КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Абрахам Маслоу (1908-1970), американский психолог
Ключевым вопросам для всех психических теорий является вопрос о движущих силах и источниках психического развития, среди которых выделяются: среда, наследственность, активность, приобретенный опыт. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ Первая теория психического развития была предложена Стенли Холлом (1846-1924, амер. пси-г). Он перенес данную теорию из биологии в психологию. Разработал сущность концепции биогенетического закона. По его теории ребенок проходит этапы развития человека: 1 месяц жизни – на стадии развития млекопитающих: 2-е полугодие – стадия обезьян; на 2-м году жизни – человеческое состояние. Выдвинул идею науки о детях (педология). Психическое развитие рассматривал как развитие ума ребенка. Под умом понимал способность быстро приспосабливаться к решению новых задач. Умственное развитие – созревание способностей, интересов, черт характера. Передаются от родителей к детям. Развитие – пассивный процесс вызревания психики. На вызревание действует семья (среда). Карл Бюлер (1879-1963), немецко-австрийский психолог утверждал, что ребенок проходит в развитии несколько стадий: 1. стадия инстинктов; 2. дрессуры; 3. интеллекта. Переход от одной к другой объясняется созреванием нервных механизмов. Герберт Спенсер (1820-1903), английский философ и психолог. В работе «Основы психологии», 1855 - выдвинул положение, что жизнь непрерывное приспособление человека к природе. Он по-своему разрешил проблему взаимоотношений внешних и внутренних причин, на основе которых происходит психическое развитие ребенка. Выдвинул положение, что ребенок цивилизованного общества с рождения имеет преимущества по сравнению с ребенком нецивилизованного общества. Индивидуальный опыт, который накапливается человеком, передается по наследству. Поэтому у ребенка есть «умственная сила», совершенствуемая в процессе жизни. Карл Гросс (1861-1946),немецкий психолог - изучал особенности игры детей. Рассматривал игру как средство развития психики, направленное на будущее. Игра служит средством подготовки к жизни (к испытаниям). Игра – средство приспособления. Габриэль Тард (1843-1904), французский социолог, криминалист. Им разработана теория подражания («Законы подражания», 1893). ● вся общественная жизнь подчинена законам подражания ● деление людей на два типа: первый тип – гений, очень активные, им принадлежат открытия; второй тип – 1) занимаются тем, что претворяют открытия гениев в жизнь; 2) отрицается активность. В психике человека вычленяются особенности, с которыми ребенок рождается: возможность ходить, есть, кричать. В процессе жизни – эти особенности социализируются. На основе ходьбы – вырабатывается походка. На основе крика – речь (для каждого общества специфическая). Жозеф Нюттен (1909-1988), бельгийский психолог - концепция «духовного человека». 2 положения: 1. Связь между индивидом и средой, доминирование индивида в этом взаимодействии. 2. Личность является интегральной системой. В первом усматривает назначение индивида не в приспособлении к природе, а в овладении человеком этой природой. Человек отличается стремлением приспособить природу. Во втором выделяет два понятия: «Я» и «МИР». «Я» – совокупность психических функций индивида. «МИР» – определенная социальная среда, составная часть личности. Мотивация как побуждение к более сложным уровням поведения. Вместе с тем, мотивация – как потребность уравновесить состояние индивида и окружающей среды (биологизат. концепция). Считает, что потребность не имеет конкретного объекта, и существует тенденция к поиску поведенческого контакта с объектом. Выдвинул концепцию целостного подхода к человеку и анализа его высших сущностных проявлений – любви, творчества, духовных ценностей и др. Эти особенности, существуя в виде врожденных потенций, актуализируются под влиянием социальных условий. Создал иерархическую модель мотивации («Мотивация и личность», 1954), где каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности (5 уровней).
