КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пирамида потребностей МаслоуКлассификация и основные характеристики потребностей Тема 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике. Ключевые понятия Методы математической логики. Методы диалектической логики. Методы формальной логики (общенаучные методы). Методы экономической теории ЭТ использует 3 группы методов: Позволяют изучать явления с формальной стороны, с точки зрения их структуры, взаимосвязей: - анализ, - синтез, - индукция, - дедукция, - тождество, - сравнение, - доказательство, - гипотеза… Недостатки - не выявляет содержательной стороны явления, статичность. Позволяют изучать явления в динамике и развитии. - отрицание отрицания, - переход количества в качество, - единство и борьба противоположностей, - восхождение от абстрактного к конкретному, - единство исторического и логического… Позволяют учитывать количественные взаимосвязи между изучаемыми явлениями. - экономико-математическое моделирование, - системный анализ, - функциональный анализ, - предельный анализ… Экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика, экономические законы, экономические категории.
1. Классификация и основные характеристики потребностей. 2. Ресурсы и факторы производства: их классификация и характеристики. 3. Экономические блага. Классификация и основные характеристики. 4. Проблема выбора в экономике. Фундаментальные вопросы экономического развития общества. 5. Проблема эффективности и экономического роста. Ключевые понятия.
Потребность – нужда личности или общества в чём-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности или развития. Потребность – состояние неудовлетворённости, из которого стремятся выйти, или наоборот, состояние удовлетворённости, которое стремятся продлить. Классификация потребностей: 1) По происхождению: экономические и внеэкономические. Первые требуют производства, другие даёт природа. 2) В зависимости от роли в воспроизводстве рабочей силы: материальные, социальные и духовные. 3) По участию в воспроизводительном процессе: материальные и нематериальные. 4) В зависимости от субъекта: потребности общества, потребности социальных групп, потребности индивида. 5) По очерёдности удовлетворения: первичные и вторичные. Первичные – потребности в еде, питье, одежде и т.д., т.е. самые насущные потребности человека. 6) С точки зрения характера изменения: эластичные и неэластичные. Первичные потребности неэластичны. 7) По отношению к масштабам и структуре производства: абсолютные (перспективные) потребности, действительные потребности, подлежащие удовлетворению, фактически удовлетворяемые. 8) Рациональные (потребности в образовании, укреплении здоровья и т.д.) и нерациональные (потребность в курении, алкоголе и т.д.)
Всем потребностям присущи следующие свойства: безграничность (относительно ограниченности ресурсов) и историчность. Так как природа не предоставляет человеку всего нужного для удовлетворения его потребностей, поэтому, чтобы существовать, жить и развиваться, ему необходимо заниматься производством. Производство – целенаправленная деятельность людей, в процессе которой они изготавливают всё то, что служит удовлетворению их материальных и духовных потребностей.
2. Ресурсы и факторы производства: их классификация и характеристики Ресурсы – потенциальные возможности производства, которые в его ходе превращаются в факторы производства. Различают 5 групп ресурсов: 1) Природные (земля, воздух, полезные ископаемые и т.д.) 2) Материальные (все созданные человеком средства производства) 3) Трудовые (экономически активное трудоспособное население) 4) Информационные (данные, которые используются для функционирования производства и управления им на основе компьютерных технологий) 5) Финансовые (все денежные средства, которые выделяются обществом на организацию и ведение производства) Свойства ресурсов: 1) Ограниченность (относительно безграничности потребностей). Бывает абсолютная и относительная. 2) До процесса производства ресурсы разобщены. 3) В процесс производства ресурсы попадают через ресурсные рынки. Факторы производства – вовлечённые в производство ресурсы. Существует два подхода к классификации факторов производства: 1) Марксистский. Существует два фактора: вещественный (предмет труда и средство труда) и личный (рабочая сила). 2) Неоклассический. Четыре фактора: труд, капитал, земля, предпринимательские способности. Можно выделить и пятый фактор – информация. Относительно факторов производства следует подчеркнуть: 1) В производство вовлекаются одновременно все факторы производства в определённых пропорциях и сочетаниях, которые определяются технологией производства (Технология – способ обработки предметов труда с использованием различных средств труда). 2) Факторы производства, как и ресурсы, ограничены. 3) Факторы производства обладают свойством взаимозаменяемости и взаимодополняемости. 4) Включение факторов производства в производство порождает факторные доходы (от труда – заработную плату, от капитала – процент, от земли – ренту, от предпринимательских способностей – прибыль).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |