КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особые методические приемы
Активизация усвоения экскурсионного материала Первые шаги по применению особых методических приемов в экскурсии были сделаны в середине 80-х годов XX века. Их внедрение в экскурсию связано с музеем, поскольку именно в музейных экскурсиях необходимость их использования была осознана острее всего. Дело в том, что в этот период было отмечено снижение интереса населения к музейным экспозициям и, как следствие, резкое падение посещаемости музеев. Допустить, чтобы это явление прогрессировало, было нельзя. В 1984 году появилась Квебекская декларация, которая призывала к переходу от традиционного музея к музею активному, то есть к использованию в процессе проведения музейных экскурсий особых методических приемов. И если в те годы это было загадочной новинкой, то в наше время это стало необходимостью, причем не только для музейных, но и для многих других видов экскурсий. Особые методические приемы используются в экскурсии, для того чтобы: • помочь экскурсантам лучше усвоить содержание материала; • активизировать восприятие содержания для неоднородных групп экскурсантов, в которых, на пример, есть и взрослые, и дети; • повысить внимание и интерес к затронутой в экскурсии проблеме; • сделать экскурсию более документальной, убедительной и доказательной; • сделать больший акцент на эмоции посетителей, укрепить связь мел-еду знанием и чувством; • добавить к воспитательной и образовательной развлекательную функцию экскурсии, что достигается за счет преподнесения информации о событии, эпохе или человеке в форме спектакля, игры, концерта; • развивать новые нравственные ориентиры путем «проигрывания» экскурсантом различных социальных ролей, поскольку нравственность есть прежде всего умение сопереживать; • быстрее и лучше приобщить экскурсантов к духовным ценностям и нравственно-эстетическому отношению к миру; • сформировать новый уровень эстетических потребностей; • развивать новые вкусы, идеалы, воображение, фантазию и творческую активность экскурсантов; • сделать экскурсию нестандартной и запоминающейся; • способствовать, в конечном счете, процессам возрождения культуры. К числу особых методических приемов ведения экскурсии относятся следующие: • привлечение в экскурсию участников исторических событий; • использование ритуала; • использование народного творчества; • прием исследования; • прием задания; • прием соучастия; • прием реконструкции исторических событий с точки зрения участников экскурсии; • прием новизны; • прием отступления (игровой момент); • прием литературного монтажа; • прием дискуссионной ситуации; • прием контраста; • использование технических средств пропаганды. Остановимся кратко на каждом из них. Привлечение в экскурсию участников исторических событий. Данный прием делает экскурсию более доказательной. В экскурсию в качестве дополнительного эпизода вводится встреча с одним из участников исторических событий. Методисты бюро помогают участникам таких встреч подготовить выступление, которое «впишется» в экскурсию по своему содержанию. При этом обеспечивается документальность выступления участников исторических событий. Фактический материал, который они используют, тщательно выверяется, для этой работы привлекаются материалы музеев, архивов и научных учреждений, печатные источники. Использование ритуала. Во многие экскурсии на военно-исторические темы включаются элементы ритуала, т. е. церемониала, выработанного обычаем. При посещении братских могил участников борьбы за свободу и независимость нашей Родины и памятных мест, где горит Вечный огонь, экскурсанты чтят их минутой молчания, возлагают цветы, присутствуют при смене Почетного караула, прослушивают траурные мелодии, участвуют в массовых шествиях и митингах и честь погибших героев. Часто элементы ритуала используют работники музеев Ростовской области. К примеру, сотрудники Раздорского этнографического музея-заповедника предлагают этнографические программы с реконструкцией старинных обрядов «Святочный вечер», «Казачья- масленица» с использованием местного говора, казачьих песен, игрищ. Сотрудники музея города Аксая для туристов представляют настоящий ритуал чаепития, где заварят чай но старинным рецептам, угостят блинами и пышками, а потом организуют катание на лошадях. На Ефремовском подворье Старочеркасского музея-заповедника туристы могут пройти обряд посвящения и донские казаки. Там и чарочку поднесут, и песню величитальную споют, и всю правду о госте расскажут, и плеточкой погладят, как велит старинный обычай, а потом грамоту именную вручат. Элементы ритуала имеют большое воспитательное воздействие на участников экскурсий. Использование народного творчества в качестве особого методического приема расширяет знания экскурсантов, способствует у них развитию интересов к фольклору. Как правило, данный прием реализуется с помощью выступлений фольклорных ансамблей. На использовании народного творчества построено проведение Вешенской весны. Иногда в экскурсиях используется несложный методический прием исследования. Например, глубина древнего неиспользованного колодца определяется с помощью горящего листка бумаги, который, падая, освещает сначала стенки, затем дно колодца. Глубина горного ущелья определяется брошенным камешком. Прием исследования используется также в производственных и природоведческих экскурсиях. Экскурсовод с участием экскурсантов определяет тяжесть куска железной руды, скорость течения реки, направление и силу ветра, место расположения экскурсионной группы. Прием исследования способствует активизации восприятия содержания экскурсии ее участниками. Наиболее часто он используется в экскурсиях со школьниками. Прием заданий как особый методический прием несколько отличается от методического приема рассказа с аналогичным названием. Если прием задания как методический прием рассказа находит выражение в обращении экскурсовода к экскурсантам: «Подумайте, почему этот памятник так назван? Вспомните, и что похоже это здание?» и др. с целью заинтересовать заставить их задуматься, то его использование как особого методического приема может выражаться, к примеру, в сборе гербария, коллекции минералов, полезных ископаемых и т. д. Особенно применим в программном экскурсионном обслуживании. Прием соучастия. Прием соучастия как особый методический прием заключается в привлечении экскурсантов к выполнению конкретной деятельности. К примеру, в археологическом музее-заповеднике Танаис посетителям предлагается пострелять в древнем тире из арбалета, в одном из залов попробовать справиться с огромными метательными машинами, а в специальной мастерской — вылепить из глины чашу. Прием соучастия применяется в подтеме экскурсии и станицу Раздорская «Всего дороже честь сытая, да изба крытая». Ведя речь о колодце-журавле, экскурсовод предлагает экскурсантам самостоятельно набрать поды из колодца и с помощью коромысла попробовать поднять и немного пронести два ведра воды. Это позволит им ощутить на себе, насколько тяжело было казакам выполнять такую процедуру каждый день. Прием соучастия вызовет интерес группы к содержанию экскурсии, а также внесет эмоциональную разрядку, снимет напряжение. Прием реконструкции исторических событий с точки зрения участников экскурсии заключается в воссоздании обстановки того периода времени, о котором идет речь в экскурсии. Например, в экскурсии «К берегам Тихого Дона» прием реконструкции исторических событий с точки зрения участников экскурсии выражается в том, что во время рассказа о проводах казаков на службу облаченная в наряд казачки девушка и парень на лошади демонстрируют некоторые действия обычая. К примеру, девушка привешивает к кресту парня мешочек с родной землей. Затем, применив в совокупности приемы соучастия и использования народного творчества, экскурсовод предлагает группе спеть песню «Как за Доном, за рекой», которой всегда провожали казака на службу. Как было уже отмечено, в этом приеме часто используется переодевание в костюмы определенного народа. К примеру, во время проведения экскурсии по археологическому музею-заповеднику Танаис у посетителей на глазах оживают уголки древнего города — во двориках домашними делами занимаются танаиты в длинных тупиках. Также экскурсанты могут сфотографироваться в костюмах древнего скифа или сармата, грека или турка. Прием новизны, материала состоит в том, что в ходе рассказа по теме сообщаются факты и примеры, не известные экскурсантам. Этот прием используется экскурсоводом в тот момент, когда необходимо привлечь внимание группы к объекту, сделать восприятие наблюдаемого более эффективным. Прием отступления состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод уходит от темы: читает стихотворение, приводит примеры из своей жизни, рассказывает содержание кинофильма, художественного произведения. Этот прием напрямую не связан с содержанием экскурсии, поэтому некоторые методисты называют его «приемом освежающего отступления». Его задача снять усталость, сделать эмоциональную паузу. Однако, применяя данный прием, не следует комкать экскурсию, сокращая материал по теме. Нельзя сводить дело к шуткам, анекдотам, разбрасыванию «юмористических штрихов» среди серьезного изложения материала, чтобы придать сложной информации непринужденный характер. Использование приема отступления может также выражаться в проведении экскурсоводом конкурсов, викторин по содержанию экскурсии, игр, загадок. Прием словесного (литературного) монтажа используется не только в качестве методического приема рассказа, когда экскурсовод строит свой рассказ на наборе отрывков из различных литературных произведений, но и как особый методический прием. В этом случае экскурсовод может, например, заранее выдать нескольким экскурсантам из группы тексты слов, песен, частушек, стихотворений и т. д., объяснив при этом, когда настанет очередь выступить каждому из них. Данный прием делает экскурсию интересной и увлекательной. Однако экскурсовод, владея основами психологии, полагаясь на опыт и интуицию, должен правильно «распределить роли» с точки зрения индивидуально-личностных особенностей экскурсантов, участвующих в литературном монтаже (их возраст, темперамент, уровень образования и проч.). Для литературного монтажа нужно подбирать такие отрывки из художественных произведений, которые позвонят экскурсантам «увидеть» картину событий, почувствовать их динамику. Если литературный монтаж как особый методический прием используется в тематической экскурсии (допустим, литературной), то среди экскурсантов наверняка найдутся те, кто по памяти могли бы прочесть стихотворение, высказывания классика или процитировать строки из художественного произведения. Экскурсоводу следует лишь определить подходящее время для выступления. Экскурсия действительно становится двусторонним процессом. Этот прием можно использовать в таких экскурсиях, как «Слово и судьбы», «Созвездие имен прекрасных», «На родину М. Шолохова», «В стране интересных уроков». Прием дискуссионной ситуации. Выдвигается такое положение, которое вызывает дискуссионную ситуацию. Становится возможным в части экскурсии заменить монологическую форму материала открытым диалогом. Свою точку зрения по выдвинутому положению высказывают два-три экскурсанта. Затем экскурсовод, подводя итоги, делает выводы. Экскурсовод может задавать различные вопросы экскурсантам с целью их активизации. Большая часть таких вопросов не рассчитана на то, чтобы получить на них какие-либо ответы от участников экскурсии. Они выполняют функцию методического приема. Их можно разделить на несколько видов: а) вопросы, на которые экскурсовод сразу же или по истечении некоторого времени сам дает ответ, продолжая свой рассказ по теме; б) вопросы исторического характера, представляющие собой утверждение чего-либо в форме вопроса. Такие вопросы в лекционной пропаганде рассматриваются как прием ораторской речи; в) вопросы экскурсовода экскурсантам, которые заостряют внимание последних на содержании экскурсии, вносят некоторую разрядку и помогают лучше уяснить подтему. Прием контраста применяется, когда фотография (рисунок) показывается для того, чтобы убедить экскурсантов в том, как изменился наблюдаемый объект. Данный прием используется, например, в подтеме «И от века украшает конь станичное житье» историко- Активизировать процесс запоминания экскурсионного материала поможет использование технических средств пропаганды. Технические средства пропаганды используются в подтеме «Дон» экскурсии «К берегам Тихого Дона», а именно: экскурсантам предлагается прослушать запись гимна Ростовской области. Цельсамой подтемы состоит в том, чтобы показать группе значимость реки в жизни казаков в различных аспектах (экономическом, бытовом, эстетическом). А гимн, в котором звучат слова уважения и гордости за Тихий Дон, становится убедительным доказательством того, что Дон действительно является символом казачьей жизни, ее неотъемлемой частью. Помимо этого, исполнение гимна направлено на воспитание у экскурсантов любви к своему родному краю. Однако такие музыкальные записи не должны быть длительными. Они являются частью экскурсии, подчинены ее теме и не должны быть самостоятельными. Таким образом, использование особых методических приемов будет способствовать поддержанию интереса группы на протяжении всей экскурсии и лучшему усвоению информации.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |