Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет №22

1. Первейшим элементом механизма государства выступает государственный орган.

Орган государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.

Признаки органа государства:

1) представляет собой самостоятельный элемент механизма государства, выступая неотъемлемой частью единого государственного организма;

2) действует от имени государства и по его поручению;

3) образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (Конституции, законов и подзаконных актов); на государственные органы не распространяется правовой принцип "разрешено все, что не запрещено законом";

4) выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы (наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения);

5) имеет соответствующую компетенцию, под которой понимается совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций; компетенция выступает неотъемлемым элементом правового статуса государственного органа;

6) осуществляет свою компетенцию тремя способами:

принятием нормативных актов (предписаний общего характера);

принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера);

конкретно-организационной деятельностью;

7) состоит из государственных служащих и подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы;

8) имеет необходимую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач;

9) обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание;

10) в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

11) действует на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности).

Классификация государственных органов:

1. По порядку образования органы государства классифицируются на органы, избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации), и органы, формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.);

2. По форме реализации государственной деятельности – на:

а) Законодательные органы (Федеральное Собрание РФ, Саратовская областная дума, Пензенское представительное собрание и т.д.) призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества (понятие "представительные органы" и "законодательные органы" не совпадают по объему. Всякий законодательный орган является одновременно представительным, но не всякий представительный орган может выступать в качестве законодательного; например, созванное конституционное совещание может быть признано представительным органом, но не законодательным).

б) Исполнительно-распорядительные органы (Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, администрации краев и областей и т.п.) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов.

в) Судебные органы призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина.

г) Контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы промышленного надзора, органы надзора по ядерной и радиационной безопасности) призваны следить за соблюдением законности и технологической дисциплины;

3. По принципу разделения властей - на законодательные, исполнительные и судебные;

4. По иерархии - на федеральные, республиканские и местные;

5. По характеру подчиненности - на органы исключительно "вертикального" подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и органы "двойного", или "вертикально-горизонтального", подчинения (милиция, государственные банки и т.д.);

6. По срокам полномочий:

- постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (прокуратура, милиция, суд),

- временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);

7. По порядку осуществления компетенции - на коллегиальные и единоначальные;

8. По правовым формам деятельности - на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;

9. По характеру компетенции:

- органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство),

- органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства).

2. Юридическая ответственность подразделяется на соответствующие виды в основном по отраслевому признаку 5) материальную; 6) процессуальную;

1) Уголовная ответственность:

- наступает за преступления, предусмотренные в качестве таковых УК. Аналогия закона и аналогия права не допускается;

- УК установлен исчерпывающий перечень видов наказаний;

- наступает исключительно в судебном порядке и влечет за собой судимость лица, совершившего преступление;

- не применяется к юридическим лицам;

- действует презумпция невиновности;

- порядок привлечения к уголовной ответственности установлен УПК, а исполненя наказания – УИК РФ.

2) Гражданская ответственность:

- наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданско-правовых обязательств;

- носит имущественный характер;

- основана на принципе полного возмещения вреда;

- применяется к правонарушителю в виде возложения на него дополнительной гражданско-правовой обязанности или лишения принадлежащего ему гражданского права;

- цель – восстановление нарушенных прав граждан и иных лиц;

- меры гражданской ответственности применяются судами общей юрисдикции или арбитражными судами в строго определенной процессуальной форме;

- необходимым условием для ее применения является вина, за исключением случаев, предусмотренных ГК (ех. причинения вреда источником повышенной опасности).

3) Административная ответственность:

- применяется за совершение административных проступков;

- нормативная база – КоАП РФ;

- не влечет судимости;

- применяется уполномоченными государственными органами исполнительной власти или судом;

- меры административной ответственности применяются органами и должностными лицами, которым нарушитель не подчинен по службе (отличие от дисциплинарной);

- находит свое выражение в применении особых мер государственного принуждения - административных наказаний. Перечень их дан в КоАП РФ.

4) Дисциплинарная ответственность:

- наступает за совершение дисциплинарного проступка, представляющего собой нарушение или ненадлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей, для некоторых категорий граждан (военнослужащие, сотрудники ОВД, уголовно-исполнительной системы, налоговой полиции и таможенных органов) дисциплинарная ответственность может наступить за совершение ими административных правонарушений;

- наступает во внесудебном порядке;

- нарушитель подчинен органу (должностному лицу), являющемуся субъектом дисциплинарной власти, находится с ним в служебно-трудовых или иных служебных отношениях;

- нормативная база – ТК РФ;

- заключается в наложении на нарушителя дисциплинарного взыскания;

- виды: общая (по ПВТР) и специальная (по особым положениям и уставам о дисциплине);

- для того, чтобы наложение дисциплинарного взыскания было законным, необходимо соблюсти процедуру его наложения, предусмотренную ТК РФ.

5) материальная – применяется за вред, причиненный работодателю или работнику при исполнении им трудовых обязанностей и заключается в возмещении причиненного ущерба. Материальную ответственность часто рассматривают как разновидность гражданско-правовой ответственности. При этом в отношении работодателя действует принцип полной ответственности, а работника – ограниченной.

6) процессуальная – дискуссионный вопрос о ее существовании;

7) конституционная ответственность - например, отрешение Президента от должности, отзыв депутата, роспуск Государственной Думы, отставка Правительства и т.д. Такую ответственность называют еще политико-правовой.

В литературе и в печати ставится вопрос о принятии специального закона о конституционной ответственности высших структур власти: Президента, Правительства, Федерального Собрания за возможные злоупотребления, ненадлежащее исполнение своих обязанностей, принятие неверных или ошибочных решений с тяжелыми последствиями, затрагивающими судьбы людей, страны (распад государства, нарушение его целостности, лишение населения вкладов, невыплата зарплаты, пенсий, пособий, развязывание войны, массовая гибель граждан и т.д.).

В зависимости от целевого предназначения выделяют правовосстановительную и штрафную ответственность. По критерию принадлежности санкций юридической ответственности к нормам одной или нескольких отраслей права юридическую ответственность можно квалифицировать на одноотраслевую(моноотраслевую) и многоотраслевую(полиотраслевую). В соответствии с подразделением системы права на две суперотрасли – публичного и частного права, возможна классификация юридической ответственности на публично-правовую и частно-правовую.

3. Правопорядок есть порядок, основанный на праве. Иными словами, это система отношений, охраняемых, защищаемых, регулируемых правом. Вне права или без права правопорядок немыслим. Назначение права - вносить определенный порядок во взаимоотношения между людьми и их объединениями.

Правопорядок — состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм. Это состояние фактической урегулированности социальных связей, качественное выражение законности.

Кроме правовых норм соблюдение правопорядка в обществе обеспечивается обычаями, нормами морали и нравственности, внутренними правилами организаций и др. Правопорядок характеризуется уровнем законности в государстве и степенью реализации прав и свобод граждан, а также исполнением ими и государственными органами возложенных законом обязанностей.

Структуру правопорядка составляют:

1) правовая организация общества (законы и легитимизированные ими государственные органы, а также негосударственные образования и граждане);

2) правоотношения и связи в обществе;

3) определённая (нормативная) упорядоченность этих правоотношений и связей (чёткое определение статуса участников правоотношений, их субъективных прав и юридических обязанностей, полномочий).

Правопорядок может быть классифицирован по территориальному охвату (правопорядок в государстве, городе и т.д.), а также по отраслям права и правовому охвату (конституционный, административный, финансовый и т.д.).

Выделяют следующие признаки правопорядка:

Определённость. Правопорядок базируется на формально-определённых правовых предписаниях.

Системность. Правопорядок - это система отношений, основанная на единой сущности права, господствующей форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.

Организованность. Правопорядок возникает при организующей деятельности государства, его органов.

Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений.

Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив.

Единство. Основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.

Следует различать понятия "правовой порядок" и "общественный порядок". Они соотносятся как часть и целое, последнее понятие несколько шире первого. Если правопорядок, как сказано выше, основывается на праве и является конечным итогом его реализации, то общественный порядок предполагает соблюдение не только правовых, но и всех иных социальных норм, действующих в обществе (моральных, корпоративных, обычаев, традиций и т.д.).

Законность и правопорядок соотносятся как причина и следствие: есть законность - есть и правопорядок, нет законности - нет и правопорядка. Если законы и иные нормативно-правовые акты всеми и повсюду строго соблюдаются (законность), то результатом такого положения является четкий правовой порядок.

И напротив, если правопорядок слаб, непрочен, расшатан, то это свидетельствует о том, что законы не соблюдаются, нарушаются, игнорируются, иначе говоря, отсутствует законность как режим всеобщего уважения и исполнения законов и основанных на них подзаконных актов. Одно предполагает другое.

Законность, правопорядок и демократия соотносятся следующим образом: 1) с одной стороны, подлинная демократия невозможна без законности и правопорядка; 2) с другой стороны, законность и правопорядок не будут социально значимы и ценны (т.е. не будут приносить людям пользы) без демократических механизмов, институтов норм, с помощью которых можно легитимно изменять нормативную базу законности и правопорядка.

Укреплению законности и правопорядка способствуют такие проявления демократии, как демократическое содержание закона, контроль общественности за реализацией законов, разделение властей и т.п. В свою очередь, законность и правопорядок могут способствовать развитию и укреплению демократии.

Не может быть подлинной демократии без твердой законности и правопорядка, без дисциплины и организованности. Демократия в любой ее трактовке имеет правовое измерение, "правовые одежды" и, следовательно, может успешно развиваться, функционировать только на правовом поле, а не за его пределами. Перед нами - единство конституционности и власти. Любой порядок есть продолжение свободы, правовой порядок - тем более. Перед нами - единство трех указанных категорий.

Демократия - не вседозволенность, она есть четко отлаженная система управления обществом, форма народовластия. Право, законы, порядок - неотъемлемые элементы демократии, без которых она превратилась бы в нечто зыбкое и непрочное. Демократия "без берегов", вне правовых рамок - это хаос, анархия, стихия. Законность - фундамент демократии, без которого она рассыпалась бы, как дом, построенный на песке.

Как известно, демократия - это власть народа. Власть же без закона неполноценна и малоэффективна. В свою очередь, закон бессилен, если он не опирается на власть. Так что закон и власть в известном смысле - синонимы, они нужны друг другу и невозможны друг без друга.

Юридические нормы служат "скрепами" демократии, и чем надежнее эти "скрепы", тем устойчивее и стабильнее данный институт. Многие трудности, издержки молодой российской демократии проистекают именно из того, что она пока не имеет твердых правовых основ, правовых традиций.

Однако (и это обратная связь), законность и правопорядок немыслимы вне демократии, ибо в этом случае будут отсутствовать необходимые условия для реализации прав человека, свободы и безопасности личности, нормального функционирования юридических механизмов. При демократии права человека ограничены только такими же правами других людей.

Правопорядок - внутреннее дело каждой страны. Однако его значение нередко выходит за рамки национальных интересов данного государства, ибо беспорядок, нестабильность, нарушение прав человека и т.д. затрагивают также интересы мирового сообщества, мирового порядка.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Билет №21 | Билет №23
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.