Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Младший школьный возраст

 

Вопросы:

1. Кризис семи лет.

2. Учебная деятельность.

3. Развитие психических функций.

4. Развитие личности.

 

Возрастные рамки – это 6/7 – 11/12 лет.

 

 

Кризис семи лет.

 

Кризис начинается в тот момент, когда ребенок поступает в школу. Он связан с изменением ситуаций, каких:

- смена обстановки, ребенок попадает в учреждение, живущее по определенному распорядку дня, со своими правилами.

- возникает новая структура системы отношений.

Ребенок – взрослый

 
 


Ребенок – учитель Ребенок – родитель

 

Ребенок – учитель

       
   


Ребенок – родитель Ребенок – сверстники

 

Система «ребенок-учитель» определяет отношение ребенка к родителям и сверстникам. Система «ребенок-учитель» = «ребенок-общество», то есть учитель для ребенка становится образцом правил и норм поведения общества. Учитель становится носителем мирового знания.

 

В этом возрасте ребенок получает первую социальную позицию – позицию школьника, связанную с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы.

Есть так называемая «внутренняя позиция школьника» - это ощущение себя школьником, умение действовать по правилам и образцу. Это период рождения социального «Я» ребенка.

Составляющей «внутренней позиции школьника» является именно желание учиться.

То есть на вопрос: «Почему ты хочешь идти в школу?» - «Учиться».

 

Основным новообразованием младшего школьного возраста является смысловая ориентировочная основа поступка, то есть это звено между желаниями что-то сделать и действиями. Это интеллектуальный момент, которого не было в дошкольном возрасте, позволяет адекватно оценить поступок с точки зрения его результатов и последствий.

 

Очевидно, что появление смысловой ориентировочной основы поступка исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка.

 

Ведущей деятельностью этого периода выступает учебная деятельность, но игровая деятельность не пропадает окончательно.

 

 

Учебная деятельность.

 

Учебная деятельность – это значимая для взрослых деятельность, становится ведущей деятельностью в этом возрасте.

 

Компоненты учебной деятельности (Д.Б.Ильконин):

1. Мотивация. Учебная деятельность полимотивирована, то есть она направляется и побуждается разными мотивами. В основе мотивов лежат – познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Кроме того, ребенок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности.

2. Учебная задача. Это система знаний, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действий. Учебную задачу необходимо отличать от отдельных заданий. ПРИМЕР: Задача – научить писать, отдельное задание – научить писать букву «А».

3. Учебные операции. Это способы действия: как написать букву «А» - поставить ручку над, наклон и т.д. и т.п. Каждая учебная операция должна быть тщательно отработана, чтобы сформировался навык. П.Я.Гальперин является ассом в этом.

4. Контроль. Первоначально учебную работу детей контролирует учитель, а затем только родитель. Но постепенно дети сами начинают контролировать себя и это происходит стихийно. Без самоконтроля просто невозможно хорошее обучение. Недостаточно контролировать учебную деятельность только по результату, то есть нужен пооперационный контроль (контроль по конкретным операциям).

5. Оценка. Ребенок должен адекватно оценивать свою работу, иначе невозможен контроль. Правда в начальной школе ребенок еще не может адекватно оценивать свою работу, поэтому сказать: «Ты неправильно это сделал», это значит, ничего не сказать. Оценка в младшем школьном возрасте всегда должна быть содержательной (еще и потому, что самооценка завышена в этом возрасте), то есть вместе с оценкой должно быть объяснение, почему поставлена та или иная оценка. Чтобы у ребенка сформировались критерии оценки.

 

Развитие психических функций.

 

В этом возрасте доминирующее развитие получает мышление. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, которое получает преимущественное развитие. Просто так устроено школьное обучение.

 

К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия у детей.

Среди детей выделяют группы «теоретиков или мыслителей» - они легко решают учебные задачи в словесном плане.

Следующая группа – «практики». Им нужна опора на наглядность и практические действия.

Последний тип – это «художники». Это творцы, с ярким образным мышлением. Решают правильно, но не так как «принято».

 

У большинства детей обнаруживается равновесие в этих типах мышления.

 

В процессе обучения формируются научные понятия. Дело в том, что научные понятия не могут возникнуть на пустом месте. Они формируются на некоторой базе, и это житейская база (то есть из дома, семьи).

ПРИМЕР: Что такое сознание. С житейской точки зрения – это субъективное отражение объективной реальности. Намного проще чем с точки зрения психологии.

Или яблоко – это фрукт по житейской базе. Все просто.

 

Если формируются научные понятия, то формируется теоретическое мышление (способность оперировать этими научными понятиями).

 

Восприятие.

Не достаточно дифференцировано. Из-за этого ребенок путает похожие по написанию буквы и цифры («6» и «9»). Случается такой феномен, как «отзеркаливание», то есть ребенок пишет с точностью зеркала то, что увидел на доске. Так как восприятие недифференцировано. Это все проходит само собой, просто помогать написать (нарисовать) правильно. Хорошо помогает «рисунок по точкам».

Кроме того, ребенок обращает внимание на более яркие свойства предметов (цвет, форма и величина).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дошкольный возраст | Подростковый возраст
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.