Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разные виды конкуренции




Понятие конкуренции используется и для обозначения типа рыночной структуры, под которой понимаются внутренние связи между элементами рынка. Различают четыре типа рыночных структур (моделей рынка):

1. Чистая (совершенная) конкуренция

2. Монополистическая конкуренция

3. Олигополия

4. Монополия

Совершенная конкуренция является чистой – не зависит от вмешательства государства. Здесь действует достаточно много мелких продавцов и покупателей одинакового товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.

Характеристика:

1. Большое количество мелких продавцов и покупателей.

2. Продаваемый продукт однороден у всех производителей и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки.

3. Невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи.

4. Полная свобода «входа» на рынок и «ухода».

В настоящее время такой рынок на практике не встречается, он представляет собой идеальную структуру и существует как абстрактная идея, к которой лишь можно стремиться (рынок ценных бумаг и сельскохозяйственной продукции)

Монополистическая конкуренция – это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию.

Характеристика:

1. Каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются «неценовые предпочтения» (батончики «Сникерс» и «Марс», зубная паста «Фтородент» и «Жемчуг»)

2. Продукция может быть дифференцирована по условиям послепродажного обслуживания, по близости к покупателям, по интенсивности рекламы. Поэтому фирмы выступают в соперничестве не столько через цены, сколько через дифференциацию продукции.

3. Сравнительно легкое проникновение новых конкурентов на рынок.

К рынкам монополистической конкуренции относятся сферы обслуживания: сети ресторанов, станции техобслуживания, производство одежды, безалкогольных напитков.

Олигополия – рынок, на котором действуют несколько крупных продавцов.

Характеристика:

1. Конкурируют между собой несколько крупных фирм (3-5) и вступление новых фирм затруднено.

2. Продукция, продаваемая фирмами может быть как однородная (рынки сырья и полуфабрикатов: руда, нефть, сталь), так и дифференцированная (рынки потребительских товаров: автомобили)

3. Немногочисленность фирм заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию. Если производители понизят цены, то их конкуренты сделают тоже самое, что приведет к падению доходов. Поэтому используются методы неценовой борьбы: техническое превосходство, качество и надежность, гарантия, реклама.

4. Зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов.

Производители договариваются о сотрудничестве и заключают соглашение о «дележе» рынка – картельное соглашение.

Картель – соглашение нескольких предприятий, устанавливающее для всех участников объем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничение рынков сбыта и долю каждого участника в общем объеме производства и сбыта.

Монополия - (греч. - один продаю) — исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельнос­ти, принадлежащее одному лицу, определенной группе лип или государству.

Виды монополии:

1. Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элеме­нты производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда относятся также объекты народ­нохозяйственного значения. Так, согласно Закону РФ «О естественных монополиях» сферами таких монополий признаны магистральные нефтепроводы, газопроводы, электрические и тепловые трассы железнодорожные перевозки, аэропорты, порты, общедоступная электрическая и почтовая связь.

2. Легальные монополии, образованные на законных основаниях. Такими основаниями служат патенты (свидетельство, выданное правительством страны на право исключительного пользования сделанным изобретением), авторские права, торговые знаки (специальные рисунки, названий, символы, принадлежащие предприятию).

3. Искусственная монополия, которая означает сосредоточение в чьих-то руках только рынка или производства и рынка сбыта того или иного продукта ради получения выгод от своего положения. С конца XIX в. развились разнообразные формы искусственных монополий: картель, синдикат, трест и концерн.

Картель — союз нескольких предприятий одной отрасли про­мышленности, в котором его участники сохраняют свою собствен­ность на средства и продукты производства. Созданные изделия они сами реализуют на рынке (договариваясь о квоте — доле каж­дого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределение рынков и др.).

Синдикат — объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию. Здесь собственность па материальные ус­ловия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.

Трест объединение предприятий, где создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства прои­зводства и готовую продукцию.

Концерн — союз формально независимых предприятий (обычно разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и бан­ков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.

Характеристика монополии:

1. Единственный продавец.

2. Реализуемый продукт уникален, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену или отказаться от покупки товара.

3. Полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж.

4. Для потенциальных конкурентов монополисты устанавливают труднопреодолимые барьеры. К искусственным барьерам относятся юридические ограничения: лицензия, товарный знак, патент, авторское право.

Монополизация рынка не случайна. Она расчищает рыночное пространство от конкурентов и дает те экономические выгоды, ко­торые образуются в результате установления монопольных цен.

На рынке возникает особое монополистическое объединение — монопсония, которая стремится быть единственным покупа­телем определенного продукта. Она преднамеренно ограничивает на какое-то время свои закупки, добиваясь того, чтобы предложе­ние товаров со стороны продавцов превышало спрос со стороны монопсонии. Это позволяет установить монопольно низкую цену, уровень которой не достигает общественно нормальных затрат тру­да. В данном случае монопольный доход монопсонии — это разни­ца между стоимостью товара (или равновесной ценой) и понижен­ной ценой. Иначе говоря, он является вычетом из нормального до­хода продавцов.

Характерен такой пример. Монопсонии западных стран издавна закупают дешевое сырье у мелких товаропроизводителей и пред­принимателей стран Азии, Африки и Латинской Америки. Низкие цены устанавливаются на ряд товаров традиционного африканского экспорта (чай, кофе, какао-бобы).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.