Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нервный субстрат эмоций




ЭМОЦИИ

Исключитель­ная роль эмоциональных реакций, необхо­димость учета их в клинической практике очевидна на основании того, что врач любой специальности всегда стоит перед фактом оценки жалоб больного, «которые по своей глубокой физиологи­ческой сути есть не что иное, как сло­весный отчет больного о качестве его эмоций» (П. К. Анохин).

Что такое эмоции, дайте определение?

Эмоции (франц. émotion, от лат. emovere - возбуждать, волновать) – субъективная оценка человеком своего внутреннего состояния, своих потребностей, а также действия на организм многочисленных и, прежде всего, социальных факторов окружающего мира – по П. К. Ано­хину.

Эмоции – это субъективные реакции организма на внутренние и внешние раздражения, проявляющиеся в виде радости, наслаждения, удовольствия (положительные эмоции) или страха, гнева, неудовольствия (отрицательные эмоции) – по К. В. Су­дакову.

Как возникли эмоции в эволюции, в чем заключается при­спосо­бительный характер эмоций?

Ответы на поставленные вопросы можно найти в биологической теории эмоций П. К. Анохина. Эмоции охватывают весь организм, придавая его состоянию характер переживания. Являясь следствием практически моментального скрининга качества функционирования всех систем организма, эмоции в эволюции стали сигналом его комфортного или некомфортного состоянии, я как при изменениях внутренней среды организма, так и при действии на него внешних раздражителей.

Эмоции позволили живым существам быстро и надежно оценивать, прежде всего, метаболические потребности. Интересно, что потребность организма в питательных веществах, в воде выра­жается через отрицательные эмоции голода, жажды. С биологической точки зрения это имеет позитивный смысл, т. к. иниции­рует поведение, ориенти­рован­ное на устранение возникшей потребности и смену знака эмоционального состояния. Следовательно, эмоции, транс­фор­мируя поведен­ческую актив­ность, выступают в качестве пеленга функционального статуса организма в среде обитания. Имея в своем распоряжении такой пеленг, организм избегает нежелательных состояний не на основе измерений параметров внутренней среды, не на основе оценки характеристик своего моторного аппарата, других систем организма, а исключительно на основе выражен­ности отри­цательных эмоций, сопро­вожда­ющих возникновение тех или иных жизненно-важных потребностей. Отмеченное состав­ляет содержание отра­жатель­ной функции эмоций.

В ходе эволюционного развития организмов эмоциональную окраску получает практически всё, что имеет отношение к их поведению. Например, эмоциональную окраску постепенно приобрел процесс оценки результатов по­веден­ческой дея­тель­­­нос­ти, при­мени­тельно к человеку – процесс оценки полезных результатов его соци­аль­ной деятельности. Так, при успешном достижении человеком необходимого социально значимого результата, у него возникает эмоция положительного качества, биологический смысл которой состоит в том, чтобы закрепить полезную поведенческую програм­му. В случае невозмож­ности получить желаемый результат, на­ра­ста­ет отри­цательная эмоция, эмоция неудовлетворенности, стиму­ли­рующая организм на поиск новых, более адаптивных поведен­ческих программ.

Какие функции, кроме отражательной, реализуют эмоции?

Из других функций эмоций следует выделить подкрепляющую, переключающую, информационную.

Охарактеризуйте подкрепляющую функцию эмоций

Эмоции выступают в качестве главного компонента безусловного подкрепления. Из этого следует, что в ходе выработки условного, например, оборонительного рефлекса при нанесении болевого подкреп­ления истинно подкрепля­ющими свойствами обладают возбуждения, связанные с эмоциональным переживанием болевого состояния.

