Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зрелость




 

Границы 23/25 – 55/60. Период активной профессиональной деятельности.

 

Основное новообразование этого периода – достижение личностной зрелости.

Достижение личностной зрелости – это развитие себя как личности до неопределенного уровня (самосовершенствование), это адекватное выполнение своих социальных ролей и обязанностей, ответственность за свои решения и поступки.

 

 

Особенности эмоциональной сферы.

 

Кризис середины жизни (среднего возраста) от 33/35 – 45 лет.

Это первая реальная встреча с ограниченностью времени жизни. В этот период происходит первый подсчет жизненных итогов, то есть что было запланировано, что сделал, и на что есть силы и возможность чтобы сделать.

Этот кризис еще достаточно плохо изучен психологами.

 

Особое место занимает переживание связанное с восприятием прошлого, настоящего и будущего. Появляется устремленность в прошлое. Молодость кажется периодом радости и удовольствия и появляется желание вернуть молодость. Меняются взаимоотношения и в семье, повышается раздражительность и конфликты и многие из-за этого уходят в профессиональную деятельность с головой.

 

Выход из кризисной ситуации в том, чтобы находить радость и удовольствие от имеющейся ситуации.

ПРИМЕР: Иногда люди начинают осваивать новые музыкальные инструменты. Как негативный выход – развод и женитьба на молодой.

 

Есть еще типичный для России вариант выхода из этого кризиса – обращение к религии.

 

 

Особенности в развитии самосознания.

 

Имя.

Происходит закрепление узкого и широкого имени. Узкое имя, каким обычно называют родственники и друзья, а широкое – использующееся на работе. Широкое имя становится носителем социальной роли и статуса. Особое значение приобретает детское ласковое имя человека. Имя становится хранителем значимого позитивного или негативного опыта.

 

Притязание на признание.

В этом возрасте появляется притязание на самопризнание (самопринятие, принять себя таким какой я есть и не прыгать выше своей собственной головы).

 

Психологическое время.

У многих людей сохраняется подростковая устремленность в будущее, то есть происходит не сама жизнь, а подготовка к ней. Но в какой-то момент понимает, что будущее преобразовалась в прошлое, а возможность настоящего потеряна.

 

В этот период искажаются единицы измерения времени, в случае отсутствия контакта человека со своим настоящим.

ПРИМЕР: Мужчины начинают мерить свой возраст своими достижениями, а женщины ростом и взрослением их детей.

 

Права и обязанности.

Права и обязанности в этом возрасте понимаются, как ценностные ориентации (относительно устойчивые отношения человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели и средства, удовлетворение потребностей жизнедеятельности человека).

 

Половая идентификация.

В этом возрасте у мужчин снижается интенсивность и настоятельность полового инстинкта. У некоторых женщин с возрастом интерес к половой жизни может повышаться, особенно если это компенсирует снижение их внешней привлекательности.

 

В связи с тем, что физиологически в организме происходят изменения, у женщин смещается акцент на то, что она гораздо больше начинает пользоваться косметикой и меньше следить за остальным телом (так как поддерживать лицо легче, чем тело).

 

На половую идентификацию женщин в поздней зрелости влияет наступление климактерического периода.

 

 

Особенности общения.

Остановимся только на общении с друзьями.

В этом возрасте наблюдается сужение круга общения, так как много времени тратится на воспитание детей и на профессиональную карьеру.

 

Можно выделить 4 основные функции дружеского общения:

1. Терапевтическая функция. Высказываются негативные чувства, вызванные семейными или профессиональными конфликтами.

2. Компенсирующая функция. При таком общении происходит компенсация неудовлетворенных в браке несексуальных потребностей.

3. Возможность структурирования времени через дружеское общение. Времени нет и общение с друзьями приобретает форму праздника, вечеринки (совмещение праздников и времени с друзьями).

4. Развивающая функция. Обмен чувствами, опытом, информацией.

 

 

Развитие «Я», как члена семьи.

 

В зрелом возрасте становятся возможными некоторые нарушения в структуре «Я»:

1. Слияние личного «Я» с ролью родителя или супруга. То есть, если с ролью родителя – это боязнь выпустить ребенка из своего контроля (18-летний ребенок – «В 9 часов – домой»). С ролью супруга – подоьная ситуация, только в отношении супруги.

2. Гипертрофированное развитие «Я», как профессионала. Когда свою профессиональную сферы переносим в семью (семья военного или учителей, когда дома – казарма или школа).

3. Потеря своего собственного «Я» во время тяжелой болезни или потери родственников.

 

Существенные изменения, но не нарушения, происходят при рождении первых внуков, появляется новый статус: бабушка и дедушка.

Появление внуков меняет отношения и с выросшими детьми.

 

 

Развитие «Я», как профессионала.

 

Этот возраст считается этапом стабилизации карьеры.

Переоценка того, что достиг и того, чего достичь не успел. То есть развитие профессионального «Я» связано с кризисом среднего возраста.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.