Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особые методические приемы

Активизация усвоения экскурсионного материала

Первые шаги по применению особых методических приемов в экскурсии были сделаны в середине 80-х годов XX века. Их внедрение в экскурсию связано с музеем, поскольку именно в музейных экскурсиях необходимость их использования была осознана острее всего. Дело в том, что в этот период было отмечено снижение интереса населения к музейным экспози­циям и, как следствие, резкое падение посещаемости музеев. Допустить, чтобы это явление прогрессирова­ло, было нельзя. В 1984 году появилась Квебекская декларация, которая призывала к переходу от тради­ционного музея к музею активному, то есть к исполь­зованию в процессе проведения музейных экскурсий особых методических приемов. И если в те годы это было загадочной новинкой, то в наше время это стало необходимостью, причем не только для музейных, но и для многих других видов экскурсий.

Особые методические приемы используются в экс­курсии, для того чтобы:

• помочь экскурсантам лучше усвоить содержание материала;

• активизировать восприятие содержания для не­однородных групп экскурсантов, в которых, на­ пример, есть и взрослые, и дети;

• повысить внимание и интерес к затронутой в эк­скурсии проблеме;

• сделать экскурсию более документальной, убеди­тельной и доказательной;

• сделать больший акцент на эмоции посетителей, укрепить связь мел-еду знанием и чувством;

• добавить к воспитательной и образовательной раз­влекательную функцию экскурсии, что достига­ется за счет преподнесения информации о собы­тии, эпохе или человеке в форме спектакля, игры, концерта;

• развивать новые нравственные ориентиры путем «проигрывания» экскурсантом различных соци­альных ролей, поскольку нравственность есть пре­жде всего умение сопереживать;

• быстрее и лучше приобщить экскурсантов к ду­ховным ценностям и нравственно-эстетическому отношению к миру;

• сформировать новый уровень эстетических потребностей;

• развивать новые вкусы, идеалы, воображение, фантазию и творческую активность экскурсан­тов;

• сделать экскурсию нестандартной и запоминаю­щейся;

• способствовать, в конечном счете, процессам воз­рождения культуры.

К числу особых методических приемов ведения эк­скурсии относятся следующие:

• привлечение в экскурсию участников историче­ских событий;

• использование ритуала;

• использование народного творчества;

• прием исследования;

• прием задания;

• прием соучастия;

• прием реконструкции исторических событий с точки зрения участников экскурсии;

• прием новизны;

• прием отступления (игровой момент);

• прием литературного монтажа;

• прием дискуссионной ситуации;

• прием контраста;

• использование технических средств пропаганды.

Остановимся кратко на каждом из них.

Привлечение в экскурсию участников историче­ских событий. Данный прием делает экскурсию бо­лее доказательной. В экскурсию в качестве дополни­тельного эпизода вводится встреча с одним из участ­ников исторических событий. Методисты бюро помо­гают участникам таких встреч подготовить выступле­ние, которое «впишется» в экскурсию по своему со­держанию. При этом обеспечивается документальность выступления участников исторических событий. Фак­тический материал, который они используют, тщательно выверяется, для этой работы привлекаются материалы музеев, архивов и научных учреждений, печатные ис­точники.

Использование ритуала. Во многие экскурсии на военно-исторические темы включаются элементы ри­туала, т. е. церемониала, выработанного обычаем. При посещении братских могил участников борьбы за сво­боду и независимость нашей Родины и памятных мест, где горит Вечный огонь, экскурсанты чтят их мину­той молчания, возлагают цветы, присутствуют при смене Почетного караула, прослушивают траурные мелодии, участвуют в массовых шествиях и митингах и честь погибших героев. Часто элементы ритуала ис­пользуют работники музеев Ростовской области. К при­меру, сотрудники Раздорского этнографического му­зея-заповедника предлагают этнографические программы с реконструкцией старинных обрядов «Святочный вечер», «Казачья- масленица» с использованием местного говора, казачьих песен, игрищ.

Сотрудники музея города Аксая для туристов представляют настоящий ритуал чаепития, где заварят чай но старинным рецептам, угостят блинами и пышка­ми, а потом организуют катание на лошадях.

На Ефремовском подворье Старочеркасского музея-заповедника туристы могут пройти обряд посвящения и донские казаки. Там и чарочку поднесут, и песню величитальную споют, и всю правду о госте расскажут, и плеточкой погладят, как велит старинный обычай, а потом грамоту именную вручат.

Элементы ритуала имеют большое воспитательное воздействие на участников экскурсий.

Использование народного творчества в качестве особого методического приема расширяет знания экс­курсантов, способствует у них развитию интересов к фольклору. Как правило, данный прием реализуется с помощью выступлений фольклорных ансамблей. На использовании народного творчества построено прове­дение Вешенской весны.

Иногда в экскурсиях используется несложный ме­тодический прием исследования. Например, глубина древнего неиспользованного колодца определяется с помощью горящего листка бумаги, который, падая, освещает сначала стенки, затем дно колодца. Глубина горного ущелья определяется брошенным камешком. Прием исследования используется также в производ­ственных и природоведческих экскурсиях. Экскурсо­вод с участием экскурсантов определяет тяжесть кус­ка железной руды, скорость течения реки, направле­ние и силу ветра, место расположения экскурсионной группы.

Прием исследования способствует активизации вос­приятия содержания экскурсии ее участниками. Наи­более часто он используется в экскурсиях со школьни­ками.

Прием заданий как особый методический прием не­сколько отличается от методического приема рассказа с аналогичным названием. Если прием задания как методический прием рассказа находит выражение в обращении экскурсовода к экскурсантам: «Подумай­те, почему этот памятник так назван? Вспомните, и что похоже это здание?» и др. с целью заинтересовать заставить их задуматься, то его использование как особого методического приема может выражаться, к при­меру, в сборе гербария, коллекции минералов, полез­ных ископаемых и т. д. Особенно применим в про­граммном экскурсионном обслуживании.

Прием соучастия. Прием соучастия как особый ме­тодический прием заключается в привлечении экскур­сантов к выполнению конкретной деятельности. К при­меру, в археологическом музее-заповеднике Танаис посетителям предлагается пострелять в древнем тире из арбалета, в одном из залов попробовать справиться с огромными метательными машинами, а в специаль­ной мастерской — вылепить из глины чашу.

Прием соучастия применяется в подтеме экскурсии и станицу Раздорская «Всего дороже честь сытая, да изба крытая». Ведя речь о колодце-журавле, экскурсовод предлагает экскурсантам самостоятельно набрать поды из колодца и с помощью коромысла попробовать поднять и немного пронести два ведра воды. Это позволит им ощутить на себе, насколько тяжело было казакам выполнять такую процедуру каждый день. Прием соучастия вызовет интерес группы к содержа­нию экскурсии, а также внесет эмоциональную раз­рядку, снимет напряжение.

Прием реконструкции исторических событий с точки зрения участников экскурсии заключается в воссоздании обстановки того периода времени, о кото­ром идет речь в экскурсии. Например, в экскурсии «К берегам Тихого Дона» прием реконструкции исто­рических событий с точки зрения участников экскурсии выражается в том, что во время рассказа о прово­дах казаков на службу облаченная в наряд казачки девушка и парень на лошади демонстрируют некото­рые действия обычая. К примеру, девушка привешивает к кресту парня мешочек с родной землей. Затем, применив в совокупности приемы соучастия и использования народного творчества, экскурсовод предлага­ет группе спеть песню «Как за Доном, за рекой», ко­торой всегда провожали казака на службу.

Как было уже отмечено, в этом приеме часто ис­пользуется переодевание в костюмы определенного народа. К примеру, во время проведения экскурсии по археологическому музею-заповеднику Танаис у посети­телей на глазах оживают уголки древнего города — во двориках домашними делами занимаются танаиты в длинных тупиках. Также экскурсанты могут сфото­графироваться в костюмах древнего скифа или сарма­та, грека или турка.

Прием новизны, материала состоит в том, что в ходе рассказа по теме сообщаются факты и примеры, не известные экскурсантам. Этот прием используется экскурсоводом в тот момент, когда необходимо при­влечь внимание группы к объекту, сделать восприя­тие наблюдаемого более эффективным.

Прием отступления состоит в том, что в ходе рас­сказа экскурсовод уходит от темы: читает стихотворе­ние, приводит примеры из своей жизни, рассказыва­ет содержание кинофильма, художественного произ­ведения. Этот прием напрямую не связан с содержа­нием экскурсии, поэтому некоторые методисты назы­вают его «приемом освежающего отступления». Его задача снять усталость, сделать эмоциональную паузу. Однако, применяя данный прием, не следует комкать экскурсию, сокращая материал по теме. Нельзя сво­дить дело к шуткам, анекдотам, разбрасыванию «юмо­ристических штрихов» среди серьезного изложения материала, чтобы придать сложной информации непри­нужденный характер. Использование приема отступ­ления может также выражаться в проведении экскур­соводом конкурсов, викторин по содержанию экскур­сии, игр, загадок.

Прием словесного (литературного) монтажа ис­пользуется не только в качестве методического при­ема рассказа, когда экскурсовод строит свой рассказ на наборе отрывков из различных литературных про­изведений, но и как особый методический прием. В этом случае экскурсовод может, например, заранее выдать нескольким экскурсантам из группы тексты слов, песен, частушек, стихотворений и т. д., объяс­нив при этом, когда настанет очередь выступить каж­дому из них. Данный прием делает экскурсию инте­ресной и увлекательной. Однако экскурсовод, владея основами психологии, полагаясь на опыт и интуицию, должен правильно «распределить роли» с точки зре­ния индивидуально-личностных особенностей экскур­сантов, участвующих в литературном монтаже (их воз­раст, темперамент, уровень образования и проч.). Для литературного монтажа нужно подбирать такие отрыв­ки из художественных произведений, которые позво­нят экскурсантам «увидеть» картину событий, почув­ствовать их динамику. Если литературный монтаж как особый методический прием используется в темати­ческой экскурсии (допустим, литературной), то среди экскурсантов наверняка найдутся те, кто по памяти могли бы прочесть стихотворение, высказывания клас­сика или процитировать строки из художественного произведения. Экскурсоводу следует лишь определить подходящее время для выступления. Экскурсия дей­ствительно становится двусторонним процессом.

Этот прием можно использовать в таких экскурси­ях, как «Слово и судьбы», «Созвездие имен прекрас­ных», «На родину М. Шолохова», «В стране интерес­ных уроков».

Прием дискуссионной ситуации. Выдвигается та­кое положение, которое вызывает дискуссионную си­туацию. Становится возможным в части экскурсии заменить монологическую форму материала открытым диалогом. Свою точку зрения по выдвинутому поло­жению высказывают два-три экскурсанта. Затем экс­курсовод, подводя итоги, делает выводы. Экскурсовод может задавать различные вопросы экскурсантам с целью их активизации. Большая часть таких вопросов не рассчитана на то, чтобы получить на них какие-либо ответы от участников экскурсии. Они выполня­ют функцию методического приема. Их можно разде­лить на несколько видов:

а) вопросы, на которые экскурсовод сразу же или по истечении некоторого времени сам дает ответ, продолжая свой рассказ по теме;

б) вопросы исторического характера, представляю­щие собой утверждение чего-либо в форме вопро­са. Такие вопросы в лекционной пропаганде рас­сматриваются как прием ораторской речи;

в) вопросы экскурсовода экскурсантам, которые за­остряют внимание последних на содержании эк­скурсии, вносят некоторую разрядку и помогают лучше уяснить подтему.

Прием контраста применяется, когда фотография (рисунок) показывается для того, чтобы убедить экс­курсантов в том, как изменился наблюдаемый объект. Данный прием используется, например, в подтеме «И от века украшает конь станичное житье» историко-
природоведческой экскурсии «К берегам Тихого Дона». Экскурсовод, стоя возле настоящей лошади, в ходе рас­сказа о лихих донских скакунах упоминает о том, что их прапредком был эогиппус, при этом показывает на одном из наглядных пособий его изображение. Небольшое, похожее на лисицу животное на рисунке контрас­тирует с современной лошадью, стоящей перед груп­пой. Этот прием привлечет внимание экскурсантов ипозволит им зрительно сравнить объекты.

Активизировать процесс запоминания экскурсионного материала поможет использование технических средств пропаганды. Технические средства пропаган­ды используются в подтеме «Дон» экскурсии «К бере­гам Тихого Дона», а именно: экскурсантам предлага­ется прослушать запись гимна Ростовской области. Цельсамой подтемы состоит в том, чтобы показать группе значимость реки в жизни казаков в различных аспек­тах (экономическом, бытовом, эстетическом). А гимн, в котором звучат слова уважения и гордости за Тихий Дон, становится убедительным доказательством того, что Дон действительно является символом казачьей жизни, ее неотъемлемой частью. Помимо этого, ис­полнение гимна направлено на воспитание у экскур­сантов любви к своему родному краю. Однако такие музыкальные записи не должны быть длительными. Они являются частью экскурсии, подчинены ее теме и не должны быть самостоятельными.

Таким образом, использование особых методических приемов будет способствовать поддержанию интереса группы на протяжении всей экскурсии и лучшему усвоению информации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Культура речи экскурсовода | Форма преподнесения материала
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.