Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационные формы предпринимательства




Предприятие – основная хозяйствующая единица в условиях рыночной экономики. Основные черты предприятия:

1) организационное единство;

2) определенный комплекс средств производства;

3) обособленное имущество;

4) экономическая и хозяйственная самостоятельность;

5) имущественная ответственность;

6) участие в хозяйственном обороте от собственного имени.

Предприятие (фирма) – коммерческая организация, нацеленная на получение прибыли, юридическое лицо, которое имеет конкретного собственника (индивидуальный владелец, группа физических лиц, представленная акционерами, совладельцами имущества), а также различные организации (фонды, ассоциации), органы государственного и хозяйственного управления.

В Российской Федерации структура хозяйственно-правовых форм определена Гражданским кодексом РФ, который подразделяет всех участников предпринимательской деятельности по юридическому статусу на физических и юридических лиц, а по цели деятельности – на коммерческие и некоммерческие организации. К физическим лицам отнесены граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица под свою имущественную ответственность. Они представлены индивидуальными предпринимателями и крестьянскими хозяйствами.

Юридическими лицами признаются организации, в том числе и создаваемые отдельными гражданами, которые имеют обособленное имущество, самостоятельный баланс, могут приобретать имущественные и неимущественные права и отвечают своим имуществом по возникающим в их отношении обязательствам.

Коммерческая организация – предпринимательское образование, основная цель деятельности которого – извлечение прибыли. К коммерческим организациям относятся хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы.

Некоммерческой организацией считается образование, не имеющее в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли и не распределяющее полученную прибыль среди участников. К некоммерческим организациям относятся: потребительский кооператив, общественные и религиозные организации, благотворительные фонды, учреждения, союзы и ассоциации юридических лиц.

Все многообразие предпринимательских структур представляет собой проявление видовых различий трех организационных форм предпринимательства: единоличного предприятия, партнерства, корпорации.

Названные формы условно можно разделить на две группы: частные и общественные. К первой группе относятся единоличные предприятия и партнерства, а ко второй – корпорации.

Для единоличного предприятия и партнерства, во-первых, характерно непосредственное объединение функций владения и управления, в то время как корпорации присуще полное обособление этих функций. Во-вторых, в отношении частных форм хозяйственная ответственность по осуществлению предпринимательской деятельности, как правило, распространяется на самих владельцев. Здесь собственность предприятия не отделена от собственности владельца – в отличие от корпорации, где такое отделение четко зафиксировано и ограничивает ответственность ее владельцев. В-третьих, если корпорации обязаны функционировать в открытой для общества форме, публикуя ежегодно отчет о результатах своей финансовой деятельности, то единоличные предприятия и партнерства вправе сохранять конфиденциальность в этом отношении, предоставляя подобную информацию только уполномоченным органам.

Единоличное предприятие – самая простая и самая распространенная форма бизнеса. Такого рода фирму также называют бизнесом одного человека, или частной собственностью. Владелец имеет материальные ресурсы и капитальное оборудование, необходимые для производственной деятельности, или приобретает их, а также лично контролирует деятельность предприятия. Преимущества и недостатки данной формы предпринимательства приведены в табл. 18.1.

Таблица 18.1. Преимущества и недостатки единоличного предприятия

Партнерство – это форма организации бизнеса, которая является естественным развитием единоличного владения.

Закон о партнерстве 1890 г. определил партнерство (товарищество) как добровольную ассоциацию от 2 до 20 человек, объединившихся для совместного бизнеса с целью получения прибыли. Однако в некоторых областях деятельности (юристы, бухгалтера, брокеры) теперь разрешается объединяться в партнерства более чем 20 участникам.

По степени участия в деятельности предприятия партнерства бывают разные. В некоторых случаях все партнеры играют активную роль в функционировании предприятия, в других случаях – один или несколько участников могут играть пассивную роль. Это означает, что они вкладывают свои финансовые средства в фирму, но не принимают активного участия в управлении ею. Преимущества и недостатки данной формы предпринимательства приведены в табл. 18.2.

Таблица 18.2. Преимущества и недостатки партнерства

Корпорация – это правовая форма бизнеса, основанное на долевом участии в капитале объединение, юридические права и обязательства которого обособлены от прав и обязательств его участников. Главная экономическая особенность корпорации состоит в том, что она выступает законченной формой обособления собственности от управления и экономически и юридически обособлена от ее учредителей и участников. Преимущества и недостатки данной формы предпринимательства приведены в табл. 18.3.

Таблица 18.3 Преимущества и недостатки корпорации

Корпоративная форма организации сложилась в конце XIX в. Она как раз явилась той формой, которая, с одной стороны, расширила базу привлечения финансовых средств, обеспечив мобилизацию капиталов, а с другой – ограничила уровень личного риска, чрезвычайно возросшего в связи с масштабными финансовыми вложениями. В современной экономике именно корпорации играют ключевую роль: имея долю в структуре организационных форм не более 20–25 %, корпорации обеспечивают 80–90 % хозяйственного оборота.

Один и тот же тип организации предпринимательской деятельности может включать в себя неоднородные по своему характеру отношения имущественных правомочий, принципы организации и управления, что требует соответствующего их правового оформления. Поэтому на практике предпринимательская деятельность осуществляется в конкретных хозяйственно-правовых формах, отражающих не только функциональные особенности самих организационных форм, но и национальные особенности правового режима страны.

Условия и порядок ведения различных видов деятельности предусматриваются законом, при этом учитываются характер и особенности видов деятельности. Помимо классификации предприятий по организационно-правовым формам собственности и отраслевой принадлежности, также важную роль играет классификация предприятий по степени концентрации производства. В условиях российской экономики все стоимостные показатели (стоимость производственной продукции и услуг, стоимость уставного капитала) малонадежные, поэтому в большей степени используют признак – численность персонала организации, который характеризует размер фирмы. Как правило, мелкой считается фирма с численностью работающих менее 100 человек, а крупной – фирма с численностью работающих более 500 человек.

Выводы

1. Предпринимательство – это особый вид экономической активности, направленный на извлечение прибыли и основанный на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

2. Основные субъекты предпринимательства: сам предприниматель, потребители, государство, наемные работники.

Существует три организационные формы предпринимательства: единоличное предприятие, партнерство, корпорация, которые условно можно разделить на две группы – частные и общественные. К первой группе относятся единоличные предприятия и партнерства, а ко второй – корпорации. Для единоличного предприятия и партнерства характерно непосредственное объединение функций владения и управления, в то время как корпорации присуще полное обособление этих функций.

3. В отношении частных форм хозяйственная ответственность по осуществлению предпринимательской деятельности, как правило, распространяется на самих владельцев. Здесь собственность предприятия не отделена от собственности владельца – в отличие от корпорации, где такое отделение четко зафиксировано и ограничивает ответственность ее владельцев.

Предпринимательская деятельность осуществляется в конкретных хозяйственно-правовых формах, структура которых определена Гражданским кодексом РФ, который подразделяет всех участников предпринимательской деятельности по юридическому статусу на физических и юридических лиц, а по цели деятельности – на коммерческие и некоммерческие организации.

Список используемой литературы

1. Баликоев В. 3. Общая экономическая теория: Учебное пособие. М.: ПРИОР; Новосибирск: ООО «ЮКЭА», 1999.

2. Бугаян И. Р. Макроэкономика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

3. Иохин В. Я. Экономическая теория: Учебник. М.: Юристъ, 2000.

4. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978.

5. Козырев В. М. Основы современной экономики: Учебник. М.: Финансы и статистика, 1998.

6. Курс экономики. Учебник / Под ред. Б. А. Райсберга М.: ИНФРА-М, 1997.

7. Курс экономической теории: Учебник / Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. Киров: АСА, 1999.

8. Макконнел К. Р., Брю С. Л. Экономикс: В 2 т. М.: Республика, 1992.

9. Менкъю Н. Г. Макроэкономика. М.: Изд-во МГУ, 1994.

10. Меньшиков С. М. Новая экономика: Учебное пособие. М.: Международные отношения, 1999.

11. Самуэльсон П. Экономика: В 2 т. М.: Алгон, 1992.

12. Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 1994.

13. Шахнович Р. М. Основы макроэкономической теории. Новосибирск: НГУ, 1992.

14. Экономика / Под ред. А. И. Архипова, А. Н. Нестеренко, А. К. Большакова, Захарова М. А. М.: ПБОЮЛ, 2001.

15. Экономика / Под ред. А. С. Булатова М.: БЕК, 1994.

16. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И. П. Николаевой. М.: Проспект, 2000.

 

Оглавление

1. Тема 1 Введение в курс экономической теории

1.1. Предмет, методы, функции, принципы и законы экономической теории

1.2. Производительные силы и производственные (экономические) отношения

1.3. Отношения собственности и формы собственности

2. Микроэкономика

3. Тема 2 Товарное производство. Товар и деньги

4. 2.1. Сущность и причины возникновения товарного производства

5. 2.2. Стоимость, потребительная стоимость, закон стоимости

6. 2.3. Деньги как развитая форма товарно-денежных отношений

7. Тема З Спрос и предложение

8. 3.1. Спрос. Закон спроса

9. 3.2. Предложение. Закон предложения

10. 3.3. Изменения в спросе

11. 3.4. Изменения в предложении

12. Тема 4 Рыночное равновесие

13. 4.1. Рыночная цена. Рыночное равновесие

14. 4.2. Механизм установления равновесия

15. 4.3. Государственное регулирование рыночных процессов с помощью налогов и субсидий

16. 4.4. Влияние государства на рыночные процессы с помощью регулирования цен

17. Тема 5 Эластичность спроса и предложения

18. 5.1. Общее понятие эластичности

19. 5.2. Эластичность спроса по цене

20. 5.3. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность

21. 5.4. Эластичность предложения

22. 5.5. Эластичность предложения с учетом фактора времени

23. 5.6. Практическая значимость эластичности спроса и предложения

24. Тема 6 Теория потребительского поведения

25. 6.1. Потребительское поведение

26. 6.2. Правило максимизации полезности

27. 6.3. Эффект дохода и эффект замещения

28. 6.4. Бюджетные линии

29. 6.5. Кривые безразличия

30. Тема 7 Рынок факторов производства

31. 7.1. Рынок труда

32. 7.2. Рынок земли

33. 7.3. Рынок капитала

34. Тема 8 Теория производства

35. 8.1. Стадии движения общественного продукта

36. 8.2. Факторы производства, их взаимодействие и комбинация

37. Тема 9 Фирма в системе рыночных отношений

38. 9.1. Понятие фирмы

39. 9.2. Определение рыночной структуры и рыночной власти

40. 9.3. Типы рыночных структур

41. 9.4. Варианты равновесия фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах

42. Тема 10 Издержки производства

43. 10.1. Издержки производства, их сущность и классификация

44. 10.2. Издержки производства в краткосрочном периоде

45. 10.3. Издержки производства в долгосрочном периоде

46. Макроэкономика

47. Тема 11 Национальная экономика

48. 11.1. Понятие национальной экономики

49. 11.2. Цели национального экономического развития

50. 11.3. Основные макроэкономические показатели

51. 11.4. Индексы цен

52. Тема 12 Макроэкономическое равновесие

53. 12.1. Совокупный спрос и факторы, его определяющие

54. 12.2. Совокупное предложение и факторы, его определяющие

55. 12.3. Макроэкономическое равновесие: модель AD – AS

56. Тема 13 Проблемы экономического роста

57. 13.1. Понятие экономического роста и его измерение

58. 13.2. Факторы экономического роста

59. 13.3. Показатели экономического роста

60. 13.4. Экстенсивный и интенсивный экономический рост

61. Тема 14 Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица, инфляция

62. 14.1. Экономический цикл и его фазы

63. 14.2. Формы безработицы и ее естественный уровень

64. 14.3. Инфляция

65. Тема 15 Финансы и финансовая система государства

66. 15.1. Финансовая система государства и ее структура

67. 15.2. Сущность налогов и налоговой системы

68. 15.3. Дефицит государственного бюджета и причины его возникновения

69. Тема 16 Деньги и кредит

70. 16.1. Деньги и денежная система

71. 16.2. Кредит и кредитная система

72. 16.3. Денежно-кредитная политика

73. Тема 17 Проблемы переходной экономики

74. 17.1. Общее содержание переходной экономики

75. 17.2. Направления преобразований и формирование рыночной системы

76. 17.3. Особенности преобразования собственности в российской экономике

77. Тема 18 Предпринимательство

78. 18.1. Сущность и роль предпринимательства

79. 18.2. Субъекты предпринимательства

80. 18.3. Организационные формы предпринимательства

81. Список используемой литературы

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.