Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Ценовые и неценовые факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Кривая спроса




 

В экономике важнейшим процессом является координация усилий миллионов людей, фирм, организаций для создания товаров, их реализации, обеспечения потребления товаров и услуг экономическими субъектами. Эти задачи рыночная экономика решает, соотнося спрос и предложение товаров и услуг на рынке. Эволюция общественных форм хозяйственного взаимодействия привела к возникновению современного рынка, реализующего товарные отношения, ориентированные на удовлетворение потребностей индивидов, фирм, общества в целом, обеспечивает движение товаров от производителя к потребителю в виде товарного рыночного обмена.

В рынке нормы экономического поведения формируются на основе взаимодействия продавцов и покупателей как взаимодействие спроса и предложения. Условием существования рынка является одновременное развитие потребностей, выражающихся в динамике рыночного спроса, и расширение производства, импорта, проявляющихся как расширение предложения. Проявляется это как сотрудничество и конкуренция субъектов рынка, обеспечивающих индивидуальную заинтересованность каждого в получении дохода, прибыли, расширения сферы деятельности. Но одновременно происходит подчинение действий субъектов рынка определенным нормам, правилам, ограничивающим свободу их действий, не позволяющим господствовать вседозволенности. Конкуренция непрерывно обеспечивает воспроизведение экономической свободы спроса и предложения, хотя механизм рынка постоянно направлен на ограничение такой свободы в пользу наиболее сильного участника рынка. Социальная ориентация рынка существует на основе законодательного регулирования конкурентных отношений, предотвращения недобросовестной конкуренции.

Участникам рынка нужна информация о спросе на товары. При этом используется не вся система информации в обществе, а только рыночная информация, что оказывается достаточным для организации необходимых для рынка взаимодействия спроса и предложения товаров. Рынок передает информацию, в основном, в форме цен.

Спрос является стимулом не только расширения предложения, но и производства.

 

 

Спрос позволяет осуществлять выбор покупателем необходимых товаров и услуг, а продавцом – наиболее привлекательных для него рынков, ориентированных на величину спроса на тот или другой товар. Это обеспечивается свободой передвижения потоков товаров по территории. Через величину спроса покупатели получают возможность оптимизировать собственные ожидания и затраты на приобретение и потребление товаров и услуг, а продавцы, ориентируясь на величину спроса, могут варьировать цены на рынке, устанавливая их в границах между средними рыночными ценами и ценами производителя, стимулируя производителя снижать затраты на производство товаров. Это связано с тем, что фирмы, производящие некачественную, несовременную, чрезмерно дорогую продукцию и оказывающие такие же услуги не могут участвовать в рыночной конкуренции на равных с другими фирмами. Они не удовлетворяют потребности покупателей. Происходит излишняя затрата общественного труда, не восполняемая рыночными ценами и спросом на такие товары и услуги. При этом особое значение имеет информационная функция рыночных цен, формирующая через спрос восприятие рынком именно тех товаров и услуг, которые оказываются эффективны, как для продавца, так и для покупателя.

Величина спроса формируется в зависимости от той территории, где функционируют рынки, от того, на какой рынок обращается спрос покупателя: оптовый или розничный рынок. Корректирует величину спроса и то, что функционируют теневые рынки. Величину спроса нужно различать по видам рынков: рынки товаров, отраслевые рынки, рынки результатов интеллектуального труда, рынки интеллектуальных продуктов. Каждый рынок имеет свои закономерности динамики величины спроса, свои факторы, влияющие на величину рыночного спроса. Все это влияет на величину спроса на рынке. Рынок всегда существует как парное отношение «продавец-покупатель», как двусторонняя единая сделка «купля-продажа». И величина спроса определяется взаимодействием таких сделок на конкретном рынке товаров и услуг.

Спрос представляет собой зависимость между возможной величиной покупки товара и величиной затрат на такую покупку, то есть не только потребность в каком-либо товаре, но и возможность приобрести это количество товара, оплатив его цену. На рынке спрос выступает как платежеспособный спрос, зависящий от того, сколько покупатель может заплатить за определенное количество выбранного товара в данное конкретное время. Спрос представляет собой рыночное выражение потребности, соотнесенное с располагаемым покупателем денежным доходом, который он может затратить на конкретную сделку купли товара.

Количественно платежеспособный спрос на товары зависит не только от доходов покупателя, но и от цен товаров. Величина этого спроса определяется как максимальное количества товара, которое бы приобрел покупатель на рынке за данную цену. Взаимосвязь между спросом и ценой выражается законом спроса.

 

 

Графическое изображение закона спроса дано на рис. 1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.