Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познавательные процессы экскурсовода

«Средний человек, — сказал видный психолог про­фессор Карл Сишор, — использует не больше десяти процентов врожденных возможностей своей памяти. Остальные девяносто процентов пропадают, потому что он нарушает естественные законы запоминания». Дейл Карнеги советует использовать три таких «естествен­ных закона запоминания»: впечатление, повторение, ассоциация.

Во-первых, нужно получить глубокое, яркое впечат­ление о том, что вы хотите запомнить. Для этого вы должны:

а) сосредоточиться;

б) внимательно наблюдать (сознание не сохранит ту­манных впечатлений);

в) получить впечатления при помощи возможно большего числа органов чувств;

г) прежде всего старайтесь получить зрительное впе­чатление. Оно прочнее.

Второй закон памяти — повторение. Тысячи сту­дентов-мусульман знают наизусть Коран — книгу при­мерно такого же объема, как Новый завет, и они в значительной мере достигают этого путем повторения. Мы можем запомнить все, что угодно в разумных пределах, если будем достаточно часто повторять это.

Но при повторении имейте в виду следующее:

а) не повторяйте текст снова и снова, пока он не закрепится в вашей памяти. Прочитайте текст один пли два раза, потом оставьте его, а позднее снова и
снова возвращайтесь к тексту. Повторение таким спо­собом, с интервалами, позволит вам запомнить текст, потребовав наполовину меньшее времени, чем при за­ поминании в один прием;

б) запомнив что-либо, мы за первые восемь часов забываем столько же, сколько за последующие трид­цать дней; поэтому просматривайте свои записи всего несколько минут до выступления.

Третий закон памяти — ассоциация. Единственный способ запомнить факт — это ассоциировать его с ка­ким-либо другим фактом.

Психолог Тони Бьюзен для хорошего запоминания при создании ассоциации рекомендует учитывать сле­дующие моменты:

1. Синестезия. Под термином «синестезия» пони­мается соединение различных чувств. Установлено, что для развития памяти необходимо развивать и постоян­но тренировать зрение, слух, обоняние, осязание и кинестезию (пространственную ориентацию).

2. Движение. Перемещающийся мнемонический об­раз гораздо легче «связать» с чем-либо и, следователь­но, запомнить.

3. Ассоциации. Для запоминания экскурсионного ма­териала отдельные факты нужно стараться соотнести с устойчивым образом сознания.

4. Сексуальность. Учитывая, что события, связан­ные с сексуальностью, хорошо запоминаются, экскур­совод может использовать данную тематику в целях
ассоциации с ней отдельных частей экскурсионного материала.

5. Чувство юмора. Чем смешнее и абсурднее будут созданные образы, тем легче и надежнее они запом­нятся. Процесс запоминания должен приносить удо­вольствие.

6. Воображение. Чем больше экскурсовод будет ис­пользовать свое воображение в процессе запоминания, тем совершенней будет его память.

7. Нумерация. Нумерация повышает эффективность принципов порядка и последовательности.

8. Символизм. Можно облегчить запоминание обыч­ного, неинтересного или абстрактного факта, если под­менить его более значимым образом или использовать
вместо него какой-либо символ.

9. Цвет. В процессе запоминания желательно ис­пользовать всю гамму цветов, чтобы сделать образы более яркими и, следовательно, лучше запоминающи­мися.

10. Порядок и/или последовательность. В сочета­нии с другими методами принцип упорядочения и/или построения последовательности позволяет быстрее отыскать необходимый образ.

11. Положительные образы. Множество примеров доказывает, что положительные и приятные образы шустрее запоминаются, чем негативные.

12. Преувеличение. Создавая образ, можно преувеличить его размеры, форму и звук, таким образом делая его более запоминающимся.

Все эти рекомендации опытных психологов, несом­ненно, помогут экскурсоводу добиться успеха в запо­минании больших объемов информации, а значит, и в последующей способности удивить экскурсантов глубиной познания. Однако последнее станет возможным только в том случае, если богатая эрудиция экскурсовода будет гармонично сочетаться с высокой культу­рой устной речи.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Подготовка к выступлению | Культура речи экскурсовода
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.