Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 16. Социальная политика




2.2.37. Социальные трансферты это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности. Степень воздействия государства на перераспределение доходов измеряется объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет средств центрального и местных бюджетов, а также размером ставок налогообложения.

Возможности государства по перераспределению доходов во многом ограничиваются средствами бюджета. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов бюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному росту налогов, дезорганизующему рынок.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения определенного перечня цен, например, гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы.

2.2.38. Сторонники перераспределения доходов (социал-демократы) полагают, что оно необходимо для более полного удовлетворения потребностей беднейших слоев населения в целях социальной справедливости. Противники перераспределения доходов (социальные либералы) утверждают, что изъятие в виде налогов части доходов высокооплачиваемых семей и передача их низкооплачиваемым ослабляет предпринимательскую и трудовую мотивацию и уменьшает стремление и богатых, и бедных к увеличению заработка. В результате подрываются стимулы к производительному труду, а, следовательно, снижается эффективность экономики. Она (при прочих равных условиях) рискует войти в полосу затяжной стагнации.

Перераспределение доходов от богатых к бедным А. Оукен сравнивал с «дырявым ведром», поскольку результатом является снижение экономической эффективности. Его масштабы определяются тем, насколько повышение налогов и рост социальных трансфертов сопровождаются уменьшением объемов предложения труда. Если эластичность предложения труда по заработной плате высока, то повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор (где оплата труда не облагается государственными налогами).

Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Государство, регулируя заработную плату, влияет на совокупный спрос и издержки производства. Сдерживая рост заработной платы, оно стремится к повышению конкурентоспособности национальной продукции, стимулированию притока инвестиций, сдерживанию инфляции. Проводя антиинфляционную политику, оно временно может централизованным путем устанавливать долгосрочный предел роста заработной платы с учетом национальных требований к экономическому и социальному развитию.

2.2.39. Методы осуществления политики доходов могут быть различными. Предпочтение обычно отдается методам добровольного согласия работодателей и работников на предложения правительства. Но это не исключает применения мер государственного контроля над увязкой уровня заработной платы с финансовыми возможностями предприятия. В ряде стран ЕС существуют «допустимые» пределы ее повышения, зафиксированные в национальных программах социального партнерства. Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы является нормирование гарантированного минимума (или ставки), исходя из которого ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров от предприятий до отраслей, оговариваются виды и ставки премий и доплат, пределы дифференциации заработной платы по отраслям в зависимости от уровня квалификации.

2.2.40. В России с 1991 г. действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). В условиях высокой инфляции в первой половине 1990 гг. он утратил связь с прожиточным минимумом. В период с 1993 г. по 1999 г. МРОТ снизился с 39% до 10% от прожиточного минимума. Поэтому он влиял (незначительно) на реальную оплату труда лишь в бюджетной сфере. В 2007 г. величина прожиточного минимума составляла 3847 рублей на человека в месяц, а МРОТ - 1500 рублей (39% от прожиточного минимума). Численность населения РФ в 2007 г. с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляла 18,9 млн. человек (13,4% от всего населения)[142].

2.2.41. Значительное влияние на уровень реальных доходов населения оказывает инфляция. Поэтому важнейшими условиями эффективного государственного регулирования доходов являются учет роста цен на потребительские товары (включая тарифы на услуги населению) и защита денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. Средством этого является индексация - механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возмещать удорожание потребительских товаров и услуг и поддерживать его покупательную способность (особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами — пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи). Индексация осуществляется как на общегосударственном уровне, так и на уровне отдельных предприятий через коллективный договор. Предусматривается дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких доходов. В России индексация денежных доходов установлена законом от 24.10.1991 г. Она распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия. Недостатком индексация является то, что она не способствует проведению антиинфляционных мер.

2.2.42. Важным направлением социальной политике является поддержка беднейших слоев населения. Бедность – это экономическое состояние части общества, при котором определенные социальные группы не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Социальная защита этих слоев осуществляется посредством предоставления населению различных денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой. Она выполняет роль социального амортизатора, смягчающего негативные последствия развития рынка.

В качестве критериев отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи используются следующие показатели уровня (порога) бедности.

Абсолютная черта бедности — это минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде и жилье на основе такого их набора (корзины), который достаточен для поддержания его жизнеспособности. В России абсолютная черта бедности совпадает с прожиточным минимумом.

2.2.43. Прожиточный минимум представляет собой натуральный набор продуктов питания, обеспечивающих минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низкодоходных семей. В России продуктовые наборы, используемые в расчетах прожиточного минимума, дифференцированы по различным социально-демографическим группам (мужчины и женщины трудоспособного возраста, пенсионеры, дети до и после 6 лет). Минимальная продовольственная корзина дифференцирована по восьми природно-климатическим зонам России; она включает 35 наименований продуктов питания (общей калорийностью 2300 ккал. в сутки) и 79 непродовольственных товаров. В России в 2004 г. прожиточный минимум составлял 2,4 тыс. рублей в месяц.

Прожиточный минимум - это черта бедности.

Относительная черта бедности характеризует цену минимальной потребительской корзины (черты бедности) относительно среднего уровня достатка в данной стране (регионе). В России относительной чертой бедности является уровень доходов, составляющий менее 40% от среднего дохода в данном регионе, в странах — членах ЕС — менее 50% средних суммарных расходов домашних хозяйств по стране.

Бедность характеризуется численностью бедных (распространенностью) и глубиной. В большинстве стран с переходной экономикой в середине 1990 гг. она затрагивала существование почти четверти населения (в России в 1995—1997 гг. — 20—25%). Глубина бедности — это среднее отклонение доходов семей от величины прожиточного минимума. В России в среднем для бедного это отклонение составляет более 40% (в Эстонии — 25%, в Польше и Венгрии — 20%), т.е. бедность в нашей стране отличается большей глубиной, чем в странах Центральной и Восточной Европы.

Дефицит дохода - это величина дополнительных средств, необходимых для доведения доходов бедных слоев населения до уровня прожиточного минимума. Для общества относительное бремя расходов на поддержку бедных слоев населения определяется тем, насколько высоко над чертой бедности находятся доходы средних граждан, т.е. насколько велик дефицит доходов по отношению к ВВП. Так, совокупный дефицит доходов населения по отношению в ВВП составлял в 1997 г.: в России — 3%; Эстонии — 2,7; Польше — 0,6 и Венгрии — 0,2%. Дефицит денежного дохода в процентах от общего объема денежных доходов населения уменьшился с 6,2% в 1992 г. до 1,3% в 2007 г. В 2007 г. он был равен 273,2 млрд. рублей – мизерная величина от общей суммы консолидированного бюджета, но жизненно важная для лиц, страдающих от этого дефицита. Для количественной оценки бедности и социальной дифференциации в целом используются также более широкие по набору товаров и услуг, чем прожиточный минимум, показатели минимального и рационального потребительского бюджета.

2.2.44. Минимальный потребительский бюджет - это минимум товаров и услуг, необходимый для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России он составлен на основе примерно 200 товаров и услуг, в т.ч. - 80 продуктов питания. Минимальный потребительский бюджет имеет следующую структуру (%): питание — 45,1; непродовольственные товары — 39,0; услуги — 13,2; налоги и сборы — 2,7.

Рациональный потребительский бюджет характеризует потребление товаров и услуг, обеспеченность предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения потребностей человека. Он отличается от минимального по структуре затрат — так в нем существенно ниже доля затрат на питание; он имеет следующую структуру (%): продукты питания — 30; непродовольственные товары - 47 (в т.ч. - ткани, одежда, обувь - 20, мебель, предметы культуры и быта - 18, прочие товары - 9); все услуги - 23.

2.2.45. Дифференциация населения по уровню доходов на основе прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить: 1) «бедные» семьи, душевой доход в которых ниже или соответствует прожиточному минимуму; 2) «малообеспеченные» семьи, душевой доход в которых находится в интервале между прожиточным минимумом и минимальным потребительским бюджетом; 3) «обеспеченные» семьи, душевой доход в которых находится в интервале между минимальным потребительским бюджетом и рациональным потребительским бюджетом; 4) «богатые» семьи, уровень душевого дохода в которых выше рационального потребительского бюджета. В России во второй половине 1990 гг. на бедные семьи приходилось 30 - 35% населения, малообеспеченные — 35 - 40, обеспеченные — 20 - 25, состоятельные и богатые — 6 - 6,5%. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в % к общей численности населения) уменьшилась с 33,5% в 1992 г. до 17,8% в 2004 г.

2.2.46. Социальная ориентация экономики предполагает достижение разумного компромисса между интересами всех социальных слоев, оказание социальной помощи лицам не способным трудиться или не имеющим такой возможности. Социальная ориентация закрепляется соответствующей системой норм права. Социально ориентированная экономика сформировалась в странах Северной Америки и Европейского Союза.

2.2.47. Социальная справедливость в экономике — это соответствие системы отношений распределения представлениям и интересам, господствующим в обществе. В различные времена считалось справедливым распределение благ по статусу рождения (аристократ, свободный плебей, раб); по положению (чиновник, простолюдин); по имуществу (собственник, пролетарий); по труду; по количеству членов семьи (в русской общине). В настоящее время в общественном сознании россиян имеют место такие критерии социальной справедливости, как уравнительный, рыночный (распределение доходов по факторам производства) и трудовой.

Экономическая эффективность — это характеристика результата, получаемого в результате затрат ресурсов. В ряде случаев она противоречит социальной справедливости (при перераспределении ресурсов в пользу малоимущих, поддержании всеобщей занятости, решении экологических проблем и др.). В современных условиях применяется понятие социально-экономической эффективности, характеризующей также социальные издержки (заболеваемость, загрязнение окружающей среды и т.д.) и социальные блага (здоровье, образование, научный потенциал). Это определяется стремлением к смягчению социальных противоречий.

Социально-экономическая эффективность достигается в рамках рыночной системы с преобладанием частной собственности и при определенной регулирующей роли государства.

Социальная справедливость реализуется через перераспределение государством доходов между различными группами населения, что ограничивает стихийность рынка. Социально-ориентированная рыночная экономика предполагает определенную меру выравнивания доходов, создание социальных гарантий и равных стартовых возможностей для всех слоев населения. Развитые страны демонстрируют успешный опыт сочетания социальной справедливости и экономической эффективности. При этом высокооплачиваемая рабочая сила побуждает экономику достигать прироста производства и улучшения качества за счет научно-технического прогресса.

Социальная политика направлена на стабилизацию жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности; сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а подготовку трудовых ресурсов; поддержание стабильного уровня реальных доходов; развитие образования, здравоохранения, жилищного хозяйства, культуры и искусства. Она направлена на социальную поддержку государством слабо защищенных слоев населения; на поддержание оптимального соотношения между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.

Социальная политика включает гармонизацию отношений между участниками рынка в форме социального партнерства, предполагающего заключение «общественного договора» между национальным объединением работодателей и профсоюзами в области экономической и социальной политики при посредничестве правительства. Впервые такая политика стала проводиться в ФРГ с 1960 гг. В развитых странах она реализуется трехсторонними комиссиями с участием правительства, работодателей и профсоюзов. Соглашения о социальном партнерстве регламентируют деятельность работодателей (своевременная выплата и индексация заработной платы, создание новых рабочих мест, соблюдение техники безопасности) и наемных работников (соблюдение технологической дисциплины и др.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.