Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5

Психическое развитие ребенка в младенческом

и раннем детском возрасте.

--- Общая характеристика развития ребенка в младенческом возрасте. Значение общения ребенка со взрослыми. Кризис первого года жизни.

--- Развитие речи ребенка. Познание и поведение в раннем детском возрасте. Кризис 3-х лет.

_______________________

Рождение является большим потрясением для организма ребенка. Можно считать период новорожденности первым критическим периодом развития, периодом перехода от внутриутробного к внеутробному образу жизни. Кризис новорожденности затрагивает мотивационно-потребностную сферу личности.

В момент своего рождения ребенок - слабое и беспомощное существо. Костно-мышечная система развита еще очень плохо. Деятельность сердечно-сосудистой системы недостаточно отрегулирована: пульс частый и неритмичный, дыхание поверхностное. Терморегуляция отсутствует. Большие полушария головного мозга тоже плохо развиты, основную роль играют низшие отделы центральной нервной системы - подкорковые центры.

Поэтому период физического отделения ребенка от матери характеризуется такими изменениями, которые могли бы привести к катастрофе, если бы не сложилась особая социальная ситуация его развития: “ситуация объективно-необходимых отношений между ребенком и взрослым.” (Л.Ф. Обухова).

Итак, жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Его органические потребности (в воздухе, пище, тепле, сне) удовлетворяются с помощью механизма безусловных рефлексов. Даже процесс чередования сна и бодрствования формируется в процессе воспитания: периоды бодрствования начинают совпадать с моментами кормления.

Лицо и улыбка матери - первый объект, который начинает выделять ребенок и на который в 2-3 месяца уже отвечает улыбкой и активизацией движений, гулением. Это, так называемый комплекс оживления - важное новообразование периода новорожденности. Оно представляет собой конец кризиса новорожденности и переход к новой стадии развития - стадии младенчества.

Комплекс оживления возникает и поддерживается не сам собой. Известно, что интенсивное эмоционально-положительное общение взрослого с ребенком способствует, а редкое и бездушное - препятствует развитию комплекса оживления и может привести даже к общей задержке психического развития.

Таким образом, социальная ситуация психического развития ребенка в младенческом возрасте - ситуация связанности, единства ребенка и взрослого. Основной, ведущий вид деятельности - эмоциональное общение, предметом которого для ребенка является взрослый человек.

Возникшая в период новорожденности потребность в общении интенсивно развивается. Уже в комплексе оживления обнаруживается положительное эмоциональное отношение ребенка ко взрослому, явное удовольствие от общения с ним, и такое отношение продолжает нарастать на протяжении всего периода младенчества.

У месячного ребенка наблюдаются следящие движения глаз: сначала - в основном в горизонтальной плоскости, затем по вертикали, а к 2-х месячному возрасту - круговые движения и зрительное сосредоточение, фиксация взгляда на предмете. К концу 2-го месяца младенец самостоятельно переводит взгляд с одного предмета на другой. В это же время у него появляется способность к различению простейших цветов, развивается слуховое восприятие, появляются реакции на голос матери. И к 3-4 месяцам заканчивается совершенствование зрительного и слухового аппарата: ребенок не только видит и слышит, он стремится к зрительным и слуховым впечатлениям, получает от них удовольствие.

Дети этого возраста очень чувствительны к новизне: если рядом со старым оказывается новый, яркий предмет, ребенок целиком переключается на него, надолго сосредоточивает на нем взгляд.

К 4-5 месяцам малыш начинает отличать своих от чужих, знакомому он радуется, незнакомый может вызвать у него испуг, т.е. его общение со взрослыми приобретает избирательный характер.

Потребность в эмоциональном общении, имеющая для развития ребенка огромное положительное значение, может однако, привести и к отрицательным проявлениям.

Например, если взрослый старается постоянно находиться с ребенком, то ребенок привыкает непрерывно требовать внимания, не интересуясь игрушками, плачет, если его хотя бы на 1 минуту оставят одного.

Во 2-м полугодии “общение ради общения” уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка.

В младенческом возрасте идет быстрое формирование двигательных навыков детей, особенно сложных, сенсорно-скоординированных движений рук и ног. Активность рук ребенка отмечается уже в первые недели его жизни: это размахивание руками, хватание, движения кисти рук. В 3-4 месяца ребенок начинает тянуться за предметами, захватывает предметы рукой. Акт хватания осуществляется под контролем зрения и имеет большое значение для психического развития ребенка, т.к. с ним связано возникновение предметного восприятия. Благодаря хватанию возникает и восприятие пространства - это пространство вытянутой руки и его протяженность еще мала. Но с 6 месяцев ребенок начинает сидеть на стуле, его пространственные возможности увеличиваются и к 7 месяцам движения рук младенца начинают приноравливаться к особенностям захватываемого предмета - приобретают предметный характер. Возникают результативные действия: перемещение предмета, извлечение из него звука и т.д.

Начиная со 2-го полугодия жизни, у ребенка появляется новый способ воздействия на взрослого - указательный жест, который возникает из протянутой к недосягаемому предмету руки. Этот жест предметно отнесен и, как указывал Л.С. Выготский, “из движения, направленного на предмет, становится движением, направленным на другого человека, средством связи”, предшественником слова. Начинается “сотрудничество” ребенка и взрослого.

Взрослый как бы вводит ребенка в предметный мир: привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует всевозможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнить действие, направляя его движения.

Большое значение в совместной деятельности ребенка и взрослого имеет развивающаяся на протяжении младенчества способность подражать действиям взрослого. Она открывает широкие возможности для обучения через подражание.

В 7-10 месяцев ребенок внимательно следит за движениями и речью взрослого, хотя чаще всего воспроизводит показанное не сразу, а спустя некоторое время и после многократного показа.

Так, наблюдая, как вытирают тряпкой клеенку на столе, ребенок при всяком удобном случае начинает тереть клеенку любой попавшейся под руки материей.

Взрослый не только удовлетворяет растущие потребности ребенка и учит его действовать с предметами. Он определенным образом оценивает поведение ребенка, поощряет его улыбкой, хмурит брови и грозит пальцем, если малыш поступает не так, как следует. Благодаря этому, ребенок постепенно усваивает положительные привычки, учится правильно себя вести.

К концу 1-го года жизни у ребенка появляется новая важная особенность в манипуляции с предметами: дети не только повторяют движения, показываемые родителями, на пытаются видоизменить их. В это же время они начинают замечать не только прямые, но и косвенные результаты своих действий, и пытаются, повторяя действия, снова их воспроизвести.

Например, ребенок ухватил конец бельевой веревки. Случайно сильно дернув конец, он обратил внимание, как подскочило белье на веревке, натянутой под потолком. Смотрел на прыгающее белье, пока оно не перестало колыхаться. Играет концом веревки. Снова случайно дернул. Все белье заколыхалось. И тут-то он начал непрерывно с силой дергать веревку, наслаждаясь результатом.

Итак, развитие манипулирования состоит в переходе направленности на предмет к направленности на результат действия и в дальнейшем на усложнение достигаемых результатов, не прямо, а косвенно связанных с действием.

По мере овладения новыми видами движений и их совершенствования происходит формирование ориентировки ребенка в свойствах и отношениях предметов и окружающего пространства.

В 9-10 месяцев дети начинают искать предметы, исчезнувшие у них на глазах, понимать, что эти предметы не пропали, а просто находятся в другом месте, дети узнают перевернутые предметы, правильно определяют величину предметов и т.д.

В последние месяцы 1-го года жизни дети уже способны выполнять действия, основанные на установлении простейших связей и отношений между предметами и их свойствами, т.е. мыслительные действия.

Например, ребенок открывает отношения между подставкой и предметом на ней и использует подставку для того, чтобы подтянуть к себе предмет.

Большое достижение в развитии ребенка - ходьба, которая доставляет ему огромное удовольствие. Благодаря способности к прямохождению ребенок вступает в период более свободного и самостоятельного общения в внешним миром. Овладение ходьбой развивает возможность ориентировки в пространстве, приближаясь к предмету ребенок практически осваивает его направление и удаленность относительно исходного места.

К этому периоду относится начало кризиса 1-го года. В результате ходьбы ребенок как бы отделяет себя от взрослого. Происходит разделение “Мы”: теперь не только мама ведет ребенка, но и он ведет ее куда хочет. Таким образом, ходьба - это первое основное новообразование младенческого возраста..

В это же время ребенок активно усваивает способы действия с предметами - орудиями: чашкой, ложкой, совочком и т.д. То есть он соотносит орудия с тем предметом, на который направлено действие: лопаткой набирает песочек, снег, землю; ведром - воду и др. Таким образом ребенок приспосабливается к свойствам орудия. В процессе выполнения действий с предметами и обозначения действий словами формируются мыслительные процессы ребенка. К ризис 1-го года жизни затрагивает операционально-техническую сферу личности

Нарастающая потребность в общении со взрослыми вступает в противоречие с возможностями общения, которые находят свое разрешение в понимании человеческой речи (к концу младенчества), и затем (в период раннего детства) в овладении ею.

__________________________

Раннее детство является сензитивным периодом (периодом повышенной восприимчивости) для усвоения речи. Здесь многое зависит от того, как взрослые организуют общение с ребенком: дети, с которыми мало общаются взрослые, резко отстают в развитии речи.

Как происходит развитие речи ребенка? К концу 1-го месяца жизни у него возникает, так называемое слуховое сосредоточение - особое внимание на обращенные к нему слова. Начиная с 3-го месяца появляются собственные речевые реакции - гуление - в составе выше описанного комплекса оживления на появление взрослого, а затем с 5 месяцев - лепет. С 6 месяцев ребенок начинает произносить “ псевдослова ”, состоящие из нескольких слогов, пока еще лишенных смысла, но с 8 месяцев приобретающих предметную отнесенность.

Способность к хорошему пониманию речи взрослых складывается у ребенка, начиная со второго полугодия жизни. В 6-6,5 месяцев он связывает воспринимаемый предмет с его названием. К 8 месяцам - демонстрирует ориентировочно-исследовательскую реакцию (поворот головы в сторону предмета, захват его руками и т.д.) в ответ на называние предмета. Примерно с 10 месяцев ребенок протягивает игрушку или другой предмет, берет его в руку в ответ на просьбу взрослого. Этот момент - важная предпосылка к развитию совместной предметной деятельности ребенка и взрослого. И если в 7 месяцев в голосе ребенка можно выделить интонации, связанные с обращением и просьбой, то в 10 месяцев - в его голосе проявляется настойчивость.

Первые односложные слова (“мама”, “папа”, “баба” и т.д.) ребенок начинает произносить в период с 4 до 8 месяцев, хотя конкретную предметную отнесенность они начинают приобретать только к 10 месяцам. К этому периоду относится усвоение ребенком семантики слова. И к концу 1 года жизни он точно понимает и определенным образом реагирует на 10-20 слов: выбирает предмет из нескольких, не только начинает, но и прекращает действие по команде взрослого, т.е. начинает активно овладевать номинативной и прагматической функциями речи.

Таким образом, к началу раннего возраста дети пытаются называть вещи своими именами. И хотя их активный словарный запас еще невелик, они знают и понимают гораздо больше слов, чем произносят.

На первых порах овладения языком у ребенка появляется автономная речь: “ам-ам”, “ням-ням”, “нака”, “бяка”, “ав-авка” и т.д., то есть употребляются слова, которыми взрослые обычно не пользуются.

Однако при правильном речевом воспитании, когда взрослые требуют четкого произношения слов, автономная речь быстро исчезает, у ребенка развивается фонематический слух, артикуляция, происходит усвоение грамматического строя языка, развивается чутье языка.

На 2-м году жизни ребенок живо интересуется названиями предметов и явлений его окружающих, он спрашивает родителей: “Что это?” и, получив ответ, повторяет, заучивает его. И к концу 2-го года он усваивает около 300, а к 3-х летнему возрасту - 1200-1500 слов.

На границе 2 и 3 года жизни ребенок “открывает”, что слова в предложениях связаны между собой. Поначалу в его речи появляются предложения состоящие из двух слов: ”Кукла упала”, “Папа пришел” и т.д. Но к концу раннего возраста дети довольно хорошо согласуют слова в предложения более сложные по своей структуре.

Овладение речью имеет огромное значение для разных сторон психического развития ребенка. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи общественного опыта.

Около 3-х лет ребенок начинает внимательно прислушиваться к разговорам взрослых между собой. Ему нравится слушать сказки, рассказы, стихи. Он уже в состоянии познавать окружающий мир не только непосредственно через органы чувств, но и в понятийном отражении в языке.

Если по каким-то причинам (болезнь, недостаточное общение) речевые возможности ребенка не используются в достаточной степени, то отстает и его дальнейшее развитие.

В этом же периоде раннего детства ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе. Взрослые приучают малыша считаться с другими: “Не шуми, папа устал, он спит.”

На 2 году жизни у ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу. Это создает внутренние условия для развития самолюбия, чувства гордости, для формирования устойчивого положительно-эмоционального отношения ребенка к себе и своим качествам.

Овладевая возможностью выполнять без помощи взрослого разнообразные предметные действия, усваивая простейшие навыки самообслуживания, ребенок начинает понимать, что то или иное действие выполняет именно он. Внешне это выражается в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а в 1-м лице: “Я бегаю”, “Возьми меня с собой” и т.д. Появляется стремление к самостоятельности, складываются предпосылки к воле.

Таким образом, качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые 3 года, столь значительны, что наступает так называемый кризис трех лет.

Ребенок способен к самообслуживанию, умеет вступать в контакт с другими людьми с помощью речи, выполняет элементарные правила поведения и т.д. Взрослые в этот период испытывают определенные трудности в общении с детьми, т.к. дети не только протестуют против излишней опеки, но часто специально проделывают “запрещенные вещи”, стремясь “быть большим” немедленно.

Кризис трех лет - это ломка взаимоотношений, до сих пор существовавших между ребенком и взрослыми. По Д.Б. Эльконину - это кризис социальных отношений, кризис выделения своего “Я”. Признаками кризиса 3-х лет являются негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых. Именно таким путем ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношений с окружающими.

Интересно, что проявления упрямства и негативизма направлены в основном против взрослых, постоянно ухаживающих за ребенком, и редко адресуются другим взрослым, никогда не касаясь сверстников.

Поэтому характер развития этого периода во многом зависит от терпения и тактичного поведения окружающих ребенка людей, предоставляющих ему максимально возможную самостоятельность.

Однако притязания детей в это время непомерно велики. Ребенок хочет самостоятельно сходить в магазин за покупками, сварить обед, поездить на машине в качестве водителя и т.д. Удовлетворить такие стремления детей не могут никакие родители. Для их удовлетворения имеется лишь один путь - ролевая игра, которой нужно помочь овладеть ребенку.

Кризис 3-х лет - явление преходящее, но связанные с ним новообразования - отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми - важный шаг в психическом развитии ребенка.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эпохи и стадии детского развития по Д.Б. Эльконину | Лекция 6
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.