КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы государственной политики в области образования
Лекция №3. Система образования в Узбекистане
Цели занятия: знание принципов государственной политики в области образования; изучить закономерности системы образования в Узбекистане и органы управления образованием; систематизировать знания об образовательных учреждениях, их типов и организационной структуре. План: 1. Принципы государственной политики в области образования. 2. Система образования в Узбекистане и органы управления образованием. 3. Образовательные учреждения, их типы и организационная структура. Базовые понятия: органы управления образованием, принципы государственной политики, образовательное учреждение.
В нашей стране образованию уделяется большое внимание. Цель образования – воспитание гармонично развитого человека, личность. Закон «Об образовании» был принят на девятой сессии Олий Мажлиса и утвержден Президентом Республики Узбекистан И.А.Каримовым 29 августа 1997 года. Закон состоит из пяти глав и 34 статей. В первой главе рассмотрены «общие положения», которая состоит из восьми статей. В статье 1 указан цель настоящего Закона - Настоящий Закон определяет правовые основы обучения, воспитания, профессиональной подготовки граждан и направлен на обеспечение конституционного права каждого на образование. В статье 2 – Законодательство об образовании – указано, что законодательство об образовании состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства. В статье 3 приведены Основные принципы государственной политики в области образования – образование провозглашается приоритетным в сфере общественного развития Республики Узбекистан. Основными принципами государственной политики в области образования являются: Ø гуманистический, демократический характер обучения и воспитания; Ø непрерывность и преемственность образования; Ø обязательность общего среднего, а также среднего специального, профессионального образования; Ø добровольность выбора направления среднего специального, профессионального образования: академический лицей или проф.колледж; Ø светский характер системы образования; Ø общедоступность образования в переделах Государственных образовательных стандартов; Ø единство и дифференцированность подхода к выбору программ обучения; Ø поощрение образованности и таланта; Ø сочетание государственного и общественного управления в системе образования; В статье 4 определено право на образование – каждому гарантируется равные права на получение образования независимо от пола, языка, возраста, расовой и национальной принадлежности, рода занятий, общественного положения, места жительства, продолжительности проживания на территории Республики Узбекистан. Граждане других государств вправе получать образование в Республике Узбекистан в соответствии с международными договорами. Лица без гражданства, проживающие в республике, имеют равные права с гражданами Республики Узбекистана на получение образования. В статье 5 приведено Право на занятие педагогической деятельностью. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица с соответствующим образованием, профессиональной подготовкой и обладающие высокими нравственными качествами. Прием на работу педагогических работников в высшие учебные заведения осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Положением, утвержденным Кабинетом Министров Республики Узбекистан. К педагогической деятельности в образовательных учреждениях не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда. В статье 6 определен правовой статус образовательного учреждения. Образовательное учреждение является юридическим лицом и создается в порядке, установленном законодательством. В статье 7 дается определения Государственных образовательных стандартов. Порядок использования языка обучения дается в статье 8 – порядок использования языка обучения в образовательных учреждениях регулируется Законом Республики Узбекистан «Об государственном языке» Во второй главе озаглавленной «Система и виды образования» рассмотрены следующие положения. Состав системы образования республики определен в статье 9 – система образования Республики Узбекистан состоит из государственных и негосударственных образовательных учреждений. В статье 10 – Виды образования указано, что образование в Республике Узбекистан реализуется в следующих видах: Ø дошкольное образование; (ясли, детские сады) Ø общее среднее образование; (ступени: начальное образование – I-IV классы, общее среднее образование – I-IX) Ø среднее специальное, проф. образование; (академический лицей, профессиональный колледж); Ø высшее образование; (имеет две ступени: бакалавриат и магистратура) Ø послевузовское образование; (аспирантура, докторантура, академия); Ø повышение квалификации и переподготовка кадров; Ø внешкольное образование; (спортивные школы, музыкальные учреждения, дворцы, дома, клубы, центры детского, юношеского творчества, школы искусства, студии, библиотеки, оздоровительные и другие учреждения) Государство оказывает содействие получению образования в семье и самообразованию. Документы об образовании рассматриваются в статье 19 –выпускникам образовательных учреждений выдается документ об образовании государственного образца (аттестат, диплом, сертификат, удостоверение). Документ государственного образца об образовании дает право продолжить обучение в образовательных учреждениях следующей ступени или работать по соответствующей специальности. В третьей главе рассмотрены вопросы социальной защиты участников образовательного процесса. В четвертой главе указана управленческая система образованием. В 5 главе рассмотрены вопросы об обязанностях родителей или законных представителей; финансирования образования и т.д. Государственная политика в сфере образования понимается как концентрированное выражение воли многонационального народа Узбекистана, направленной на удовлетворение запросов личности и потребностей развития гражданского общества, государства, семьи (с учетом экономических возможностей государства). Она предполагает направленность деятельности государственных и общественных институтов на всемерное развитие личности. Государство, решая те или иные задачи социально-экономического развития страны, ориентирует систему образования таким образом, чтобы обеспечить образовательную поддержку (сопровождение) проводимым в стране преобразованиям (перепрофилирование экономических структур, решение проблем занятости, повышение уровня правовой культуры населения и т. д.). Механизмом реализации государственной политики в сфере образования является Национальная программа подготовки кадров.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 6145; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |