Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система образования в Узбекистане и органы управления образованием




 

Во второй главе Закона Республики Узбекистан «Об образовании», озаглавленной «Система и виды образования» рассмотрены следующие положения. Состав системы образования республики определен в статье 9 – система образования Республики Узбекистан состоит из государственных и негосударственных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами. С истема образования представляет собой совокупность взаимодействующих, преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных учреждений и организаций.

Цель системы образования — обеспечить право человека на образование. Критерием эффективности деятельности такой системы является уровень образованности граждан — воспитанности и обученности. Право на образование — основное и естественное право человека — реализуется им всю жизнь. С помощью образования возможно максимальное развитие огромного интеллектуального потенциала человека.

Право на образование имеет целью удовлетворение потребности человека в информации и непосредственно в обучении и воспитании. Потребности в информации и образовании стоят на одном уровне с первичными потребностями человека: физиологическими, в обеспечении безопасности и защищенности.

Все компоненты системы образования постоянно изменяются, развиваются. Одно из важных изменений — развитие Государственных образовательных стандартов (ГОС). В ст.7. говорится – Государственные образовательные стандарты определяют требования к содержанию и качеству общего среднего, среднего специального, профессионального и высшего образования. Выполнение государственных образовательных стандартов обязательно для всех образовательных учреждений Республики Узбекистан.

Образовательные программы осваиваются с учетом потребностей и возможностей личности в следующих формах: очной, заочной; в форме семейного образования, самообразования. Допускается сочетание различных форм получения образования. Независимо от форм получения образования для объективной оценки уровня образования используются Государственные образовательные стандарты. Следует обратить внимание на то, что строгое соблюдение принципа преемственности между образовательными программами разных уровней обеспечивает целостность и непрерывность всей системы образования в Узбекистане и отсутствие в образовательном пространстве этой системы тупиковых образовательных ветвей.

В четвертой главе указана управленческая система образованием.

В соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об образовании» к компетенции Кабинета Министров Республики Узбекистан в области образования (ст. 25) относятся:

Ø осуществление единой государственной политики в области образования;

Ø руководство органами государственного управления образованием;

Ø разработка и реализация программ развития образования;

Ø установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений;

Ø определение порядка аккредитации образовательных учреждений, аттестация педагогических и научных кадров;

Ø выдача разрешений на право занятия образовательной деятельностью образовательным учреждением других государств на территории Республики Узбекистан;

Ø определение порядка признания и установления эквивалентности документов иностранных государств об образовании в соответствии с законодательством;

Ø утверждение государственных образовательных стандартов;

Ø утверждение документов об образовании государственного образца и установление порядка их выдачи;

Ø установление количества государственных грантов и порядка приема в образовательные учреждения;

Ø назначение ректоров государственных высших образовательных учреждений;

Ø установление порядка обучающихся из одного аккредитованного образовательного учреждения в другое;

Ø иные полномочия в соответствии с законодательством.

К компетенции уполномоченных государственных органов по управлению образованием (ст.26) относятся:

Ø реализация единой государственной политики в области образования;

Ø координация деятельности и осуществление методического руководства образовательными учреждениями;

Ø обеспечение исполнения государственных образовательных стандартов, требований к уровню образования и качеству профессиональной подготовки кадров;

Ø внедрение в учебный процесс прогрессивных форм обучения и новых педагогических технологий, технических средств обучения;

Ø организация разработки и издания учебной и учебно-методической литературы;

Ø утверждение положений об итоговой государственной аттестации обучающихся и об экстернате в образовательных учреждениях;

Ø внесение предложений в Кабинет Министров Республики Узбекистан о назначении ректора государственного высшего образовательного учреждения;

Ø организация подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических работников;

Ø иные полномочия в соответствии с законодательством.

К компетенции органов государственной власти на местах в области образования относятся (ст. 27) – органы государственной власти на местах:

Ø обеспечивают соответствие деятельности образовательных учреждений потребностям социально-экономического развития регионов;

Ø создают, реорганизуют и ликвидируют образовательные учреждения, за исключением находящихся в ведении республиканских органов, регистрируют их уставы;

Ø в пределах своих полномочий устанавливают размеры финансирования и льготы для образовательных учреждений на своей территории;

Ø обеспечивают соблюдение государственных требований к качеству и уровню образования, а также профессиональной деятельности педагогических работников;

Ø выполняют иные полномочия в соответствии с законодательством.

Управление образовательным учреждением (ст. 28) осуществляет его руководитель.

В образовательных учреждениях могут создаваться органы общественного управления, которые действуют в соответствии с законодательством.

С.29. Взаимоотношения органов государственного управления образованием с негосударственными образовательными учреждениями.

Органы государственного управления образованием контролирует соблюдение законодательства об образовании в нег7осударственных образовательных учреждениях.

В случае нарушения негосударственными образовательными учреждениями законодательства об образовании, аккредитовавшие органы вправе приостанавливать их деятельность в соответствии с законодательством.

Прием в негосударственные образовательные учреждения проводится в порядке и сроки, установленные для государственных учебных заведений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.