Самореализация Самооценка Познавательные потребности Любовь и принадлежность к конкретной группе (соц. статус) Безопасность и уверенность в будущем Выживание или биологическая потребность Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда (1856-1939), австрийский психиатр, психолог. В основе теории лежит конфликт между врожденными инстинктивными влечениями (Эрос, Танатос) и сознательными моральными культурно-нормированными представлениями. Центром изучения была личность. Источник активности человека исходит из биологического начала: ОНО (бессознательное, либидо), Я (цензор), СВЕРХ - Я формируется к концу 1-го года к 3-м годам к 5-6 годам Используя идеи рекапитуляции (от лат. повторение), Фрейд представил свою трактовку психики в филогенезе и онтогенезе. Этапы филогенеза: 1. Первобытная фаза: в психике человека представлена как ОНО, жизнь человека подчинена инстинктам, люди живут вместе, во главе стоит отец, который пользуется неограниченной властью. Когда подрастают сыновья, он боясь конкуренции изгоняет их. 2. Фаза тления: появление психики человека, структуры личности. Сыновья объединяются и убивают отца, но осознают, что нельзя убивать и иметь связи внутри рода. Появление Я и СВЕРХ - Я. 3. Цивилизация: появляется архаическое качество, т.е. перенос энергии либидо на социально-одобряемые цели. Существует культурологическая концепция Фрейда, где он рассматривает роль культуры в развитии социальных отношений и роль личности в культуре. Религию он рассматривает как общественный невроз. Психосексуальные стадии развития. По мнению Фрейда, личность в своем развитии в первые годы проходит ряд стадий. Каждая стадия личностного развития первых 5 лет жизни (высокая активность движущих сил развития) определяется в терминах реакций определенных участков тела (их стимуляция приводит к разрядке энергии либидо): оральная (0-18 месяцев), анальная (1,5-3 года), фаллическая (до 3-6 лет). Далее следует стабилизация — латентный (скрытый) период (от 6 до 12 лет), который прерывается повторной активизацией движущих сил развития личности в 12-18 лет — генитальная стадия с незрелой (гомосексуальная фаза) и зрелой (гетеросексуальная фаза) сексуальностью. По Фрейду, главным фактором развития человека является сексуальный инстинкт, прогрессирующий от одного участка тела к другому, которые функционируют как локусы выражения побуждений либидо (его эрогенные зоны). Социальный опыт привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, ценностей и черт характера. Оральная стадия — объектом либидо является пища, процесс удержания и кусания ее. Потребность в питании является первой и основной потребностью младенца, поэтому большая часть либидиозной энергии катексирована в область рта. По мнению Фрейда, основные оральные функции являются прототипом таких черт зрелой личности, как легковерие или стремление к обладанию имуществом, знаниями (приобретательство — функция удержания), а также страстностью к спорам, сарказму (агрессивность — функция кусания). Во время кормления ребенка обычно утешают лаской, покачивают. Все эти побочные ритуалы помогают снять напряжение, так как ассоциируются с процессом кормления. Некоторые разновидности стереотипных движений во сне или днем у детей с позиций психоанализа расцениваются как регресс или фиксация (задержка) на оральной стадии психосексуального развития. Такие "оральные привычки" взрослого человека, как курение, грызение ногтей, навязчивое облизывание губ и другие являются также проявлениями этой фиксации. Оптимальное протекание оральной стадии существенно зависит от матери, поэтому ею могут "закладываться" такие личностные черты взрослого, как зависимость от своего окружения (крайнее ее проявление — желание "вернуться в маму"). Оптимизм-пессимизм, доверчивость-недоверчивость и другие подобные личностные проявления также являются производными оральной стадии. Анальная стадия — объект либидо — область прямой кишки. В результате выталкивания фекалий обычно возникает чувство физического облегчения. На втором году жизни ребенка приучают регулировать функции кишечника, и он "научается" откладывать это "удовольствие" до подходящего периода. Увеличение самоконтроля связано и с пониманием того, что такой контроль может быть дополнительным источником наслаждения. Кроме того, дети быстро начинают понимать, что увеличение самоконтроля приносит им похвалу и одобрение родителей, а значит позволяет требовать дополнительного внимания как к своим "успехам", так и к "неудачам" в туалетном поведении. Отношение взрослых к "туалетному" воспитанию может, как полагает Фрейд, определять некоторые черты будущего характера и личностные ценности человека. Если мать строга и наказывает, то ребенок может приучиться удерживать фекалии, развиваются запоры, а в характере появится склонность к собиранию и удерживанию — человеку трудно "расставаться" с вещами и идеями (скупость, упрямство, сверхчистоплотность и педантизм). Наказания, напротив, могут из-за чувства гнева ребенка приводить к опорожнению кишечника в неудобное время, а в характере — это эквиваленты импульсивности, раздражительности, жестокости и неорганизованности. Все личностные проявления взрослых, вытекающие из этой стадии, в психоанализе часто объединяют под названием "анальный характер". Анальная стадия для ребенка полна противоречий: с одной стороны, мать хвалит его за "правильное" поведение, а с другой — внушает, что "туалетное" поведение "грязное", и его надо держать в секрете от окружающих. Ни одна сфера современной жизни не наполнена такими ограничениями и табу, как "туалетное" поведение человека. Фаллическая стадия — осознание половых различий и сосредоточенность на гениталиях. Ребенок "замечает", что у одних людей имеется фаллос, а других таковой отсутствует. По наблюдениям Фрейда, именно в этот период отмечаются особые привязанности ребенка к родителю противоположного пола. Если ранее и мальчик, и девочка любят мать и одинаково соперничают с отцом за нее, то здесь эти чувства меняются: усиливаются у мальчика и ослабевают у девочки. Удовольствие от фантазий подготавливает формирование Эдипова комплекса у мальчиков, а у девочек— комплекса Электры. В психоаналитической теории эти два главных инцестуозных комплекса играют особо важную роль в детской сексуальности. Они обозначены именами героев известных древнегреческих трагедий: у мальчиков—"мужской комплекс Эдипа" (Фрейд) как неосознанные сексуальные побуждения к матери, которые сочетаются с неосознанной агрессией к отцу как сексуальному сопернику, а у девочек — "комплекс Электры" (Юнг) как неосознанное стремление к инцесту с отцом, сочетающееся с агрессией к матери (женский Эдипов комплекс). У гомосексуальных лиц инцестуозные комплексы соответственны полу, но "обратные", т.е. существуют "прямой" (позитивный) и "обратный" (негативный) комплекс Эдипа, равно как и аналогичные комплексы Электры. В реальности между позитивной и негативной формами нет строгих границ. В той или иной степени обе эти формы образуют Эдипов комплекс в своем завершенном виде. Фиксация на фаллической стадии у взрослых мужчин проявляется в дерзости, хвастливости, необдуманности поступков. Фаллические типы всегда стремятся добиваться успеха, постоянно доказывают свою мужественность и половую зрелость. У женщин это проявляется в склонности обольщать, флиртовать или в "борьбе" за главенство над мужчинами. В возрасте от 5 до 7 лет комплексы Эдипа и Электры разрешаются (вытесняются из сознания) за счет идентификации с родителем одноименного пола. Неразрешенные проблемы комплексов могут лежать в основе последующих невротических моделей поведения, импотенции и фригидности. В психоаналитической теории стадия Эдипова комплекса с необходимостью возникает в возрасте 3-5 лет как фаза развития сексуального инстинкта. Этот бессознательный внутренний конфликт должен разрешиться в подростковом возрасте путем идентификации с родителем одного с ребенком пола и трансформацией Эдипова комплекса в Superego. Происходит своеобразное воплощение (интроекция) в Superego образа сурового родителя; чем сильнее был Эдипов комплекс и чем быстрее произошло его вытеснение (под влиянием авторитета, религии, обучения), тем строже "Сверх-Я". Причиной многих неврозов в зрелом возрасте Фрейд считал то, что Эдипов комплекс не был изжит, а только вытеснен в бессознательное в детстве. Пути разрешения сформировавшегося комплекса различны у детей противоположного пола. У мальчиков боязнь отца (страх "кастрации") способствует подавлению сексуального чувства к матери и подавлению агрессии к отцу, а в последующем — к привязанности к нему через механизмы идентификации. Это амбивалентное отношение мальчика к отцу иногда обозначают "отцовским комплексом". У девочек перенос любви на отца связан со своеобразным "мщением" матери, т.к. она представляется "виновницей" отсутствия фаллоса у девочки. К чувству любви по отношению к отцу у девочек примешивается "зависть к пенису", так как она считает себя неполноценной в этом плане ("комплекс кастрации"). У девочек подавление желаний стоит менее остро, чем у мальчиков, что обуславливает различия в их Superego, а значит и различия в сексуальности. Фрейд считает, что формирование женского характера заметно зависит от особенностей трансформации комплекса кастрации. Отсюда возможны три линии развития. Одна ведет к сексуальным запрещениям и неврозу, другая — к модификации характера в сторону маскулинизации, а третий, оптимальный путь — к разрешению комплекса и нормальной женственности с желанием иметь ребенка. Латентный период — ослабление сексуальной напряженности (угасание Эдипова комплекса) с переключением на учебу, спорт, увлечения. Формируются структуры Superego, и возникают такие отношения, как стыд, совесть, мораль и прочие, которые призваны противостоять "бурям" периода полового созревания. Генитальная стадия — связана с периодом полового созревания. Если на предыдущих этапах психосексуального развития главным источником удовлетворения либидо было собственное тело — период аутоэротизма (нарциссизма), то в генитальной стадии либидо направляется на других людей. Первоначально — на лиц одноименного пола (незрелая генитальная стадия, гомосексуальный период), а затем и на противоположный пол — зрелая сексуальность (гетеросексуальный период). В психоанализе термин "нарциссизм" употребляется двояко: как сексуальное извращение, при котором собственное тело является источником наслаждения (в мифологии сын водяного царя Нарцисс умер от любви к своему отражению в озере), и как любая форма себялюбия, производная от детского периода аутоэротизма (более широкое понимание термина). Генитальный характер — это идеальный тип личности в психоаналитической трактовке. Это зрелый в социальном и сексуальном планах человек. Он испытывает удовлетворение от гетеросексуальной любви. Анна Фрейд (1895 – 1982) "Происхождение любви к матери" Продолжила и развила классическую теорию и практику психоанализа. Ей принадлежат труды о закономерностях развития ребенка, о трудностях, с которыми приходится сталкиваться при воспитании и обучении, о природе и причинах нарушений нормального развития, их компенсации. "Норма и патология детского развития" 1965г. Младенчество и весь дошкольный возраст - не безоблачное счастье, ребенок переживает в это время ряд конфликтов, которые определяют все дальнейшее развитие ребенка. 1-й конфликт - отлучение от груди матери. Кормление грудью обязательно, на основе этого ребенок удовлетворяет потребность в пище, затем свои сексуальные влечения. Отлучение от груди матери ведет к тому, что это влечение не удовлетворяется и загоняется внутрь. 2-й конфликт - осознание ребенком того факта, что не только он претендует на отношения с матерью; существует отец. В результате это приводит к ревности и также загоняется вовнутрь. 3-й конфликт - если в семье появляется младший ребенок - переживание, жажда уничтожения. Загнанные желания проявляются у ребенка в игровой деятельности (разрядка от тех запретов взрослых). Эрик Эриксон (1902-1993), американский психолог, представитель эго-психологии. Его эпигенетическая теория: рассматривает развитие человека в комплексе взаимодействия 3-х сторон: а) соматическое развитие (биологический фактор), б) развитие собственного «я» (психики); в) социальное развитие. На каждом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не было на предыдущих этапах. Переход к новой фазе развития протекает в форме нормального кризиса. Ядром является социальная идентичность личности. Его исследования проводились после 2 Мировой Войны. Сделал вывод, что вся человеческая жизнь – установление механизма идентичности. Зрелость рассматривается как идентичность, как твердо, усвоенный и лично воспринимаемый образ себя во всем богатстве отношений к миру. Выделил 8 этапов жизненного цикла. Каждому циклу соответствуют свои задачи развития, на каждом этапе ребенок приобретает новообразования: 1. фаза доверия к миру: ребенок получает доверие к миру (6 мес.), если нет комфорта, образуется недоверие, которое ведет к задержкам (ЗПР), к явлениям госпитализма. 2. фаза автономии: поступки, действия контролируются окружающими. Ребенок приобретает чувство «глаза мира» до 5 лет (чувство стыда). 3. фаза инициативы: образуется чувство виновности. Ребенок начинает сознавать, что положительно, что отрицательно – 5-7 лет. 4. компетентность: образование определенных ЗУН, если какой-либо негатив – чувство неполноценности младшего школьного возраста. 5. идентичность: формируется чувство индивидуальности. Взятие на себя какой-либо роли. Старший подростковый возраст. 6. интимност ь: изоляция – период молодости. 7. продуктивность / застой – формирование творческой деятельности периода взрослости. 8. интеграция / о тчаяния: чувство исполненного долга / наоборот. Период зрелости. Стадии развития личности (по Э. Эриксону)
Теория когнитивного развития Жана Пиаже (1896-1980). Выдвинул концепцию стадиального развития психики. Его научная цель – развитие интеллекта. Мышление – система операций. Развитие мышление – последовательная смена стадий, каждая из которых характеризуется тем, есть ли или нет операция на этой стадии и какая операция возникла. Операция – это всегда внутреннее действие, которое ребенок совершает не с внешними предметами, а с их заместителями (действие совершается в уме). «Операция – всегда обратимое действие» Ж.Пиаже. Процедура для изучения стадий развития интеллекта 2 основных направления: 1. равенство - неравенство: применяется в отношении развития величин. Может быть выявлено, сформировано ли у ребенка понятие длины, веса, количества. Для сравнения есть два объекта. Фиксируется равенство этих объектов. Производится объективное изменение в одном из объектов или в ситуации. Вновь задается вопрос о равенстве этих объектов. Феномен не сохраняется, заключающийся в непризнании равенства. Во 2-й пробе - при условии признания равенства (процедура со стаканами). 2. часть - целое: имеется один объект. На нем выделяется часть и целое. Часть и целое фиксируются как разные. Никаких объективных изменений в ситуации не производится. Задается вопрос на прямое количественное сравнение части и целого. Феномен несохранения получается, если сравнивают не часть и целое, а две части между собой.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |