Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 3. Сущность, факторы, показатели и динамика работоспособности 12 страница




Третий принцип - заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях. Поскольку в процессе ведения переговоров затрагивается достаточно широкий круг важных вопросов, связанных с организацией труда, охраной здоровья работников, уровнем оплаты за труд, обеспечением стабильности трудовых отношений и др., то необходимой предпосылкой их решения является взаимная заинтересованность сторон, вступивших в переговоры. Обычно более заинтересованной стороной в урегулировании названных вопросов выступают работники. Но они важны и для работодателя, заботящегося об обеспечении нормального ритма работы на своем производстве, о должном соблюдении договорных условий о труде работников, исключающем возможность незаконных забастовок работников в период действия коллективного договора.

Четвертый принцип - содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе. Реализация этого принципа осуществляется органами исполнительной власти государства, в функции которых входит формирование социальной и экономической политики государства; гарантированное соблюдение законодательных норм о правах и свободах граждан в сфере труда; развитие и повышение эффективности социального партнерства.

Пятый принцип - соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обеспечивает законность взаимоотношений между социальными партнерами при строгом соблюдении ими правил и процедур, установленных в соответствующих законах и иных нормативных правовых актах. Это одно из важных условий предупреждения возможных разногласий в процессе коллективных переговоров между социальными партнерами, которые негативно влияют на заключение коллективных договоров и соглашений.

Шестой принцип - полномочность представителей сторон. Одним из необходимых условий признания коллективного договора или соглашения в качестве правового акта является правомочность сторон на его заключение. Поэтому независимо от уровня переговоров по подготовке указанных правовых актов необходима обязательная проверка легитимности (законности) полномочий у каждой из сторон социального партнерства на основе соответствующих документов, определяющих их содержание.

Седьмой принцип - свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда - в своей основе опирается на положения Конвенции МОТ N 98 "О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров". Он означает, что каждая из сторон свободна в выборе круга вопросов, относящихся к сфере труда, которые требуют обоюдного обсуждения и решения. Именно этот принцип учтен законодателем при определении круга вопросов, включаемых в коллективные договоры и соглашения (ст. 41, 46 ТК).

Восьмой принцип - добровольность принятия сторонами на себя обязательств - органически взаимосвязан с принципами равноправия сторон социального партнерства, свободы выбора вопросов, касающихся социально-трудовых отношений для обсуждения в процессе коллективных переговоров с последующим заключением коллективного договора или соглашения о принятых на себя добровольно согласованных обязательств. Действующее законодательство исключает возможность какого-либо давления на стороны социального партнерства. Так, в соответствии со ст. 40 ТК РФ при недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора стороны в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных, добровольно принятых на себя обязательств, а по поводу несогласованных условий одновременно составить протокол разногласий.

Девятый принцип - реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами, - обеспечивает эффективность коллективно-договорного регулирования социально-трудовых и иных тесно с ними связанных отношений. Реализация этого принципа требует обоснованной аргументации предлагаемых условий, выдвигаемых каждой стороной социального партнерства.

Десятый принцип - обязательность выполнения принятых коллективных договоров, соглашений - является одним из основополагающих в договорном праве. Он означает признание сторонами социального партнерства юридических последствий заключения коллективных договоров и соглашений как предусмотренных в ст. 9 ТК РФ важнейших способов регулирования социально-трудовых отношений в договорном порядке.

Одиннадцатый принцип - контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений - способствует своевременному устранению фактов их невыполнения. Его четкая организация и последовательное осуществление обеспечивает своевременное выявление и устранение причин невыполнения коллективных договоров и соглашений, контроль за выполнением которых осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду (ст. 51 ТК РФ). При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию.

И, наконец, двенадцатый принцип - ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. Наличие этого принципа в системе социального партнерства логически вытекает из действия всех вышеизложенных принципов. Его юридическая значимость и виды ответственности связаны с ответственностью в договорном праве. Она возлагается на субъектов, допустивших виновное невыполнение договорных обязательств с учетом характера соответствующих нарушений.

В процессе практического применения основных принципов социального партнерства важно учитывать, что они органически взаимосвязаны и взаимообусловлены и требуют их последовательного учета при реализации любой формы социального партнерства и на всех его уровнях (ст. 26 ТК РФ).

 

§ 4. Уровни и формы социального партнерства

 

Согласно ст. 26 ТК РФ социальное партнерство осуществляется на следующих уровнях:

- федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

- межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

- региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

- отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

- территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

- локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателей в сфере труда.

В данной статье предусмотрено многоуровневое осуществление социального партнерства. Выделение каждого уровня связано с необходимостью учета территориально-отраслевых особенностей договорного регулирования социально-трудовых отношений, целесообразности соответствующей формы социального партнерства. Применительно к каждому уровню определены основы и сфера действия соответствующего регулирования с учетом числа субъектов, на которых оно распространяется. Так, на федеральном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда Российской Федерации; на отраслевом уровне сфера регулирования основ касается отношений в сфере труда применительно либо к одной отрасли, либо к нескольким отраслям; на территориальном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда соответствующего муниципального образования; на локальном уровне устанавливаются взаимные обязательства работников и работодателя в пределах одной организации либо между работниками и индивидуальным предпринимателем (ст. 40 ТК РФ).

Социальное партнерство осуществляется в формах, предусмотренных ст. 27 ТК РФ. К ним относятся:

- коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

- взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- участие работников, их представителей в управлении организацией;

- участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

На практике используются и другие формы социального партнерства, обеспечивающие содействие решению проблем в сфере труда. Они могут определяться действующим законодательством или сложившейся практикой. К ним относится, например, создание на паритетных началах постоянно действующих совещательных, координационных советов.

Среди указанных в ст. 27 ТК РФ форм социального партнерства особо выделяются коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению. Именно они в наибольшей степени обеспечивают взаимодействие их сторон, направленное на более полное согласование интересов сторон договорного регулирования. Подробно механизм реализации этой формы социального партнерства раскрывается в главах 5, 6, 7 раздела II (ст. 35 - 51 ТК РФ).

Содержание и значение принимаемых договорных актов на первых из пяти указанных выше уровней социального партнерства осуществляется в форме соглашений, в которых устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда. Понятие "основы" применительно к ним включают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам определенной отрасли или ряда отраслей в пределах соответствующей отрасли и т.п. (см. подробнее в последней главе данного пособия).

На шестом - локальном уровне - в организациях или у индивидуального предпринимателя заключаются коллективные договоры, которые являются предметом подробного изложения в следующей главе данного учебного пособия.

Надо отметить, что практическая важность установления многоуровневого обеспечения социального партнерства имеет значение не только для определения вопросов о соотношении условий коллективных договоров и соглашений, которые решаются с учетом ст. 41 и 46 ТК РФ, но и для дальнейшего совершенствования организации единой переговорной компании в соответствии с Рекомендациями, утвержденными Постановлением Исполкома ФНПР от 28 августа 2002 г. N 4-3 "Об организации и проведении единой переговорной компании", указанным выше. В нем отмечается, что сегодня наиболее актуальным становится вопрос не только о целесообразности заключения соглашений и коллективных договоров на предприятии, но и об их качестве и эффективности всей переговорной работы профсоюзов. Необходимо создание целостной коллективно-договорной компании, позволяющей обеспечить эффективную защиту прав и интересов наемных работников.

Это может быть достигнуто на основе реализации трех взаимосвязанных условий: единых сроков ведения переговоров и заключения коллективных договоров и соглашений; единых требований, выдвигаемых профсоюзами в период проведения коллективно-договорной компании; единства действий, предпринимаемых в поддержку профсоюзных требований.

Единые сроки коллективно-договорной компании подразумевают не одновременное проведение переговоров на всех уровнях социального партнерства, а непрерывную последовательность начиная с высшего (федерального и др.) и завершая локальным - на уровне организации. При этом ход и результаты переговоров на каждом из уровней имеют значение при формулировании позиций профсоюзов в целом. Сроки заключения соглашений на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации, на уровне административно-территориальных образований в составе субъектов Российской Федерации необходимо увязывать со сроками подготовки и внесения в компетентные органы соответствующих бюджетов.

Сроки заключения коллективных договоров определяются в зависимости от сроков заключения всех вышестоящих соглашений.

В указанном выше Постановлении Исполкома ФНПР от 28 августа 2002 г. предлагается определенная последовательность в организации работы по подготовке и заключению соглашений и коллективных договоров. Вместе с тем отмечается, что система "Единая переговорная компания" не рассматривается как нечто статичное. Сроки ведения переговоров и уровень выдвигаемых требований должны всегда соответствовать той экономической и политической ситуации, в которой они будут проводиться (газета "Солидарность", 2002, N 33).

 

§ 5. Представители сторон социального партнерства

и их правовой статус

 

Право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений осуществляется сторонами социального партнерства через своих представителей, правовой статус которых закреплен в главе 4 (ст. 29 - 32) ТК РФ.

 

1. Представители работников и их правовой статус

(ст. 29 - 32 ТК РФ)

 

Согласно ст. 29 ТК РФ представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.

Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 ТК РФ четко определены два возможных вида представителей интересов работников - это:

а) профсоюзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов;

или

б) иные представители, избираемые работниками на общем собрании (конференции) в случаях, предусмотренных ТК РФ.

Как правило, реализация права работников на представительство своих интересов в социальном партнерстве осуществляется профессиональными союзами и их объединениями.

Важно обратить внимание на различие представителей интересов работников, указанных в ч. 2 и 3 ст. 29 ТК РФ, в зависимости от формы и уровня и социального партнерства. Так, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективных договоров и других формах социального партнерства, указанных в ч. 2 ст. 29 ТК РФ, интересы работников во взаимоотношениях с работниками на локальном уровне представляет первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

В случаях проведения коллективных переговоров, заключения или изменения соглашений и других формах социального партнерства, указанных в ч. 3 ст. 29 ТК РФ, интересы работников представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов <1>. Известно, что в числе работников имеются нередко и такие, которые по тем или иным причинам не являются членами созданной у данного работодателя первичной профсоюзной организации. Интересы таких работников также могут быть представлены в различных формах социального партнерства на условиях, предусмотренных в ст. 30 ТК РФ (в новой редакции).

--------------------------------

<1> Подробнее об этом см. в главе 9 данного пособия.

 

В ходе ее анализа важно обратить внимание на то, что первичные профсоюзные организации и их органы во всех формах социального партнерства (ст. 27 ТК РФ) на локальном уровне представляют интересы работников данного работодателя, которые являются членами соответствующего профсоюза.

Но в ТК РФ определены также случаи и порядок, когда первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах.

Так, согласно ч. 2 ст. 30 ТК РФ работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией. Например, по организации труда и управлению трудом, участию работников и профессиональных союзов в установлении и применении трудового законодательства в случаях, установленных трудовым законодательством (ч. 2 ст. 1 ТК РФ). Такие отношения именуются в науке трудового права коллективными трудовыми отношениями.

При отсутствии у данного работодателя объединений работников в какие-либо первичные профсоюзные организации, а также если ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников и не уполномочена в законом установленном порядке представлять на локальном уровне интересы всех работников в социальном партнерстве, то в таких случаях для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

Таким образом, наряду с первичной профсоюзной организацией (при указанных выше условиях) по существу может избираться иной представитель интересов работников. При этом, как особо обращается внимание в ч. 2 ст. 31 ТК РФ "наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий".

В этой статье ТК РФ отражены важнейшие положения Конвенции 1971 г. N 135 "О защите прав представителей трудящихся на предприятиях и предоставляемых им возможностях" и Рекомендации 1971 г. N 143 с аналогичным названием. Они ориентируют на установление цивилизованных взаимоотношений иных представителей работников и профсоюзных организаций, одновременно осуществляющих свою деятельность. В соответствии со ст. 5 Конвенции N 135, когда на одном и том же предприятии существуют как профсоюзы, так и выборные представители работников, должны приниматься соответствующие меры, чтобы выборные представители не использовались для подрыва позиций заинтересованных профсоюзов. Важно поощрять их сотрудничество по всем общим вопросам, в соответствующем решении которых заинтересованы и выборные представители, и профсоюзы (и их представители).

ТК РФ обязывает работодателя "создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников". Имеются в виду не только представители в лице профсоюза, но и иные представители работников. В общей форме на эти обязанности по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников в соответствии с трудовым законодательством, указывается в ст. 32 ТК РФ. Однако они существенно конкретизированы в ст. 377 ТК РФ (в нов. ред.) применительно к условиям деятельности первичной профсоюзной организации.

 

2. Представители работодателей и их правовой статус

 

Представители работодателей и их правовой статус определены в ст. 33 ТК РФ.

Представительство работодателей, как и работников, регламентировано применительно к формам и уровням социального партнерства.

Представителями интересов работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателями являются руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами, федеральными и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по урегулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей. Объединение работодателей - это некоммерческая организация объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (ст. 33 ТК РФ).

Особенности его правового регулирования устанавливаются федеральным законом.

В развитие положений ТК РФ Государственная Дума 30 октября 2002 г. приняла Федеральный закон "Об объединениях работодателей", обеспечивающий реализацию одного из важнейших международно-правовых принципов и прав в сфере труда - свободу ассоциаций, право на объединение как работников, так и работодателей. Значимость Закона "Об объединении работодателей" заключается в обеспечении государственного содействия и реализации права работодателей на объединение как необходимого условия для развития социального партнерства, непосредственного их участия в формировании и проведении согласованной политики в сфере труда на основе установленного Законом порядка взаимоотношений субъектов социального партнерства. В указанном Законе определено правовое положение объединений, виды, порядок и условия их создания, принципы деятельности. Важно то, что Закон регулирует право на объединение и правовой статус объединений двоякого уровня: а) членов объединения работодателей, права и обязанности которых определены в ст. 7 и 8 Закона, и б) объединение непосредственно созданных объединений работодателей (ст. 13 и 14). К сожалению, это различие не получило четкого отражения в названии Закона. На наш взгляд, устранению этой нечеткости в предложенном нами наименовании указанных двух уровней объединений поможет уточненное название самого Закона, например "Об объединениях работодателей и их союзах" <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Шебанова А.И. Объединение работодателей как сторона социального партнерства (на основе нового Федерального закона "Об объединениях работодателей") // Новый Трудовой кодекс Российской Федерации и проблемы его применения. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции 16 - 18 января 2003 г. М.: Проспект, 2004. С. 62 - 67.

 

Взаимодействие объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере социально-трудовых и тесно связанных с ними отношений осуществляется на основе принципов социального партнерства, одной из форм которого выступают соглашения, заключаемые между полномочными представителями работников и объединениями работодателей на федеральном, межрегиональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции. Подробнее вопросы, связанные с реализацией этой формы социального партнерства, рассматриваются в главе 10 данного пособия.

Иные представители работодателей. Помимо названных выше представителей работодателей во взаимоотношениях по социальному партнерству выступают иные представители работодателей, указанные в ст. 34 ТК РФ. Имеются в виду случаи, когда в соответствии с ч. 2 ст. 25 ТК РФ в качестве работодателей и сторон социального партнерства выступают органы государственной власти и органы местного самоуправления. В статье 34 ТК РФ конкретизированы эти работодатели. К ним относятся федеральные государственные учреждения, государственные учреждения субъектов РФ, муниципальные учреждения и другие организации, финансируемые из соответствующих бюджетов. Представителями указанных работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, а также при осуществлении контроля за выполнением соглашений, при формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления.

 

§ 6. Органы социального партнерства

 

Как уже отмечалось выше, ТК РФ (ст. 26) предусматривает многоуровневое обеспечение социального партнерства в области договорного регулирования социально-трудовых отношений, начиная с федерального уровня и завершая переговорами на локальном уровне. Всю большую и сложную работу по обеспечению регулирования социально-трудовых отношений на основе договорных взаимоотношений работников и работодателей, содержание которых определяется установленными принципами социального партнерства (ст. 24 ТК РФ), обеспечивается комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, указанными в ст. 35 ТК РФ. Они образуются по решению сторон на равноправной основе из наделенных необходимыми полномочиями представителей работников и работодателей и осуществляют свои функции на всех уровнях социального партнерства. Их деятельность направлена прежде всего на реализацию таких важнейших мероприятий, как ведение коллективных переговоров и подготовка проектов коллективных договоров, соглашений, заключение коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением.

В частях 2 - 7 ст. 35 ТК РФ перечислены виды комиссий, выступающие как соответствующие органы социального партнерства, указываются правовые основы деятельности каждой из них, возможная структура (трех- и двусторонние), сроки их действия (постоянные или создаваемые по мере необходимости).

Среди этих комиссий очень важное место занимает Российская трехсторонняя постоянно действующая комиссия (РТК), осуществляющая свою деятельность на основе Федерального закона от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" (с последующими дополнениями). В ее состав входят представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ. Она участвует в многообразной деятельности по реализации различных форм социального партнерства, при этом не только в процессе ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения на федеральном уровне, но и в проведении консультаций по вопросам, связанным с разработкой федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по важнейшим проблемам регулирования социально-трудовых отношений, обеспечивая тем самым согласование интересов сторон по основным направлениям социальной политики Российского государства. Очень важным в современный период является внимательное ознакомление с подписанными членами Российской трехсторонней комиссии 29 апреля 2009 г. Рекомендациями по взаимодействию социальных партнеров в организации в условиях экономического кризиса (Бюллетень трудового и социального законодательства. 2009. N 5).

Особо следует обратить внимание на образование и возрастающее значение комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, которые могут образовываться на отраслевом (межотраслевом) уровне. Согласно ст. 35 ТК РФ эти комиссии могут образовываться как на федеральном уровне, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. И наконец, в последней (седьмой части) ст. 35 ТК РФ предусмотрено образование на локальном уровне комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и для его заключения. Такие комиссии должны создаваться во всех случаях, когда во взаимоотношениях между работниками и работодателями на локальном уровне возникает необходимость в урегулировании соответствующих вопросов.

Таким образом, созданная многоуровневая организационно-правовая структура органов социального партнерства обеспечивает единообразие в переходе к установлению правовых основ деятельности органов социального партнерства и обеспечению необходимой субординации их деятельности в многоуровневой структуре органов, участвующих в регулировании социально-трудовых отношений.

Особо следует отметить повышение роли федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в обеспечении условий для участия комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, создаваемых на всех уровнях социального партнерства, в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, в порядке, предусмотренном в новой ст. 35.1 ТК РФ. В ней подчеркивается, что решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон по направленным к ним проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты. Предусмотренные в ст. 35.1 ТК РФ меры обеспечивают существенное повышение роли указанных органов в обеспечении согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и тем самым оказывают значительное влияние на формирование и реализацию государственной политики в сфере труда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.