КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нервный субстрат эмоций
ЭМОЦИИ Исключительная роль эмоциональных реакций, необходимость учета их в клинической практике очевидна на основании того, что врач любой специальности всегда стоит перед фактом оценки жалоб больного, «которые по своей глубокой физиологической сути есть не что иное, как словесный отчет больного о качестве его эмоций» (П. К. Анохин). Что такое эмоции, дайте определение? Эмоции (франц. émotion, от лат. emovere - возбуждать, волновать) – субъективная оценка человеком своего внутреннего состояния, своих потребностей, а также действия на организм многочисленных и, прежде всего, социальных факторов окружающего мира – по П. К. Анохину. Эмоции – это субъективные реакции организма на внутренние и внешние раздражения, проявляющиеся в виде радости, наслаждения, удовольствия (положительные эмоции) или страха, гнева, неудовольствия (отрицательные эмоции) – по К. В. Судакову. Как возникли эмоции в эволюции, в чем заключается приспособительный характер эмоций? Ответы на поставленные вопросы можно найти в биологической теории эмоций П. К. Анохина. Эмоции охватывают весь организм, придавая его состоянию характер переживания. Являясь следствием практически моментального скрининга качества функционирования всех систем организма, эмоции в эволюции стали сигналом его комфортного или некомфортного состоянии, я как при изменениях внутренней среды организма, так и при действии на него внешних раздражителей. Эмоции позволили живым существам быстро и надежно оценивать, прежде всего, метаболические потребности. Интересно, что потребность организма в питательных веществах, в воде выражается через отрицательные эмоции голода, жажды. С биологической точки зрения это имеет позитивный смысл, т. к. инициирует поведение, ориентированное на устранение возникшей потребности и смену знака эмоционального состояния. Следовательно, эмоции, трансформируя поведенческую активность, выступают в качестве пеленга функционального статуса организма в среде обитания. Имея в своем распоряжении такой пеленг, организм избегает нежелательных состояний не на основе измерений параметров внутренней среды, не на основе оценки характеристик своего моторного аппарата, других систем организма, а исключительно на основе выраженности отрицательных эмоций, сопровождающих возникновение тех или иных жизненно-важных потребностей. Отмеченное составляет содержание отражательной функции эмоций. В ходе эволюционного развития организмов эмоциональную окраску получает практически всё, что имеет отношение к их поведению. Например, эмоциональную окраску постепенно приобрел процесс оценки результатов поведенческой деятельности, применительно к человеку – процесс оценки полезных результатов его социальной деятельности. Так, при успешном достижении человеком необходимого социально значимого результата, у него возникает эмоция положительного качества, биологический смысл которой состоит в том, чтобы закрепить полезную поведенческую программу. В случае невозможности получить желаемый результат, нарастает отрицательная эмоция, эмоция неудовлетворенности, стимулирующая организм на поиск новых, более адаптивных поведенческих программ. Какие функции, кроме отражательной, реализуют эмоции? Из других функций эмоций следует выделить подкрепляющую, переключающую, информационную. Охарактеризуйте подкрепляющую функцию эмоций Эмоции выступают в качестве главного компонента безусловного подкрепления. Из этого следует, что в ходе выработки условного, например, оборонительного рефлекса при нанесении болевого подкрепления истинно подкрепляющими свойствами обладают возбуждения, связанные с эмоциональным переживанием болевого состояния. Другой пример. Показано, что у крыс не удается выработать условный пищевой рефлекс, если пищу как подкрепление условного сигнала давать не из кормушки, а вводить непосредственно в желудок через канюлю. Условный рефлекс в этом случае не вырабатывается из-за отсутствия положительной эмоции, сопровождающей кормление. Вместе с тем, его можно быстро выработать, если к вводимой в желудок пище подмешать морфин, вызывающий у животного положительное эмоциональное состояние (С. Цитава и В. Трежиньер). Таким образом, при образовании условных пищевых рефлексов подкрепляющим фактором выступает биологически положительная эмоция насыщения, формирующаяся при потреблении пищи и устраняющая негативную эмоцию голода.
Охарактеризуйте переключающую функцию эмоций Переключающая функция обнаруживается в ситуации конкурентного взаимодействия нескольких мотивационных возбуждений, например, мотивации голода и познавательной мотивации. При этом возникает необходимость выделения доминирующей, господствующей мотивации и организации на ее основе целенаправленного поведенческого акта. Выбор доминирующей мотивации производится на основе доминирующей (господствующей) эмоции, сопровождающей соответствующую мотивацию. Интересно, что применительно к человеку выбор доминирующей мотивации не всегда определяется силой доминирующей эмоции. Часто присоединяется так называемый волевой фактор, или воля, под которой понимают присущую человеку потребность преодоления препятствий на пути к удовлетворению какой-либо мотивации (П. В. Симонов). Охарактеризуйте информационную функцию эмоций. Внешнее выражение доминирующего эмоционального статуса организма может выступить средством передачи значимой информации в общениях живых существ. Так, ребенок, впервые встретившийся с собакой, по совокупному рисунку сокращений мышц головы собаки всегда точно распознает ее агрессивный или дружелюбный настрой. Нервный субстрат эмоций преимущественно связан с активностью лимбической системы, или лимбического мозга, или висцерального мозга. Об этом свидетельствуют клинические наблюдения. Известно, что эмоциональные реакции, эмоциональная сфера человека претерпевают значительные изменения при повреждениях подкорковых образований лимбического мозга, например, в процессе опухолевого роста, при кровоизлияниях. Что входит в лимбическую систему? Обонятельная луковица, таламус, перегородка, гиппокамп, крючковидная извилина, гипоталамус, мамиллярные тела, свод, миндалина – комплекс взаимосвязанных по кругу структур (“круг Пейпеца”), выступающих в качестве посредника между гипоталамусом и корой, представляющих остаток древних центральных образований, эволюционно связанных с обонятельным мозгом (рис. 6, 7).
Рис. 6. Схема структур, относящихся к лимбической системе
Рис. 7. Большой гиппокампальный круг Пейпеца в составе лимбической системы, иллюстрирующий циркуляцию процессов, определяющих эмоциональную окраску возбуждений, поступающих в мозг из вне. Обращаем внимание на наличие прямых и обратных связей между лимбической системой и корой больших полушарий головного мозга
Доказательством участия лимбической системы мозга в обеспечении эмоционального компонента поведенческих реакций являются опыты с разрушением перегородки, миндалины, гиппокампа у обезьян. При этом развивается синдром Клювера-Бьюси, при котором у животных нарушается эмоциональная оценка внутреннего состояния, а также результатов поведения. Так, при реализации пищевого поведения животные без конца обследуют все, что находится перед ними, берут в рот, как съедобные, так и несъедобные предметы, часто поедая эти предметы. У животных наблюдается потеря чувства страха, гиперсексуальность, комплекс “послушного поведения”.
Как выяснилось, специфические эмоциональные реакции можно получить у животных не только при разрушении ядер лимбической системы, но и при искусственном их раздражении электрическим током через вживленные электроды. При этом у животных и человека можно получить реакцию самораздражения из-за возникновения в ходе электрического воздействия на определенные подкорковые ядра ярких приятных эмоциональных ощущений (Д. Олдс, Х. Дельгадо, Ю. А. Макаренко). Было установлено, что "зоны удовольствия" совпадают с путями передачи возбуждения от нейронов черной субстанции, продуцирующих дофамин, нейронов голубого пятна, продуцирующих в области синаптических контактов с нейронами таламуса, гипоталамуса, коры больших полушарий норадреналин. Из этого вытекает, что синтез и секреция дофамина, норадреналина играют существенную роль в возникновении положительных эмоций удовольствия (рис. 8). В генезе положительных эмоций важная роль принадлежит энкефалинам и эндорфинам - эндогенным морфиноподобным веществам, вырабатываемым особыми энкефалин- и эндорфинпродуцирующими клетками ЦНС. Доказательства участия энкефалинов в развитии положительных эмоциональных состояний были получены в опытах на крысах с инъекциями энкефалинов непосредственно в желудочки мозга. Так, крысы с имплантированными канюлями имели возможность сами себе вводить в желудочки растворы веществ. Оказалось, что скорость введения энкефалинов была на порядок выше скорости введения в желудочки мозга раствора Рингера, что свидетельствует об особом предпочтении энкефалинов. “Жадность, с которой животные вводят себе энкефалины подтверждает идею о том, что вещества, близкие или идентичные энкефалинам, могут служить природными эйфоригенами” (Л. Стайн, Д. Белуцци). Рис. 8. Сопоставление участков мозга, самораздражение которых сопровождается положительными (вознаграждение) и отрицательными (наказание) эмоциями (верхний рисунок) с расположением центральных норадренергических и дофаминергических систем - нижний рисунок. Видно, что зона вознаграждения полностью совпадает с расположением в ЦНС норадренергических и дофаминергических путей (По Олдсу). Где обнаруживаются нейроны, содержащие опиатные рецепторы, чуствительные к энкефалинам и эндорфинам? Особенно много их располагается в области центрального серого вещества вокруг сильвиева водопровода, относящегося к нижним уровням лимбической системы мозга. Множество опиатных рецепторов, а также энкефалин- и эндорфинсодержащих клеток выявлено в других структурах лимбической системы. Реакции электрической самостимуляции у крыс всегда проходят на весьма интенсивном уровне при размещении электродов в участках мозга, богатых энкефалинами. Очевидно, в этом случае электрическое возбуждение соответствующих нейронов приводит к избыточному высвобождению энкефалинов из окончаний аксонов этих нейронов. Какие образования лимбической системы при возбуждении вызывают положительные эмоциональные состояния? По итогам вышеописанных экспериментов сложилось представление о положительных подкрепляющих структурах лимбической системы, активация которых вызывает положительные эмоциональные состояния. К ним относят перегородку, латеральный гипоталамус, медиальный переднемозговой пучок. Какие образования лимбической системы при возбуждении вызывают отрицательные эмоциональные состояния? В составе подкорковых структур, как оказалось, имеются зоны, раздражение которых вызывает отрицательные эмоциональные состояния. К ним относят медиальный гипоталамус, миндалину. В обеспечении биологически отрицательных эмоций участвует широко распространенное в нейронах ЦНС вещество Р – нейропептид, первоначально обнаруженный в задних рогах спинного мозга, где он обеспечивает передачу сигналов от периферических болевых рецепторов в вышерасположенные ядра ЦНС. Охарактеризуйте роль коры головного мозга в обеспечении эмоциональных реакций организма Роль подкорковых структур в запуске эмоциональных реакций чрезвычайно велика. Однако полноформатное развертывание эмоциональных реакций, их адекватное включение в поведенческие акты обеспечивает кора головного мозга. Эксперименты с удалением у животных коры головного мозга (например, лобной коры) демонстрируют, что эмоционально окрашенные реакции у животных хотя и сохраняются, но изменяют свой характер. У таких животных эмоции на внешние раздражения становятся, как правило, сильнее, ярче, особенно агрессивные. Помимо изменения общей динамики эмоций у этих животных эмоциональные реакции утрачивают свою адресную направленность. Например, собаки перестают узнавать хозяина и вместо положительной эмоциональной реакции реагируют на него эмоцией агрессии. Таким образом, эмоции являются производным активности целого мозга, как подкорковых образований, так и коры головного мозга. Охарактеризуйте принципиальные схемы формирования эмоциональных состояний у человека Схемы формирования эмоциональных состояний по К. В. Судакову 1. Эмоциональные возбуждения первично возникают в мотивационных центрах гипоталамуса. Далее они генерализованно распространяются в восходящем направлении на лимбические структуры и кору головного мозга. Интеграция восходящих возбуждений на корковом уровне формирует специфические эмоциональные ощущения голода, жажды, страха, полового возбуждения и т. п. Тем самым закладывается основа развертывания в будущем определенного целенаправленного поведенческого акта. 2. Эмоциональные реакции возникают в результате идентификации внешних раздражителей на основе узнавания. В этом случае возбуждения, вызванные действием на организм внешних факторов, по специфическим сенсорным путям достигают клеток проекционных зон коры головного мозга, далее они активируют механизмы памяти. После этого возбуждения распространяются в нисходящем направлении на эмоциогенные подкорковые лимбические центры, формируя, в зависимости от внешних воздействий и следов памяти, в одних случаях положительные, а в других случаях – отрицательные эмоциональные реакции субъекта.
Какие физиологические компоненты можно выделить в составе эмоциональных реакций? Внешняя физиологическая картина эмоциональных реакций обычно включает в себя соматические (произвольные, или регулируемые) и вегетативные (непроизвольные, или нерегулируемые) компоненты. Какой соматический компонент эмоционального реагирования наиболее характерен для человека? Мимический. Тонкость и вариабельность мимических выражений эмоций таковы, что малейшие перераспределения возбужденных мышечных волокон являются сигналом для окружающих в отношении настроения человека. Каждый человек всегда точно может идентифицировать мимическое выражение горя или мимическое выражение радости. Интересно, что одни и те же мимические выражения, сопровождающие однозначные эмоции присущи людям, воспитанным в традициях разных культур (П. К. Анохин). Механизм вовлечения мимической мускулатуры в процесс формирования внешнего портрета соответствующей эмоции реализуется за счет связей эмоциогенных гипоталамических центров со структурами ретикулярной формации ствола мозга и ядрами лицевого нерва. Эти функциональные связи составляют рабочий фундамент, на базе которого развивается и совершенствуется человеческая мимика во всех своих проявлениях. Охарактеризуйте вегетативные компоненты эмоций Стабильным вегетативным компонентом эмоциональных реакций человека является изменение сердечно-сосудистых функций в результате активации гипоталамических структур, ретикулярной формации ствола мозга, ядер сердечно-сосудистого центра. Характер сердечно-сосудистых реакции находится в тесной зависимости от биологического качества эмоций. При этом биологически положительные эмоции, давая повышение кровяного давления, не сопровождаются значительной следовой реакцией в задержке кровяного давления на высоком уровне, тогда как биологически отрицательные эмоции (страх, тоска), как правило, сопровождаются выраженной следовой реакцией из-за большей активации стволовых структур, эндокринных механизмов (АКТГ, глюкокортикоиды, адреналин, норадреналин), сопровождающих отрицательные эмоции. В эффекторных выражениях эмоций у человека следует отметить изменения дыхания, слезотечение, усиление потоотделения, сокращение гладкой мускулатуры желудка, кишечника, легких, зрачков. Охарактеризуйте различные эмоции человека 1. Интерес, волнение – положительная эмоция, активирующая процессы обучения, стимулирующая развитие навыков, умений. 2. Радость – желаемая эмоция, инициирующая стремление к созидательной творческой активности индивидуума. 3. Удивление – эмоция, концентрирующая внимание на определенный объект среды, вызвавший интерес, всегда усиливает познавательный процесс, приводит к торможению текущей деятельности, освобождает центральную нервную систему от предыдущей эмоции. 4. Горе, страдание – эмоция, снижающая энергетический и творческий потенциал человека, возникающая с связи с осознанием чувства одиночества, вызывающая жалость по отношению к самому себе. 5. Гнев – эмоция агрессии, вызывающая ощущение силы, чувство храбрости, уверенности в себе. 6. Отвращение – эмоция, часто возникающая вместе с эмоцией гнева, но обладающая собственными признаками и характерным субъективным переживанием. 7. Презрение – эмоция, сопутствующая гневу или отвращению, или проявляющаяся вместе с ними. Эмоции гнева, отвращения, презрения формируют так называемую “враждебную триаду”. 8. Страх – биологически отрицательная эмоция, вызываемая факторами среды, сигнализирующими об определенной реальной или вероятной опасности. Эмоция страха мобилизует энергетический потенциал организма для преодоления кризисной ситуации. В отдельных случаях эмоция страха, наоборот, “парализует” субъекта. 9. Стыд – эмоция, формирующая желание субъекта уединиться, исчезнуть, иногда способствует возникновению чувств комплекса неполноценности, бездарности субъекта, иногда, напротив, способствует сохранению чувства самоуважения. 10. Вина – эмоция, возникающая чаще всего при нарушениях морального или этического характера, в ситуациях, когда субъект ощущает личную ответственность за невыполненное в коллективе дело.
Что понимают под эмоциональным стрессом? Под эмоциональным стрессом понимают общую реакцию организма, возникающую на длительное действие стресс-факторов, или стрессоров. В качестве стресс-факторов выступают отрицательные агенты среды обитания обычно в ситуации неподготовленности механизмов защиты организма или же невозможности избавления от отрицательного действия этих агентов на организм. Многие исследователи обращают внимание на то, что в генезе эмоционального стресса первостепенная роль принадлежит не самому воздействию как таковому, а тем негативным эмоциональным реакциям, которые связаны с восприятием воздействия-стрессора. Последнее во многом зависит от типологических характеристик организма, а у человека - от особенностей его психики. В развитии стресса различают три фазы (Г. Селье) - 1. Фаза тревоги, возникающая при внезапном действии стрессора. Иногда она просто имеет форму сильного эмоционального возбуждения. В фазу тревоги в результате повышения активности гипоталамической области происходит усиленная секреция АКТГ аденогипофизом и, как следствие, усиление производства корковым веществом надпочечников глюкокортикоидов. 2. Фаза резистентности, в рамках которой отмечается повышение устойчивости организма к действию стрессорных факторов за счет повышения концентрации глюкокортикоидов в циркулирующей крови. 3. Фаза истощения при продолжающемся действии стрессоров, во время которой надпочечники перестают продуцировать необходимое количество защитных глюкокортикоидов, состояние организма при этом ухудшается. Эта фаза применительно к эмоциональному стрессу обозначается как фаза психической дезаптации. В чем физиологически проявляется эмоциональные стресс? Особенно острые реакции наблюдаются со стороны сердечно-сосудистой системы. Так, 30-часовое пребывание крыс в неподвижном состоянии (иммобилизационный стресс) приводит к значительному повышению частоты сердечных сокращений и выраженному подъему кровяного давления. На фоне гипертензивных кризов все “реактивные” крысы, обнаружившие состояние эмоционального стресса, в конце концов погибали при явлениях острой сердечной недостаточности. Специальные опыты показали, что при экспериментальном эмоциональном стрессе системно активируется симпатическая нервная система, мобилизующая энергию и ресурсы организма (в отличие от парасимпатической нервной системы, сберегающей энергию и ресурсы организма). На фоне активации симпатической нервной системы и усиленного выделения адреналина, норадреналина начинают поражаться определенные системы организма или же отдельные органы-мишени, которые имеют генетическую или приобретенную в жизни повышенную негативную чувствительность к избыточным симпатическим влияниям. В первую очередь влияния эмоционального стресса адресуются к сердечной мышце, к органам желудочно-кишечного тракта, гладкомышечным элементам бронхиального дерева и т. д. В этом кроется причина преждевременной «изнашиваемости» при эмоциональных стрессах соответствующих органов, развития сердечно-сосудистых заболеваний, язвенной болезни желудка, спазмов кишечника, астматических приступов и т. д. Как можно оградить человека от эмоциональных стрессов? 1. В настоящий момент доказана исключительно эффективная антистрессорная роль мышечной активности - бега, быстрой ходьбы. Эмоциональная реакция обычно активирует двигательный аппарат организма, но длительная интенсивная двигательная активность оказывает сдерживающее влияние на эмоциональное возбуждение, особенно биологически отрицательной природы. В процессе двигательной активности происходит расширение артериол, усиливается капиллярный кровоток, снижается системное артериальное давление. Далее, при интенсивной мышечной деятельности наблюдается усиление метаболизма, глобально “поглощающего” выбросы биологически активных веществ, гормонов, которые тонизируют и поддерживают состояние эмоционального стресса. 2. Антистрессорный эффект можно получить у человека при переключении на вид деятельности, в которой человек получает положительное подкрепление, положительное удовлетворение (рукоделие, прослушивание музыки, хобби т. д.) Положительные эмоции, как установлено, обладают антистрессорным свойством, разрушая нейрофизиологические основы ранее сложившегося эмоционального возбуждения отрицательного характера. 3. Антистрессорный эффект можно получить при использовании специфических психотропных препаратов, влияющих на физиологические процессы, ответственные за формирование отрицательных стресс-реакций. В связи с использованием таких препаратов нельзя не коснуться проблемы наркотиков, потребление которых иногда выступает как способ «избавления» от эмоционального напряжения. Серьезнейшая проблема применения наркотиков – исключительно быстрое развитие к ним привыкания, формирование устойчивой от них зависимости. В этой ситуации человек теряет способность комфортно воспринимать окружающий мир, если в организме отсутствует наркотический препарат. Описание состояния наркомана после введения в организм наркотика, а также описание его состояния в ситуации отсутствия наркотика можно найти в рассказе “Морфий” русского писателя М. Булгакова, врача по образованию, практиковавшего на Смоленщине в Сычевском и Вяземском уездах в 1917-1918 гг. В рассказе приводятся выписки из дневника сельского доктора, в силу обстоятельств ставшего морфинистом.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |