КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подростковый возраст
Внимание. Память. Развивается в двух направлениях: произвольности и осмысленности. Непроизвольно мы и дети запоминаем тот материал, который вызывает у нас интерес.
Но ребенок в школе должен запоминать все, что говорит учитель à это развивает произвольность.
Младшие школьники обладают хорошей механической памятью, поэтому этот возраст наиболее сенситивен к обучению письму.
Это бич младших школьников. У большинства оно не сформировано. Поэтому на уроке учитель должен постоянно привлекать внимание школьников к материалу. Внешние проявления – это сильный отвлекающий фактор.
Младший школьник может выполнять сосредоточенно одно действие в течение 10-20 минут, кроме того, у них затруднено переключение с одного учебного задания на другое. Помогают этому переключению физические разминки.
Развитие личности.
Мотивационная сфера: Рассмотреть мотив получения высоких отметок. Мотив достижения. И учебно-познавательные мотивы и мотив самосовершенствования.
Самосознание.
Имя. Отношение к себе, как к имени. Ребенок уже не любит и не хочет, чтобы его называли уменьшительно-ласкательно, то есть получение нового социального статуса уже не позволяет прибегать к уменьшительно-ласкательному называнию себя.
На первый план выходит фамилия.
Притязание на признание. В этом возрасте родители начинают задавать исходный уровень притязаний, то есть то, на что ребенок должен по их мнению претендовать в учебной деятельности.
Ребенок уже спокойно знает, что может и что нет, но хочет претендовать на то, чтобы его считали хорошим учеником в классе. Он хочет получать много красных звездочек, ленточек и т.п. (как символов успешности и успеваемости).
Самооценка. В этом возрасте при благоприятных условиях самооценка нормализуется. Но самооценка сильно зависит от мнения учителя. Ни в коем случае нельзя делать никого «кумиром класса» - это ведет к формированию сильного «комплекса отличника».
Психологическое время личности. Ребенок живет настоящим. Ребенок очень сильно ориентирован на будущее. «Сейчас я научусь делать вот это, и тогда я смогу сделать то потом».
Половая идентификация. Заканчивается половая идентификация и ребенок ведет себя в соответствии со своим полом. Гомосексуальные наклонности в этом возрасте не проявляются. Они проявляются только в подростковом возрасте.
Младший школьный возраст – это появление первой влюбленности. 17.12.05
От 11-12 до 14-15 лет – это границы подросткового возраста.
Обычно со словом подросток ассоциируется слово «трудный».
Подростковый возраст – это период полового созревания. Иногда его называют пубертатный период, так как появляются вторичные половые признаки (пубертат – пушок)
С физиологической точки зрения этот период характеризуется: - интенсивным ростом. В эти годы длина тела увеличивается на 5-8 см, причем девочки растут быстрее с 11-12 лет, мальчики с 13-14 лет. Этот рост организма воспринимаются подростками как явные признаки взрослости. Кроме увеличения массы тела, у подростка интенсивно развивается грудная клетка и дыхательные мышцы. Формируется тип дыхания: у мальчиков – брюшной, у девочек – грудной (так кА к при беременности они не смогут дышать грудью). Интенсивно развивается сердечно-сосудистая система, так как интенсивно развиваются кровеносные сосуды из-за роста тела, а сердце отстает в развитии, поэтому часто подросткам ставят диангноз – середечно-сосудистая дистония.
- резким повышением функций обмена веществ. - усилением деятельности желез внутренней секреции. Появление вторичных половых признаков. У мальчиков: меняется (ломается) голос, у девочек начинается менструация. Достижение половой зрелости означает, что к концу подросткового возраста юноши и девушки уже готовы к деторождению.
Начинают выделяться мужские и женские половые гормоны. Интенсивный рост тела подростка не делает его красивым (они нескладные), но затем все пропорции нормализуются и ребенок чувствует себя нормально. Наблюдается эмоциональная нестабильность у подростков в этот период. Именно с этой нестабильностью и связано понятие «трудный» подросток. Они считают себя некрасивыми, также бурное выделение гормонов, а это действует на психику. Поэтому подростки выдут себя крайне нестабильно в психическом плане и выйти из себя по пустяковым (на наш взгляд) причинам.
Что касается личности подростка. Примерно в 11-12 лет появляется интерес к своему внутреннему миру. Он открывает для себя свой внутренний мир. У него развивается не только самосознание, но и самопознание.
Примерно к 15-ти годам, у ребенка формируется система внутренних согласованных представлений о самом себе, так называемая «Я-концепция».
Подростковая реакция. Отношения со взрослыми и сверстниками.
В этом возрасте дети обладают сильными гипертрофированными потребностями в самостоятельности и общении со сверстниками.
Самостоятельность выражается в стремлении к эмансипации от взрослых, то есть освобождение от их опеки, в чувстве или в тенденции к взрослости (стремление быть, казаться и считать себя взрослым). То есть с одной стороны это те же дети, что и были раньше, но в то же время они уже не так как раньше уважают взрослое мнение.
Гипертрофированная потребность в самостоятельности проявляется в поведении и говорит о подростковых реакциях. Почему реакциях? Так как мы говорим об увлечениях, но это не хобби, так как они носят стихийный характер. Увлечение или подростковая реакция – это сильные, часто сменяющие друг друга, иногда запойные интересы.
Увлечения имеют как правило не учебный характер. Со школьным обучением пересекаются только интеллектуально-эстетические увлечения. Они связаны с глубоким интересом к любимому занятию. Но эти «ценные» увлечения часто усложняют жизнь как взрослым, так и детям.
ПРИМЕР: Вздумал ребенок изучать китайский… И начинаются проблемы, так как это экзотический язык и культура. Много затрат и т.п.
Эгоцентрические увлечения. Эти увлечения возникают, когда подросток хочет выделиться в своем окружении, это демонстрация своих собственных успехов и уникальностью.
Телесно-мануальные увлечения. Они связаны с намерением укрепить свои силы и выносливость. Приобрести ловкость или какие-либо искусные мануальные навыки. В основном, это мальчишеские увлечения.
Накопительские увлечения. Коллекционирование во всех его видах.
Информативно-коммуникативные увлечения. Жажда получения новой и не слишком содержательной информации, не требующей критической переработки. Потребность в легком общении со сверстниками. ПРИМЕР: Многочасовые пустые разговоры по телефону или в компании и т.п. Здесь же и созерцание происходящего вокруг (витрины магазинов и т.п.)
В среде подростков, лишенных увлечений, возникают проблемы с азартными играми, противоправным поведением, ранняя алкоголизация, наркомания или токсикомания.
Общение со сверстниками и взрослыми. Общение в этот период занимает первое место среди всей подростковой деятельности. Ведущая деятельность в этот период – интимно-личностное общение.
Наиболее содержательное общение возможно при дружеских отношениях. Но дружба подростка непростая. Подросток ищет сходства с собой, понимания и уважения. Они крайне избирательны в дружбе. Не смотря на расширяющийся круг общения – есть разделение (с кем можно дружить, а с кем просто сходить куда-нибудь).
В этот период, общение со сверстниками преобладает над общением со взрослыми, можно говорить о типично подростковой реакции группирования (группы по интересам, или референтные группы, ценности этой группы он принимает и ориентируется на те нормы поведения и оценки, которые приняты в этой группе).
Общение со взрослыми – прежде всего с родителями. В это период влияние родителей уже ограничено, не позволяют родителям контролирвать себя, но общение есть. Мнение сверстника является более актуальным нежели мнение родителя.
С одной стороны, у подростка есть стремление к эмансипации от взрослого, с другой стороны общение с родителями необходимо для удовлетворения потребности формирования системы мировоззрения и нравственных норм поведения.
Основные сложности возникают из-за родительского контроля за учебой, выбора друзей и т.д. Недопустим тотальный контроль, он ничего не даст, так как не дает никакой самостоятельности. Необходимо менять стили общения и воспитания в подростковом возрасте.
Многое зависит от стиля семейного воспитания. 1. Демократический стиль. Родители ценят самостоятельность и дисциплинированность подростка, сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-либо областях. Контроль основан на разумной заботе, не слишком раздражает подростка. Он прислушивается к объяснению родителей и формирование взрослости проходит благоприятно, без особых переживаний и конфликтов. 2. Авторитарный стиль. Беспрекословное подчинение без объяснений причин своих указаний и запретов. Родители жестко контролируют все сферы жизни ребенка, причем подчас делают это некорректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, общение с родителями нарушается. Часть подростков идут на конфликт, если у них хватает смелости, но чаще дети приспосабливаются к такому стилю, становятся несамостоятельными, не способны принимать собственные решения, неуверенны в себе. Ситуация осложняется, если такой стиль сопряжен с эмоциональной холодностью (воспитание по типу золушки). Это полная потеря контакта, равнодушные и жестокие родители. Именно из таких семей появляются юные бродяги, молодые преступники. 3. Гиперопекающий стиль. Безумная, безграничная любовь к своему ребенку. Излишняя забота, чрезмерный контроль основанный на тесном эмоциональном контакте. Ребенка холят и лелеют, за него делают все. Следствие: полная пассивность, несамостоятельность, потеря контакта со сверстниками. К этому склонны одинокие матери, которые родили детей для себя, либо семьи, которые долго не могли иметь детей. В какой-то момент дети начинают «бунтовать». 4. Гипоопекающий стиль. Противоположный предыдущему стиль, либеральный стиль. Ребенок может делать, что хочет и этим никто не интересуется. Если с ребенком что-то происходит, повлиять на него уже никто не может.
Переходный период или период ранней юности.
Ранняя юность – переходный период между подростковостью и молодостью, с другой стороны здесь выделяется переходный период к ранней юности. 14-15 – 16 лет – это период ранней юности.
В этот период ребенок впервые встает перед проблемой, что я хочу делать дальше: идти учиться дальше (10-11 класс) или выбирать профессию. Но к концу 9 класса не все способны к выбору профессии. Так как они еще дети, есть сильная привязанность к школе и друзьям, это влияет на их выбор естественно.
В этот период усиливается значимость собственных ценностей, усложняется отношение к себе. Дети начинают судить о себе некатегорично, а более тонко. ПРИМЕР: Я не лучше, но и не хуже других. У меня непростой характер, но он меня устраивает.
В 9 классе возрастает тревожность, связанная с самооценкой. Часто они воспринимают относительно нейтральные ситуации, как ситуации, содержащие угрозу.
В этот период притупляется острота восприятия сверстников. Интимно-личностное общение все равно преобладает, но начинают вызывать большой интерес взрослые, которые помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью, с выбором профессией. Это совершенно не обязательно родители.
Пероид ранней юности: задача ранней юности – это выбор профессии, профессиональное самоопрдееление.
Сложный период, так как это завершающий этап детства. Часто старшеклассники боятся делать такой «взрослый» шаг, от которого многое зависит.
Встречаются два варианта развития в этот период: 1. Быстрые скачкообразные изменения в своем развитии. Старшеклассники рано определяют свои жизненные цели и настойчиво стремятся к их достижению. 2. Мучительные поиски своего пути. Такие дети неуверенны в себе и достаточно плохо себя понимают. Отсутствует глубокое самопознание, они непоследовательны в поступках, отвергают ценности родителей, но не в состоянии предложить ничего своего. Влившись во взрослую жизнь, так и не могут ничего решить, мечутся и остаются неприкаянными.
Динамика развития в ранней юности зависти от ряда условий: 1. Особенности общения со значимыми людьми, которые влияют на процесс профессионального самоопределения. Начинают устанавливаться эмоциональные контакты с родителями на более высоком сознательном уровне, обсуждаются жизненные перспективы, главным образом профессиональные. 2. Общение со сверстниками. Необходимы тоже для установления профсамоопределения, хотя другой характер.. Но если к доверительному общению со взрослыми ребенок приходит в затруднительных ситуациях, то общение со взрослыми общение остается интимно-личностным, исповедальным. 3. Процесс самопознания завершается, формируется «Я-концепция».
Часто подростковая дружба перерастает в юношескую любовь. Уникальна, так как предполагает большую степень интимности, чем дружба и как бы включает в себя дружбу.
Старшеклассники, как и подростки, склонны к подражанию друг другу, с помощью каких-то побед. Иногда характер увлечений и юношеская любовь принимает характер эпидемии (влюбились одни – влюбляются все). Обычно все увлекаются одним наиболее популярным мальчиком или девочкой.
Направленность личности в этот период характеризуется устремленностью в будущее. Главная задача – профессиональное самоопределение. В этот короткий период важно составить жизненный план. Кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное самоопределение).
На что ориентируются старшеклассники при выборе профессии? 80 – е годы ХХ века выделяется три фактора: 1. Престижность профессии, то есть ее социальная ценность. 2. Качества личности, присущие представителям этой профессии. Принципы, нормы отношений, характерные для данного профессионального круга. 3. Материальный фактор, возможность много зарабатывать в будущем.
Выбор профессии зависит и от уровня притязаний ребенка. Есть тенденция: чем ближе выпуск, тем чаще ребенок пересматривает и меняет свои жизненные планы.
Дополнительные факторы, влияющие на профессиональное самоопределение: 1. Влияние родителей. Один из вариантов влияния родителей – прямое наследование профессии. Часто это возникает, когда родители представляют интеллигенцию (врачи, педагоги, музыканты и т.д.). Родители могут влиять на выбор детей, целенаправленно предлагают ребенку материал и поощряют его интересы и занятия в это области. Бывает, что родители направляют, предопределяют или ограничивают выбор ребенка (спецшколы и т.п.). 2. Влияние сверстников. Большинство друзей – школьные или дворовые. Всем понятно, что поменяв деятельность – поменяется и круг общения, поэтому нередки случаи выбора института, в который пошел друг. Не самый удачный мотив. 3. Этот фактор выделяют американцы – это интеллект. Они считают его важным фактором, определяющим способность человека принимать решения. Чем выше интеллект у ребенка, тем больше вероятность, что он осуществит реальный выбор профессии, наиболее соответствующую ему. Та же закономерность и с меньшим уровнем интеллекта. 4. Внешне привлекательный вид профессии. Фактор, который сильно влияет на выбор профессии.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |