КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Зрелость
Границы 23/25 – 55/60. Период активной профессиональной деятельности.
Основное новообразование этого периода – достижение личностной зрелости. Достижение личностной зрелости – это развитие себя как личности до неопределенного уровня (самосовершенствование), это адекватное выполнение своих социальных ролей и обязанностей, ответственность за свои решения и поступки.
Особенности эмоциональной сферы.
Кризис середины жизни (среднего возраста) от 33/35 – 45 лет. Это первая реальная встреча с ограниченностью времени жизни. В этот период происходит первый подсчет жизненных итогов, то есть что было запланировано, что сделал, и на что есть силы и возможность чтобы сделать. Этот кризис еще достаточно плохо изучен психологами.
Особое место занимает переживание связанное с восприятием прошлого, настоящего и будущего. Появляется устремленность в прошлое. Молодость кажется периодом радости и удовольствия и появляется желание вернуть молодость. Меняются взаимоотношения и в семье, повышается раздражительность и конфликты и многие из-за этого уходят в профессиональную деятельность с головой.
Выход из кризисной ситуации в том, чтобы находить радость и удовольствие от имеющейся ситуации. ПРИМЕР: Иногда люди начинают осваивать новые музыкальные инструменты. Как негативный выход – развод и женитьба на молодой.
Есть еще типичный для России вариант выхода из этого кризиса – обращение к религии.
Особенности в развитии самосознания.
Имя. Происходит закрепление узкого и широкого имени. Узкое имя, каким обычно называют родственники и друзья, а широкое – использующееся на работе. Широкое имя становится носителем социальной роли и статуса. Особое значение приобретает детское ласковое имя человека. Имя становится хранителем значимого позитивного или негативного опыта.
Притязание на признание. В этом возрасте появляется притязание на самопризнание (самопринятие, принять себя таким какой я есть и не прыгать выше своей собственной головы).
Психологическое время. У многих людей сохраняется подростковая устремленность в будущее, то есть происходит не сама жизнь, а подготовка к ней. Но в какой-то момент понимает, что будущее преобразовалась в прошлое, а возможность настоящего потеряна.
В этот период искажаются единицы измерения времени, в случае отсутствия контакта человека со своим настоящим. ПРИМЕР: Мужчины начинают мерить свой возраст своими достижениями, а женщины ростом и взрослением их детей.
Права и обязанности. Права и обязанности в этом возрасте понимаются, как ценностные ориентации (относительно устойчивые отношения человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели и средства, удовлетворение потребностей жизнедеятельности человека).
Половая идентификация. В этом возрасте у мужчин снижается интенсивность и настоятельность полового инстинкта. У некоторых женщин с возрастом интерес к половой жизни может повышаться, особенно если это компенсирует снижение их внешней привлекательности.
В связи с тем, что физиологически в организме происходят изменения, у женщин смещается акцент на то, что она гораздо больше начинает пользоваться косметикой и меньше следить за остальным телом (так как поддерживать лицо легче, чем тело).
На половую идентификацию женщин в поздней зрелости влияет наступление климактерического периода.
Особенности общения. Остановимся только на общении с друзьями. В этом возрасте наблюдается сужение круга общения, так как много времени тратится на воспитание детей и на профессиональную карьеру.
Можно выделить 4 основные функции дружеского общения: 1. Терапевтическая функция. Высказываются негативные чувства, вызванные семейными или профессиональными конфликтами. 2. Компенсирующая функция. При таком общении происходит компенсация неудовлетворенных в браке несексуальных потребностей. 3. Возможность структурирования времени через дружеское общение. Времени нет и общение с друзьями приобретает форму праздника, вечеринки (совмещение праздников и времени с друзьями). 4. Развивающая функция. Обмен чувствами, опытом, информацией.
Развитие «Я», как члена семьи.
В зрелом возрасте становятся возможными некоторые нарушения в структуре «Я»: 1. Слияние личного «Я» с ролью родителя или супруга. То есть, если с ролью родителя – это боязнь выпустить ребенка из своего контроля (18-летний ребенок – «В 9 часов – домой»). С ролью супруга – подоьная ситуация, только в отношении супруги. 2. Гипертрофированное развитие «Я», как профессионала. Когда свою профессиональную сферы переносим в семью (семья военного или учителей, когда дома – казарма или школа). 3. Потеря своего собственного «Я» во время тяжелой болезни или потери родственников.
Существенные изменения, но не нарушения, происходят при рождении первых внуков, появляется новый статус: бабушка и дедушка. Появление внуков меняет отношения и с выросшими детьми.
Развитие «Я», как профессионала.
Этот возраст считается этапом стабилизации карьеры. Переоценка того, что достиг и того, чего достичь не успел. То есть развитие профессионального «Я» связано с кризисом среднего возраста.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |