацией, владеет всем”.

Манипулирование связано с целенаправленным искажением информации. При этом особую роль играет символизация информации, которая напрямую связана с созданием “воображаемых миров”.

разработку манипулятивных технологий, связанных прежде всего с целенаправленным, тайным искажением информации с целью достижения определенных результатов.

Целенаправленное преобразование информации может осуществляться несколькими способами19:

- искажение информации (от открытой лжи до смещения понятия по семантическому полю) позволяет корректировать степень и меру психологического воздействия, изготавливать такой образ реальности, в котором главное не реальность, а то, как ее хотят преподать, как организуют то, что надо в ней увидеть;

- утаивание информации (сокрытие, умалчивание, избирательная подача материала);

- манипулирование со способом подачи материала (сообщение должно быть воспринято необходимым отправителю образом). Следует помнить, что дозированная информация не дает возможности эффективно ею воспользоваться. Сюда относится и целенаправленная компоновка тем, что должно наводить получателя информации на строго определенные выводы;

- манипулирование со временем подачи информации. Порядок подачи сведений, время их озвучивания и обсуждения непосредственно влияют на оценку и усвоение информации;

- подпороговая подача информации связана с учетом особенностей информационной рецепции, которые не осознаются коммуникаторами и формируются на дорефлексивном уровне;

- перегрузка адресатов сведениями, отобранными по какому-либо параметру, что преследует прежде всего цель заставить адресата отказаться от предоставляемой информации. Часто с этим связано формирование (скрытое, естественно) у адресатов убеждения в том, что информация им, якобы, не нужна или она для них крайне опасна.

Манипуляция - это всегда сокрытие воздействия, когда скрывается как оно само, так и его результаты, а также намерения манипулятора.

Сокрытие воздействия может осуществляться благодаря:

- направленному созданию “мифа”, “легенды”, при помощи которых затушевывается цель и факт воздействия;

- использованию специально организованных ритуалов, процедур, маскирующих информацию, под них зашифрованную;

- использованию техники “наивной искренности”, “естественной спонтанности”.

Само воздействие возможно тогда, когда эффективно определены “ мишени воздействия ” (механизмы, с помощью которых оно осуществляется). К ним можно отнести:

- упор на низменные чувства и агрессивные реакции и устремления;

- возбуждение чувства собственности, обладания, враждебного отношения к “чужим” и “непохожим”;

- возбуждение потребности в признании, в безопасности, в чувстве общности. При этом существует закон: чем шире аудитория, на которую необходимо оказать воздействие, тем универсальнее должны быть используемые “мишени”. Специализированность и точная направленность массового воздействия возможны тогда, когда организатору воздействия известны специфические качества, потребности, интересы того слоя, группы, субъекта, на кого оказывается воздействие. Чем меньше аудитория, тем точнее должна быть “настройка” на нее и на ее специфические характеристики;

- широкое и целенаправленное использование универсальных побудителей: гордости, стремления к удовольствиям, комфорту, деньгам, карьере, известности.

Сама манипуляция имеет сложную структуру и включает:

- планирование воздействия;

- сбор средств и сведений об объекте манипуляции;

- подстройка к адресату воздействия;

- организация ситуации воздействия;

- подготовка адресата.

Организация условий манипуляции связана с контролем за внешними переменными взаимодействия: физическим окружением, культурными и социальными контактами.

Физические условия предполагают выбор места воздействия (или его специальную организацию) и сенсорный комплекс, с ним связанный.

Культурный фон включает учет особенностей ситуации общения, определяемых культурными источниками, традициями, языком, нормами, стереотипами восприятия и стратегиями вынесения суждений, системой предрассудков и т.п.

Социальный контекст предполагает учет совокупности переменных общения как реальных, так и условных на макро- и микросоциальном уровнях.

Социальный контекст включает в себя распределение статусно-ролевых иерархий, социально-ролевых и статусных предписаний, взаимные ожидания, обусловленные ими, нормы отношений, социальные сценарии общения.

Проведение манипуляции связано либо с созданием стандартной, либо нестандартной социальной ситуации и с выбором “мишеней воздействия” (психических структур, при помощи которых и осуществляется манипуляция). “ Мишени ” могут быть классифицированы следующим образом:

- побудители активности (потребности, интересы...);

- регуляторы активности (смысловые, целевые операциональные установки, нормы, мировоззрения, убеждения, самооценка, верования);

- когнитивные комплексы (образы и картины мира, знания явные и неявные, информационные ориентации и т.д.);

- операциональные комплексы (способы мышления, характер аргументации, коэффициент критичности, стиль поведения, привычки, навыки, умения, квалификации, ориентированность);

- психические состояния (фоновые, функциональные, эмоциональные и т.д.);

“Мишени” устанавливаются с учетом средств и характера воздействия: сенсорные, эмоциональные, знаковые, операциональные, предметные, личностные, духовные и т.п.

Каждый вид “мишеней” предполагает использование релевалентных им техник воздействия. При этом манипуляция предполагает “изготовление” и внедрение таких “мишеней”, поражение которых вызывает оптимально необходимый манипулятору эффект. Данная ориентация связана с целенаправленным производством побудителей активности (потребностей, интересов, идеалов и т.п.), с формированием регуляторов деятельности (смысловых, целевых, операциональных установок), с созданием необходимых когнитивных структур, с формированием необходимого операционального состава деятельности и заранее спланированного психического состояния (дестабилизация, усталость, нетерпеливость, некритичность, зависимость, нерешительность, подавленность, растерянность, депрессивность, эйфория, энтузиазм и т.п.).

Манипулятивное воздействие предполагает установление разноуровневого контакта с аудиторией:

- эмоционального (эмоциональный резонанс, сопереживание, соучастие);

- знакового (метасенсорика, миманс, настрой);

- операционального (установление эффективной обратной связи);

- предметного (расшифровка кода сообщения, информационный резонанс);

- “присоединение” (самоподдерживающийся контакт в силу положительного смыслового, эмоционального, мотивационного отношения к нему).

Контакт нацелен на формирование психологического пространства взаимодействия. Любое событие, происходящее в этом пространстве, кем-то из коммуникаторов инициируется, специфическим образом организуется, направляется и контролируется. Благодаря этому осуществляется целенаправленное психологическое и информационное давление.

Психологическое давление в обязательном порядке предполагает уверенность в успехе, что требует использование техник, позволяющих “пересилить” аудиторию, подчеркнуть свои преимущества (позиционные, динамические, деловые, силовые, официальные). Преимущества обеспечиваются представительной поддержкой, конвенциональным подкреплением, договорным соглашением.

Информационное давление связано с активным применением следующих приемов:

- “универсальные” высказывания, истинность которых в принципе подтвердить невозможно, но которые “всем понятны”;

- генерализация, расширение обобщений (“всегда”, “вечно”, “постоянно” - маркеры этого приема);

- неявное указание как бы общепринятой формы;

- маскировка под пресуппозиции (неявные допущения);

- неопределенный рефлекторный индекс (“есть мнение...”);

- умножение имен, действий, ситуаций;

- коммуникативный саботаж;

- двусмысленности;

- замещение субъекта действия;

- подмена нейтральных понятий эмоционально-оценочными;

- ложная аналогия;

- тематическое переключение.

Все это позволяет осуществить трансформацию реакций аудитории, ее самооценки, направлений саморефлексии и ценностных ориентаций. Данная техника нацелена на создание иллюзии взаимопонимания, взаимоотождествления, на формирование “информационных факторов”, при помощи которых легко управлять реакциями любой аудитории, формируя отношения иллюзорных зависимостей.

Однако в любом случае манипуляция массовым сознанием нацелена на формирование пассивной безответственности масс.

Как правило, используются две модели манипулирования: “психическая” и “рациональная”.

“Психическая модель” использует автоматические реакции индивида, группы на те или иные психологические стимулы. Сущность манипулирования связана с отбором стимулов, вызывающих необходимую реакцию.

“Рациональная модель” связана с осмысленным и хорошо продуманным обманом. Эта модель сопряжена с использованием ряда приемов:

- сокращение и дозирование доступной информации;

- использование секретности, т.е. преднамеренное утаивание информации;

- активизация пропаганды, тенденциозной информации;

- информационная перегрузка, купирующая возможность адекватно усвоить и верно оценить представляемые сведения, что толкает людей к использованию только официальных вариантов.

Информационный обман имеет свои законы:

- ложь должна быть определенным образом дозирована и сохранять видимость правдоподобия;

- необходимость четкого представления об ожиданиях аудитории, что позволяет создавать иллюзии, применимые именно для данной аудитории;

- использование “логики коллективного действия”, взаимной ответственности;

- изъятие и сокрытие информации, которая идет вразрез с официальным курсом;

- обращение к “священным принципам” нации;

-использование символики и символизации посредством имиджевых технологий

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ «ТМК»

 

 

1. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексия. - М., 1994;

2. Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. - М., 1988. - С. 30.

3. Бурдье П. Начала. - М., 1994. - С.182.

4. Бурдье П. Социология политики. - М., 1993. - С.212.

5. Гриндер Дж. Коммуникатор и его функции // Современные проблемы социальной коммуникации. - Спб., 1996.

6. До­цен­ко Е.Л. Психология манипуляции. - М., 1996;

7. Егорова Е.П. Социальные коммуникации. - СПб., 1996;

8. Ершов В.В. Современное общество и коммуникативная семантика. - Томск, 1998.

9. Интересная типология коммуникативных стилей представлена в монографии Лесевича Г. Типология лидеров. - Киев, 1998.

10. Кареев Н. Основы коллективного поведения. - М., 1998;

11. Карнаупов Н.А. Настроения общества и задачи выборных технологий. - СПб., 1997.

12. Карташева Е.Н. Коммуникативная личность и современный процесс социальной динамики. - М., 1998.

13. Клозе Ф. Массы и манипуляция. - М., 1997. - С.16.

14. Корванов А.М. Мнения и политика. - СПб., 1997;

15. Лассуэл Г. Коммуникативный процесс и его структуры // Современные проблемы социальной коммуникации. - Спб., 1996.

16. Лесевич Г. Типология лидеров. - Киев, 1998.

17. Москович С. Век толп. - М., 1996.

18. Никитин М.И. Предпосылки эффективности экологической пропаганды / Экология. Политика. Пресса. - М., 1989. - Ч.2. - С.92.

19. Петренко В.П. Выборные технологии и общественное сознание. - М., 1996;

20. Политика и политические технологии. - Спб., 1998. - С. 131.

21. Почепцов Г. Имидж от фараонов до президентов. - Киев, 1997;

22. Почепцов Г. Коммуникативные аспекты семантики. - Киев, 1987.

23. Почепцов Г. Теория коммуникации. - К., 1996;

24. Пресса и общественное мнение / Под ред. Коробейникова В.С. - М., 1986.

25. Савинье П. Коммуникации и общество. - СПб., 1998;

26. Современные проблемы американской социологии. - М., 1998. - С. 139.

27. Сорокин А.А. Объекты и субъекты коммуникационных взаимодействий. - Екатеринбург, 1998;

28. Социальная психология. - Спб., 1998. - С.132.

29. Социальная психология и процессы общественного развития. - М., 1998. - С.39.

30. Суханов А.П. Информационная революция: за и против. - М., 1984. - С.13.

31. Тощенко Ж., Харченко С. Социальное настроение. - М., 1996.

32. Укач-Огорович Н. Массовые психические реакции. - Харьков, 1912.

33. Федякин И.А. Общественное сознание и массовая коммуникация в буржуазном обществе. - М., 1988. - С.4.

34. Фрейре П. Образование в современном мире // Перспективы. - 1992. - №2.

35. Шампань П. Делать мнение. Новая политическая игра. - М., 1997.

36. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М., 1980. - С.124.

37. Ярошко М.М. Социальная психология. - СПб., 1997.

38. Верезин В. Теория массовой коммуникации. М., 1994.

39. Бретон Ф., Пру С. Взрыв коммуникации. Рождение новой идеологии. М.,1990.

40. Буданцев Ю. Социология массовой коммуникации. М., 1995.

41. Дьякова Е., Трахтенберг А. Массовая коммуникация и проблема конструирования социальности: анализ основных теоретических подходов. Екатеринбург, 1999.

42. ЗасурскийИ. Массмедиа второй республики. М., 1999.

43. КастелъсМ. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

44. Конецкая В. Социология коммуникации. М., 1997.

45. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований / Под ред. М. Назарова. М., 1999.

46. Мельник Г. Массмедиа: психологические процессы и эффекты. СПб., 1999.

47. Митрохина Е.Ю. Информационная безопасность личности как социологическая проблема. М., 1999.

48. Терин В.П. Массовая коммуникация: социокультурные аспекты политического действия. М., 1999.

49. Томпсон Д. Идеология и современная культура. Критическая социальная теория в эру массовой коммуникации. М., 1992.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эффективность массовой коммуникации | Необходимость организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 6725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.