Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 17. Миграция рабочей силы

2.2.48. Миграция рабочей силы становится все более важным фактором экономического, социального и демографического развития многих стран по мере глобализации мировой экономики. Международная миграция рабочей силы - перемещение трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Международная миграция рабочей силы является частью международной миграции населения. Поэтому, помимо экономических мотивов, она определяется также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера. Международная миграция включает эмиграцию, иммиграцию и репатриацию. Эмиграция - выезд из страны на постоянное место жительства, иммиграция — въезд в страну на постоянное место жительства, репатриация — возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан. Международные мигранты подразделяются на следующие категории: иммигранты и не иммигранты, легально допущенные в страну[143]; работники-мигранты по контракту (к концу 1990 гг. их насчитывалось в мире более 25 млн. человек[144]); нелегальные иммигранты (в конце 1990 гг. их было свыше 30 млн. человек)[145]; лица, просящие убежища[146]; беженцы[147].

Международная миграция рабочей силы — это объективный процесс, люди ищут себе наиболее выгодное применение, дающее максимальную эффективность их труда. Полагают, что избыточные трудовые ресурсы мигрируют из преимущественно сельских районов с низкой производительностью труда в развитые урбанизированные районы. Часто при этом решения о миграции определяются индивидуальными представлениями о более благополучных районах и странах, а не фактическим положением вещей. Этим объясняются потоки миграции в урбанизированные районы с высокой безработицей. Иногда более сильные субъекты (страны, регионы, предприятия, индивиды) направляют миграционные потоки в выгодном им направлении. На миграцию влияют этнические и семейные связи среди мигрантов, меры ее государственного регулирования.

Основной поток мигрантов в последние десятилетия устремляется в США (в 1970 гг. - 4,5 млн. легальных иммигрантов, 20% прироста населения США за 1970 гг.), в 1980 гг. - 6 млн. легальных и 2 млн. нелегальных иммигрантов. За период 1990—1996 гг. в США въехало еще 6,1 млн. иммигрантов, к началу 1998 г. в США проживало более 5 млн. незарегистрированных нелегальных иммигрантов. Средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы в ЕС составляет 600—700 тыс. человек (с учетом членов семей численность въезжающих - 1,5 млн. человек). Лидируют по масштабам иммиграции Германия, Франция и Великобритания. Локальными региональными центрами притяжения мигрантов являются Австралия и Россия.

Для различных принимающих стран имеются разные источники миграционных потоков, но во многих случаях они совпадают. Со временем имеют место сдвиги в географической конфигурации потоков миграции. В 1960 гг. в США направлялись мигранты из Канады и Западной Европы (79% приехавших), в 1970—1990 гг. из Латинской Америки и Азии (в 1990 гг. - 84% всех иммигрантов). Со временем меняется этнический состав, образовательный и квалификационный уровень иммигрантов. В 1980 гг. в США въехало беспрецедентно большое число лиц с высшим образованием — 1,5 млн. человек, а в 1996 г. - 18 тыс. въездных виз на постоянную работу иностранным ученым и инженерам. Но 33,1% иммигрантов не закончили среднюю школу и ⅓ из них пересекли границу США нелегально.

Международная миграция регулируется национальным законодательством и международными правовыми актами. В законодательстве отражаются две тенденции: одна — к открытой экономике и свободному перемещению трудовых ресурсов и населения; другая — к протекционизму и ограничениям в области международной миграции. В каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика, включающая комплекс законодательных, организационных и иных мер по регулированию въезда в страну, предоставлению и лишению гражданства или иного статуса проживания в стране, использования иностранной рабочей силы, создания системы социальной защиты работников-мигрантов, въезда беженцев и их социальной защиты.

Большинство развитых стран проводит протекционистскую миграционную политику, защищая интересы своего населения и экономики[148]. Международные конвенции, в т.ч. - Всеобщая декларация прав человека (принята ООН 10.12.1948 г.), объявляют свободный выбор места жительства и работы в качестве основополагающих прав человека. Международные акты, регулирующие миграцию между странами — участницами соглашений, а также с третьими странами, как правило, устанавливают либеральные нормы перемещения населения и рабочей силы внутри интеграционных группировок и ограничительные — по отношению к третьим странам. В ЕС подписан ряд конвенций, в т.ч. §52 Римского договора 1957 г., вступивший в силу в 1968 г.. Он предоставляет работникам стран — членов ЕС право поиска работы во всех странах ЕС. Шенгенское соглашение 1985 г. вступило в силу в 1993 г. Оно установило единые визовые правила въезда в страны — участницы Соглашения. Дублинская конвенция 1990 г. установила правила предоставления убежища.

Верховным Советом СССР был принят Закон «О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР» от 20.05.1991 г. Он предоставил каждому гражданину возможность выезжать, жить и работать за границей. Он стал правовой основой для международной миграции российских граждан, в т.ч. - в целях трудоустройства за рубежом. Положения этого закона конкретизировал Закон РФ от 18.07.1996 г. и Указы Президента РФ «О мерах по введению иммиграционного контроля» и «О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы» от 16.12.1993 г. Указы имели целью обеспечить приоритетное право граждан России на занятие вакантных рабочих мест, установить определенные правила и квоты на привлечение иностранной рабочей силы и упорядочить въезд иностранных граждан на территорию России. В 2007 г. в Россию прибыло 287,0 тыс. человек, в т.ч. из СНГ – 273,8 тыс. человек, выбыло из России – 47,0 тыс. человек, в т.ч. в СНГ – 31,3 тыс. человек.

Среднегодовая численность эмигрантов из России в 1990 - 1997 гг. в страны дальнего зарубежья составила в среднем 100 - 105 тыс. человек. Весьма масштабным был выезд из России в другие страны — члены СНГ и государства Балтии (за период 1990 - 1997 гг. в них выехало почти 3 млн. человек). В Польше проживает более 300 тыс. выходцев из стран — членов СНГ (в основном из России), выехавших на временную работу или по гостевой визе. Десятки тысяч граждан РФ работают в Венгрии, Германии и США. В Нью-Йорке проживают несколько сотен тысяч русскоязычных иммигрантов. В 1992 - 1998 гг. Российская Федерация заключила двусторонние договоры в области международной трудовой миграции с Вьетнамом, Китаем, Польшей, Словакией, Чехией, Финляндией, ФРГ, Швейцарией, Арменией, Белоруссией, Киргизией, Молдавией и Украиной. Но серьезного влияния на процесс миграции эти соглашения не оказывают. Численность российских граждан, трудоустроенных за границей при посредничестве Федеральной миграционной службы, составила в 1996 г. 12 тыс. человек, а реальные миграционные потоки значительно превышают эти цифры. Согласно опросам Международной организации по вопросам миграции (1992 г.) возможность временного отъезда на работу за границу допускали 26% опрошенных граждан России, 28% граждан Украины. При этом эмиграцию не исключали лишь 8% россиян и 13% жителей Украины. В СНГ наиболее склонны к эмиграции русские, украинцы, грузины, армяне и азербайджанцы.

В 1997 г. за пределами России проживало более 17% русских, в т.ч. на Украине - 11,4 млн. человек (22% от численности населения). В республиках Средней Азии и Казахстане проживают 10 млн. русских, около 3 млн. - в странах Балтии и Молдавии, 1,3 млн. - в Белоруссии, около 800 тыс. - в Закавказье. Большинство русских в этих диаспорах хорошо интегрированы и имеют глубокие корни.

Международная миграция рабочей силы (как и вообще миграция населения) — это сложное экономическое, политическое и социальное явление. Она влияет на состав трудовых ресурсов и стран-доноров, и принимающих стран, на рынки труда, на социально- политическую жизнь принимающих стран. Иммиграция может вызвать ряд проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиями иммигрантов от коренного населения.

Последствия миграции для принимающих стран. Отмечалось положительное влияние «утечки умов» для экономики США. В 1980 гг. иммигрантами были 40% пришедших на рынок труда США докторов наук в области инженерных и компьютерных дисциплин; 25% преподавателей технических дисциплин в вузах. В конце 1990 гг. иммигрантами были 23% всех ученых в США в области естественных и точных наук. В конце 1990 гг. в США проживало более 13 млн. иммигрантов; они зарабатывали около 240 $млрд. в год, платили налоги в сумме более $90 млрд. в год (а на социальное вспомоществование иммигрантам США ежегодно тратило всего лишь $ 5 млрд.). Израиль, проводя политику привлечения евреев со всего мира, во многом благодаря иммиграции научных и других квалифицированных кадров, вошел в число наиболее развитых в экономическом и научно-техническом отношении стран мира.

Последствия миграции для стран-доноров. Многие ученые из развивающихся стран, повысив свою квалификацию и поработав в США и других развитых странах, вернулись на родину, положив начало научным школам и направлениям в своих странах. Получив образование и поправив материальное положение, возвращаются менеджеры, врачи, строители и другие рабочие; китайцы, корейцы, югославы, греки, индийцы. Они принесли в свои страны новые знания, квалификацию, достаток семьям. Доходы от эмиграции (денежные переводы эмигрантов в свои страны – трансферты) составляют в ряде стран значительные суммы (в середине 1990 гг. для Бангладеш — 4% ВВП, для Пакистана — более 3% ВВП, для Шри Ланки — 6,2% ВВП). Перевод в Египет доходов эмигрантов в размере 2,8 млрд долл. стимулировал создание дополнительного ВВП на сумму 6,8 млрд долл. (16% ВВП страны). В 2005 г. эмигранты перевели ($ млрд.) в Индию 21,6, Мексику – 16,6, Филиппины – 9,0, Испанию – 5,2, Китай – 4,6, Россию – 1,1.

Последствия миграции для России. Масштабы трудовой миграции из России будут ограничиваться потенциальными принимающими странами и конъюнктурой их рынка труда. В большинстве развитых стран достаточно высокий уровень безработицы (7—10%) и конкуренция на рынке средне- и низкоквалифицированной рабочей силы. Уровень квалификации потенциальных мигрантов из России (за небольшими исключениями среди специалистов в области космической и лазерной техники, кристаллографии, биологии, физики низких температур) - ниже профессиональных стандартов развитых стран. Тем не менее люди ищут наиболее адекватное применение своей квалификации и рабочей силы и оптимальные условия для ее продажи. В период после 1990 г. из России выехало 80% докторов технических наук. Выход состоит в подъеме экономики страны, росте заработной платы.

Приезд в Россию миллионов этнических россиян и представителей других национальностей из бывших советских республик требует гигантских затрат на их обустройство, социальную помощь и создание рабочих мест. Особенно это касается вынужденных мигрантов, т.е. беженцев (лиц, не являющихся гражданами РФ) и вынужденных переселенцев (лиц, являющихся гражданами РФ). Их число превысило 1,5 млн. человек. Приток иммигрантов из СНГ позволяет удерживать численность населения России от еще более значительного уменьшения по причине естественной убыли (смертность в России превышает рождаемость). Приток нелегальных иммигрантов составляет около 100 тыс. человек в год. Низкий профессиональный и квалификационный уровень нелегальных мигрантов, возможность ухудшения криминогенной обстановки и появления инфекционных заболеваний требуют контроля со стороны государства над данным процессом и его регулирования.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 16. Социальная политика | Лекция 18. Производственная мощность предприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.