Другой пример. Показано, что у крыс не удается выработать услов­ный пищевой рефлекс, если пищу как подкрепление условного сигнала давать не из кормушки, а вводить непосредственно в желудок через канюлю. Условный рефлекс в этом случае не выра­батывается из-за отсутствия поло­житель­ной эмоции, сопро­вождаю­щей кормление. Вместе с тем, его можно быстро выработать, если к вводимой в желудок пище подмешать морфин, вызывающий у животного положи­тельное эмоциональное состояние (С. Цитава и В. Тре­жиньер).

Таким образом, при обра­зовании условных пище­вых рефлексов под­крепляю­щим факто­ром вы­ступает биологически положитель­ная эмоция насыщения, формирующаяся при потреблении пищи и устраняющая негативную эмоцию голода.

 

Охарактеризуйте переключающую функцию эмоций

Переключающая функция обнаруживается в ситуации конкурентного взаимодействия несколь­ких моти­вационных возбуждений, например, мотивации го­ло­да и по­знава­тель­ной мотивации. При этом возникает необходимость выделения доминирую­щей, господствующей моти­вации и органи­зации на ее основе целена­правленного поведенческого акта. Выбор доминирующей моти­вации производится на основе доминирующей (господствующей) эмоции, сопровождающей соответствующую мотива­цию. Интересно, что применительно к чело­веку выбор доминирую­щей мотивации не всегда определяется силой доминирующей эмоции. Часто присоединяется так называемый волевой фактор, или воля, под кото­рой понимают присущую человеку потребность преодоления препятст­вий на пути к удовлетворению ка­кой-либо мотивации (П. В. Симонов).

Охарактеризуйте информационную функцию эмоций.

Внешнее выражение доминирующего эмоциональ­ного статуса организма может выступить средством передачи значимой информации в общениях живых существ. Так, ребенок, впервые встретившийся с собакой, по совокупному рисунку сокращений мышц головы собаки всегда точно распознает ее агрессивный или дружелюбный настрой.

Нервный субстрат эмоций преимущественно связан с активностью лимбической систе­мы, или лимбического мозга, или висцерального мозга. Об этом свидетельствуют клинические наблюдения. Известно, что эмоциональ­ные реакции, эмоциональная сфера человека пре­тер­­певают зна­читель­ные изменения при повреждениях подкорковых образований лимбического мозга, например, в процессе опухо­левого роста, при кровоизлияниях.

Что входит в лимбическую систему?

Обо­нятель­ная луковица, таламус, перегородка, гиппокамп, крючко­видная извилина, гипоталамус, мамиллярные тела, свод, миндалина – комплекс взаимосвязанных по кругу структур (“круг Пей­пеца”), выступающих в качестве посред­ника между гипо­та­ла­мусом и корой, представляющих остаток древних центральных образований, эволюционно связан­ных с обонятельным мозгом (рис. 6, 7).

 

Рис. 6. Схема структур, относящихся к лимбической системе

 

 

 

Рис. 7. Большой гиппокампальный круг Пейпеца в составе лимбической системы, иллюстрирующий циркуляцию процессов, определяющих эмоциональную окраску возбуждений, поступающих в мозг из вне. Обращаем внимание на наличие прямых и обратных связей между лимбической системой и корой больших полушарий головного мозга

 

Доказательством участия лимбической системы мозга в обеспечении эмоционального компонента поведенческих реакций являются опыты с разрушением перегородки, миндалины, гиппокампа у обезьян. При этом развивается синдром Клювера-Бьюси, при котором у животных нарушается эмоциональная оценка внутреннего состояния, а также результатов поведения. Так, при реализации пищевого поведения животные без конца обследуют все, что находится перед ними, берут в рот, как съедобные, так и несъедоб­ные предметы, часто поедая эти предметы. У животных наблюдается потеря чувства страха, гиперсексуальность, комплекс “послуш­но­го поведения”.

 

Как выяснилось, специфические эмоциональные реакции можно получить у животных не только при разрушении ядер лимбической сис­темы, но и при искусственном их раздражении электрическим током через вжив­лен­ные электроды. При этом у жи­вот­­ных и чело­века можно получить реак­цию само­раздражения из-за воз­никно­вения в ходе электрического воз­дейст­вия на определен­ные под­корковые ядра ярких прият­ных эмо­циональ­ных ощущений (Д. Олдс, Х. Дельгадо, Ю. А. Ма­­каренко).

Было установлено, что "зоны удовольствия" совпадают с путями передачи возбуждения от нейронов черной субстанции, продуци­рующих дофамин, нейронов голубого пятна, проду­цирующих в области синаптических контактов с нейронами таламуса, гипо­та­ламуса, коры больших полушарий норадрена­лин. Из этого вытекает, что синтез и секреция дофамина, норадреналина играют существенную роль в возникно­вении положительных эмоций удовольствия (рис. 8).

В генезе положительных эмоций важная роль принад­лежит энкефа­линам и эндорфинам - эндогенным морфино­подобным веществам, выраба­тываемым особыми энкефалин- и эндорфин­продуцирую­щими клетками ЦНС. Доказательства участия энкефалинов в развитии поло­житель­ных эмоциональных состояний были получены в опытах на крысах с инъекциями энкефалинов непосредственно в желудочки мозга. Так, крысы с им­план­ти­рованными канюлями имели возможность сами себе вводить в желудочки растворы веществ. Оказалось, что скорость введения энкефа­линов была на порядок выше скорости введения в желудочки мозга раствора Рингера, что свидетельствует об особом пред­почтении энкефалинов. “Жадность, с которой животные вводят себе энкефалины подтверждает идею о том, что вещества, близкие или идентичные энкефалинам, могут служить природными эйфори­генами” (Л. Стайн, Д. Белуцци).

Рис. 8. Сопоставление участков мозга, самораздражение которых сопро­вождается положительными (вознаграждение) и отрицательными (наказание) эмоциями (верхний рисунок) с расположением центральных норадренер­гических и дофамин­ергических систем - нижний рисунок. Видно, что зона воз­награж­­дения полностью совпадает с расположением в ЦНС норадрен­ергических и дофаминергических путей (По Олдсу).

Где обнаруживаются нейроны, содержащие опиатные рецепторы, чуствительные к энкефалинам и эндорфинам?

Особенно много их распо­лагается в области центрального серого вещества вокруг сильвиева водопровода, относящегося к нижним уровням лимби­ческой системы мозга. Множество опиатных рецепторов, а также энкефалин- и эндорфин­содержащих клеток выявлено в других структурах лимбической системы. Реакции электрической самостимуляции у крыс всегда проходят на весьма интенсивном уровне при размещении электродов в участках мозга, богатых энкефалинами. Очевидно, в этом случае электрическое возбуж­дение соответствующих нейронов приводит к избыточному высвобождению энкефалинов из окончаний аксонов этих нейронов.

Какие образования лимбической системы при возбуждении вызывают положительные эмоциональные состояния?

По итогам вышеописанных экспериментов сложилось представ­ление о положительных подкрепляющих структурах лимбической системы, активация которых вызывает положи­тель­ные эмоциональные состояния. К ним относят перего­родку, лате­ральный гипоталамус, медиальный передне­мозговой пучок.

Какие образования лимбической системы при возбуждении вызывают отрицательные эмоциональные состояния?

В составе подкорковых структур, как оказалось, имеются зоны, раздражение которых вызывает отрицательные эмоциональные состояния. К ним относят медиальный гипоталамус, миндалину. В обеспечении биологически отрицательных эмоций участвует широко распро­страненное в нейронах ЦНС вещество Р – нейропептид, первоначально обнаруженный в задних рогах спинного мозга, где он обеспечивает передачу сигналов от периферических болевых рецепторов в вышерасположенные ядра ЦНС.

Охарактеризуйте роль коры головного мозга в обеспечении эмоциональных реакций организма

Роль подкорковых струк­тур в запуске эмоциональных реакций чрезвычайно велика. Однако полно­форматное развер­ты­вание эмоциональных реакций, их адекватное вклю­чение в поведен­ческие акты обеспечивает кора головного мозга. Эксперименты с удалением у животных коры головного мозга (например, лобной коры) демонстрируют, что эмоционально окрашенные реакции у живот­ных хотя и сохраняются, но изменяют свой характер. У таких животных эмоции на внешние раздражения становятся, как правило, сильнее, ярче, особен­но агрес­сивные. Помимо изменения общей динамики эмоций у этих живот­ных эмоциональные реакции утрачи­ва­ют свою адресную направ­ленность. Например, собаки перестают узнавать хозяина и вместо поло­жительной эмоциональной реакции реаги­руют на него эмоцией агрессии.

Таким образом, эмоции являются производным активности целого мозга, как подкорковых образований, так и коры головного мозга.

Охарактеризуйте принципиальные схемы формирования эмоциональных состояний у человека

Схемы формирования эмоцио­нальных состояний по К. В. Судакову

1. Эмоциональные возбуж­де­ния первично воз­никают в мо­тивационных центрах гипоталамуса. Далее они генера­лизованно распространяются в восходящем направлении на лимбические струк­туры и кору головного мозга. Интеграция восходящих возбуждений на корковом уровне форми­рует специфические эмоциональные ощущения голода, жажды, страха, полового возбуждения и т. п. Тем самым закла­дывается основа развертывания в будущем определенного целе­направленного поведенческого акта.

2. Эмоцио­нальные реакции возникают в результате идентификации внешних раздражителей на основе узнавания. В этом случае возбуждения, вызванные действием на организм внешних факторов, по специфическим сенсорным путям достигают клеток проекцион­ных зон коры головного мозга, далее они активируют механиз­мы памяти. После этого возбуждения распространяются в нисходящем направлении на эмоциогенные подкорковые лимбические центры, формируя, в зависимости от внешних воздействий и следов памяти, в одних случаях положительные, а в других случаях – отрицательные эмоциональные реакции субъекта.

 

Какие физиологические компоненты можно выделить в составе эмоциональных реакций?

Внешняя физиологическая картина эмоциональных реакций обычно включает в себя соматические (произвольные, или регулируемые) и веге­тативные (непроизвольные, или нерегулируемые) компоненты.

Какой соматический компонент эмоционального реагиро­вания наи­более характерен для чело­века?

Мимический. Тонкость и вариабельность мимических выражений эмоций таковы, что малейшие перераспределения возбужденных мышечных волокон являются сигналом для окружающих в отношении настроения человека. Каждый человек всегда точно может идентифицировать мимическое выражение горя или мимическое выражение радости. Интересно, что одни и те же мимические выра­жения, сопровождающие однозначные эмоции присущи людям, воспитанным в традициях разных культур (П. К. Анохин).

Механизм вовлечения мимической мускулатуры в процесс форми­рования внешнего портрета соответствующей эмоции реализуется за счет связей эмоциогенных гипоталами­ческих центров со структурами ретикулярной формации ствола мозга и ядрами лицевого нерва. Эти функциональные связи составляют рабочий фундамент, на базе которого развивается и совер­шенствуется человеческая мимика во всех своих проявлениях.

Охарактеризуйте вегетативные компоненты эмоций

Стабильным вегетативным компонентом эмоциональных реакций человека является изменение сердечно-сосудистых функций в результате активации гипоталамических структур, ретикулярной формации ствола мозга, ядер сердечно-сосудистого центра. Характер сердечно-сосудистых реакции находится в тесной зависимости от биологического качества эмоций. При этом биологически положительные эмоции, давая повышение кровяного давления, не сопровождаются значительной следовой реакцией в задержке кровяного давления на высоком уровне, тогда как биологически отрицательные эмоции (страх, тоска), как правило, сопровождаются выраженной следовой реакцией из-за большей активации стволовых струк­тур, эндокринных механизмов (АКТГ, глюкокортико­иды, адреналин, норадрена­лин), сопровождающих отри­цательные эмоции.

В эффекторных выражениях эмоций у человека следует отметить изменения дыхания, слезотечение, усиление пото­отделения, сокращение гладкой мускулатуры желудка, кишечника, легких, зрачков.

Охарактеризуйте различные эмоции человека

1. Интерес, волнение – положительная эмоция, активирующая процессы обучения, стимулирующая развитие навыков, умений.

2. Радость – желаемая эмоция, инициирующая стремление к созидательной творческой активности индивидуума.

3. Удивление – эмоция, концентри­рующая внимание на определен­ный объект среды, вызвавший интерес, всегда усиливает познавательный процесс, приводит к торможению текущей деятельности, осво­бождает центральную нервную систему от предыдущей эмоции.

4. Горе, страдание – эмоция, снижа­ю­щая энергетический и твор­ческий потенциал человека, возникающая с связи с осознанием чувства одиночества, вызывающая жалость по отношению к самому себе.

5. Гнев – эмоция агрессии, вызывающая ощуще­ние силы, чувство храбрости, уверенности в себе.

6. Отвращение – эмоция, часто возникающая вместе с эмоцией гнева, но обладающая собственными признаками и характерным субъективным переживанием.

7. Презрение – эмоция, сопутствующая гневу или отвращению, или проявляющаяся вместе с ними. Эмоции гнева, отвращения, пре­зрения формируют так называемую “враждебную триаду”.

8. Страх – биологически отрицательная эмоция, вызываемая фак­торами среды, сигнализирующими об определенной реальной или вероятной опасности. Эмоция страха мобилизует энерге­тический потенциал организма для преодоления кризисной ситуации. В отдельных случаях эмоция страха, наоборот, “парализует” субъекта.

9. Стыд – эмоция, формирующая желание субъекта уединиться, исчезнуть, иногда способствует возникновению чувств комплекса неполноценности, бездарности субъекта, иногда, напротив, способ­ствует сохранению чувства самоуважения.

10. Вина – эмоция, возникающая чаще всего при нарушениях мораль­ного или этического характера, в ситуациях, когда субъект ощущает личную ответственность за невыполненное в коллективе дело.

 

Что понимают под эмоциональным стрессом?

Под эмоциональным стрессом понимают общую реакцию организма, возникающую на длительное действие стресс-факторов, или стрессоров. В качестве стресс-факторов выступают отрицательные агенты среды обитания обычно в ситуации непод­готовленности механизмов защиты организма или же невозмож­ности избавления от отрицательного действия этих аген­тов на организм. Многие исследователи обращают внимание на то, что в генезе эмоционального стресса первостепенная роль принадлежит не самому воздействию как таковому, а тем негативным эмоциональным реакциям, кото­рые связаны с восприятием воздействия-стрессора. Последнее во многом зависит от типоло­гических характеристик организма, а у человека - от особенностей его психики.

В развитии стресса различают три фазы (Г. Селье) - 1. Фаза тревоги, возникающая при внезапном действии стрессора. Иногда она просто имеет форму сильного эмоционального возбуждения. В фазу тревоги в результате повышения активности гипоталамической области про­исходит усиленная секреция АКТГ аденогипофизом и, как след­ствие, усиление производства корковым веществом надпочечников глю­ко­кортикоидов. 2. Фаза резистентности, в рамках которой отме­чает­ся повышение устойчивости организма к действию стрессорных факторов за счет повышения концентрации глюкокортикоидов в цирку­лирующей крови. 3. Фаза истощения при продолжающемся действии стрес­соров, во время которой надпочечники перестают продуцировать необходи­мое количество защитных глюкокортикоидов, состояние организма при этом ухудшается. Эта фаза применительно к эмоциональному стрессу обозна­чается как фаза психической дезаптации.

В чем физиологически проявляется эмоциональные стресс?

Особенно острые реакции наблю­да­ют­ся со стороны сердечно-сосудистой системы. Так, 30-часовое пребывание крыс в не­подвижном состоянии (иммобили­зационный стресс) приводит к значительному повышению частоты сердечных сокра­ще­ний и выражен­ному подъему кровяного давления. На фоне гипер­тензив­ных кризов все “реактивные” крысы, обнаружившие состояние эмо­цио­нального стресса, в конце концов погибали при явлениях острой сердечной недостаточности.

Специальные опыты показали, что при экспериментальном эмоцио­нальном стрессе системно активируется симпатическая нервная система, мобилизующая энергию и ресурсы организма (в отличие от парасимпа­тической нервной системы, сберегающей энергию и ресурсы организма). На фоне активации симпатической нервной системы и усиленного выделения адреналина, норадреналина начинают поражаться определен­ные системы организма или же отдельные органы-ми­шени, которые имеют гене­тичес­кую или приобретенную в жизни повышенную негативную чувстви­тель­ность к избыточным симпа­тическим влияниям. В первую очередь влияния эмоционального стресса адресуются к сердечной мышце, к органам же­лудоч­но-кишечного тракта, гладко­мышечным элементам бронхи­аль­ного дерева и т. д. В этом кроется причина прежде­временной «изна­шиваемости» при эмоциональ­ных стрессах соответ­ствующих орга­нов, развития сердечно-сосудистых заболеваний, язвенной болезни желудка, спазмов кишечника, астматических при­сту­пов и т. д.

Как можно оградить человека от эмоциональных стрессов?

1. В настоящий момент доказана исключительно эффективная анти­стрес­сорная роль мышечной активности - бега, быстрой ходьбы. Эмо­цио­нальная реакция обычно активирует двигательный аппарат организма, но длительная интенсивная двигательная активность оказывает сдерживающее влияние на эмоцио­наль­ное возбуждение, особенно биологически отрицатель­ной природы. В процессе двигательной активности происходит расширение арте­ри­ол, усиливается капиллярный кровоток, снижается системное арте­риаль­ное давление. Далее, при интенсив­ной мышечной деятельности наблюдается усиление метаболизма, гло­бально “погло­щающего” выбросы биологически активных веществ, гормо­нов, которые тонизи­руют и поддержи­вают состояние эмоционального стресса.

2. Антистрессорный эффект можно получить у человека при пере­ключении на вид деятельности, в которой человек получает поло­жи­тель­ное подкрепление, положительное удовлетворение (руко­делие, прослушивание музыки, хобби т. д.) Положительные эмоции, как установлено, обладают антистрессорным свойством, разрушая нейрофизиологические основы ранее сложившегося эмо­ционального возбуждения отрицательного характера.

3. Антистрессорный эффект можно получить при использовании специфических психотропных препаратов, влияющих на физио­логичес­кие процессы, ответственные за формирование отрицательных стресс-реакций. В связи с использованием таких препаратов нельзя не коснуться проблемы наркотиков, потребление которых иногда выступает как способ «избавления» от эмоционального напряжения. Серьезнейшая проблема применения наркотиков – исключительно быстрое развитие к ним привыкания, формирование устойчивой от них зави­симости. В этой ситуации человек теряет способность комфорт­но вос­при­­­нимать окружающий мир, если в организме отсутствует наркоти­чес­кий препарат. Описание состояния наркомана после введения в организм наркотика, а также описание его состояния в ситуации отсутствия наркотика можно найти в рассказе “Мор­фий” русского писателя М. Булга­кова, врача по образованию, прак­тиковавшего на Смо­ленщине в Сычевском и Вяземском уездах в 1917-1918 гг. В рассказе приводятся выписки из днев­ника сельского доктора, в силу обстоятельств ставшего морфинистом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.