Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 3. Сущность, факторы, показатели и динамика работоспособности 16 страница




Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", закрепляя право профсоюзов, первичных профсоюзных организаций на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением, указал, что профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников в соответствии с федеральным законом. Представительство профсоюзов, их объединений (ассоциаций) на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений от имени работников на федеральном, отраслевом или территориальном уровнях определяется с учетом количества объединяемых ими членов профсоюза. Запрещается ведение переговоров и заключение соглашений от имени работников лицами, представляющими работодателя (п. 1 ст. 13 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").

При заключении соглашений следует иметь в виду, что профсоюзы и образуемые ими их структуры имеют общие с иными общественными объединениями права и обязанности, определенные законодательством об общественных объединениях, а также те права и обязанности, которые закреплены в законодательстве о профсоюзах, в трудовом законодательстве, законодательстве о социальном обеспечении, других законах и иных нормативных правовых актах, содержащих правовые нормы, касающиеся профсоюзов. Кроме того, правомочия профсоюзов и их структур имеются в учредительных и иных документах, принимаемых профсоюзами самостоятельно, и дополнительно определяются в соглашениях, заключаемых в сфере социального партнерства.

Юридической гарантией реализации права профсоюзов на заключение соглашения является законодательное закрепление корреспондирующей этому праву обязанности работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов исполнительной власти и органов местного самоуправления "вести коллективные переговоры с профсоюзами, их объединениями (ассоциациями) по вопросам заключения соглашений, если профсоюзы, их объединения (ассоциации) выступают инициаторами таких переговоров, и заключать соглашения на согласованных сторонами условиях" (п. 2 ст. 13 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"). При этом работодатели обязаны создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с ранее принятыми и продолжающими действовать соглашениями (ст. 32 ТК РФ), в том числе по вопросам заключения, изменения и дополнения соглашения.

Стороной соглашения, представляющей работодателей, являются соответствующие объединения работодателей. В соответствии с законодательством именно они должны представлять интересы работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 33 ТК РФ). Представлять работодателей - государственные и муниципальные учреждения и другие организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, могут соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ).

Особенности правового положения объединения работодателей установлены ТК РФ, Федеральными законами "Об объединениях работодателей", "О некоммерческих организациях" в соответствии с общими нормами, содержащимися в ГК РФ. Кроме того, ряд норм содержится в Федеральных законах "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", в других федеральных и региональных законах и иных нормативных правовых актах.

ТК РФ определил, что объединение работодателей - это некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (ст. 33). В Федеральном законе "Об объединениях работодателей" несколько уточнена и конкретизирована правовая характеристика объединения работодателей. Оно определено как форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц) и созданная на добровольной основе в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления (ст. 2, 3 Федерального закона "Об объединениях работодателей").

Объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам. Общероссийское объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми), региональными (межрегиональными) объединениями работодателей и осуществляющее свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации. Уставами общероссийских объединений работодателей может предусматриваться членство в них также работодателей. Общероссийское отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и (или) с которыми состоит в трудовых отношениях не менее половины работников отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности. Межрегиональное (отраслевое, межотраслевое) объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями и (или) их региональными, территориальными объединениями и осуществляющее свою деятельность на территориях не менее двух субъектов Российской Федерации. Региональное объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями и (или) их региональными отраслевыми, территориальными объединениями и осуществляющее свою деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации. Региональное отраслевое объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями отрасли (вида деятельности) и осуществляющее свою деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации. Территориальное объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями и (или) их территориальными отраслевыми объединениями и осуществляющее свою деятельность на территории одного муниципального образования. Территориальное отраслевое объединение работодателей объединение, созданное на добровольной основе работодателями отрасли (вида деятельности) и осуществляющее свою деятельность на территории одного муниципального образования (ст. 4 Федерального закона "Об объединениях работодателей").

Порядок наделения представителя и (или) представителей объединения работодателей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, а также на участие в примирительных процедурах при возникновении коллективных трудовых споров должен определяться в Уставе объединения работодателей (ст. 11 Федерального закона "Об объединениях работодателей").

Объединение работодателей имеет право:

1) формировать согласованную позицию членов объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и отстаивать ее во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления;

2) согласовывать с другими объединениями работодателей позицию объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений;

3) отстаивать законные интересы и защищать права своих членов во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления;

4) выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений;

5) наделять своих представителей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, участвовать в формировании и деятельности соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, примирительных комиссиях, трудовом арбитраже по рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров;

6) вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей, участвовать в их разработке;

7) принимать в установленном порядке участие в реализации мер по обеспечению занятости населения;

8) проводить консультации (переговоры) с профессиональными союзами и их объединениями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления по основным направлениям социально-экономической политики;

9) получать от профессиональных союзов и их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления имеющуюся у них информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением; и др.

Объединение работодателей также может иметь иные предусмотренные уставом объединения работодателей права (п. 1 ст. 13 Федерального закона "Об объединениях работодателей").

Члены объединения работодателей имеют право участвовать в определении содержания и структуры заключаемых объединением работодателей соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения; получать информацию о деятельности объединения работодателей, заключенных им соглашениях, а также тексты этих соглашений; получать от объединения работодателей помощь в вопросах применения законодательства, регулирующего трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, разработки локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, заключения коллективных договоров, соглашений, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров (п. 2 ст. 7 Федерального закона "Об объединениях работодателей");

В отличие от законодательства о профсоюзах, предусматривающего их права и гарантии деятельности, но не устанавливающего обязанности профсоюзов, Федеральный закон "Об объединениях работодателей" определяет не только права, но и обязанности работодателей.

В соответствии с законодательством объединение работодателей обязано:

- вести в порядке, установленном федеральными законами, коллективные переговоры, заключать на согласованных условиях соглашения с профессиональными союзами и их объединениями;

- выполнять заключенные соглашения в части, касающейся обязанностей объединения работодателей;

- предоставлять своим членам информацию о заключенных объединением работодателей соглашениях и тексты этих соглашений;

- предоставлять профессиональным союзам и их объединениям, органам исполнительной власти, органам местного самоуправления имеющуюся у объединения работодателей информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением;

- осуществлять контроль за выполнением заключенных объединением работодателей соглашений;

- содействовать выполнению членами объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями, а также коллективных договоров, заключенных работодателями - членами объединения работодателей;

- отчитываться перед своими членами о деятельности объединения работодателей в порядке и в сроки, которые предусмотрены уставом объединения работодателей;

- оказывать своим членам помощь в вопросах применения законодательства, регулирующего трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, разработки локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, заключения коллективных договоров, соглашений, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

- исполнять иные предусмотренные уставом объединения работодателей обязанности (ст. 14 Федерального закона "Об объединениях работодателей").

В российском законодательстве указывается на необходимость и правовое значение соглашений в социально-трудовой сфере для их сторон.

Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" установил, что отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе системы коллективных договоров, соглашений (п. 1 ст. 15).

В Федеральном законе "Об объединениях работодателей" указано, что взаимодействие объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений осуществляется на основе принципов социального партнерства (ст. 5). При этом подчеркнуто, что заключение соглашений должно способствовать реализации гарантированного законом права работодателей на объединение в целях развития социального партнерства, обеспечения участия работодателей в установленном порядке в формировании и проведении согласованной политики в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений (ст. 2).

 

§ 2. Порядок разработки, заключения,

изменения и дополнения соглашений

 

В современном российском трудовом законодательстве определен порядок разработки, заключения, изменения и дополнения соглашений. Указанные процедуры осуществляются в ходе коллективных переговоров по подготовке проектов соглашений и их заключению, которые являются одной из форм социального партнерства (ст. 27 ТК РФ) и происходят в рамках специально создаваемых для этого органах социального партнерства - в комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений.

В главе 5 ТК РФ, определяющей органы социального партнерства, в качестве таких органов указаны комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, соглашений, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон (ст. 35).

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации образовываются трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На территориальном уровне образовываются трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации.

В случае когда соглашение заключается на уровне организации, в ее структурном подразделении или на уровне компании (корпорации) также образовываются соответствующие комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта соглашения, его заключения и контроля за его выполнением.

В законодательной регламентации ведения коллективных переговоров указано, что представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров. Представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления (ст. 36 ТК РФ).

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (ст. 37 ТК РФ).

Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению соглашения, производится в порядке, установленном ТК РФ (ст. 38, 398 - 418 ТК РФ).

Статья 39 ТК РФ, указывая на гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах, установила, что лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев. Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном законодательством, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением. Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы.

Статья 47 ТК РФ устанавливает порядок разработки проекта соглашения и его заключения. В ней указано, что проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров. Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяются комиссией.

В качестве новых положений введено то, что заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения. Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения по отраслям, организации которых финансируются из федерального бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Региональные и территориальные соглашения должны заключаться по общему правилу до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Изменение и дополнение соглашения производятся в порядке, установленном для заключения соглашения (ст. 47, 49 ТК РФ). Их проект разрабатывается в ходе коллективных переговоров, а порядок, сроки разработки проекта и заключения соглашения об их принятии определяются комиссией.

Соглашение подписывается представителями сторон.

Реальное, действенное признание права на ведение коллективных переговоров является составляющей частью ведущего основополагающего международно-правового принципа, касающегося прав человека в сфере труда и получившего отражение в декларациях, конвенциях, рекомендациях и резолюциях Международной организации труда.

Приоритетное значение права на ведение коллективных переговоров определено в Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г. Основные начала содержания этого права указаны в Конвенции 1949 г. N 98 "О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров", которая относится к основополагающим конвенциям МОТ. Их дополняют Рекомендация МОТ 1951 г. N 91 "О коллективных договорах", Конвенция N 154 и Рекомендация 1981 г. N 163 "О содействии коллективным переговорам", Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных предприятий и социальной политики 1977 г. (в ред. 2000 г.).

Международные нормы ориентируют на такое ведение коллективных переговоров, в ходе которых происходит заключение коллективных договоров - письменных соглашений относительно условий труда и найма (ст. 2 Конвенции N 154). При этом должны приниматься меры для распространения всех или некоторых положений коллективного договора на всех предпринимателей и трудящихся, входящих по производственному и территориальному признаку в сферу действия договора (п. 5 Рекомендации N 91).

Международным правовым стандартом является ориентация на проведение коллективных переговоров на любом уровне: на уровне организации и отрасли деятельности, на региональном и общенациональном уровне, а также на транснациональном уровне. Поэтому стороны должны обеспечивать координацию между этими уровнями (п. 4 - 7 Рекомендации N 163).

Расширяющееся правовое содействие сотрудничеству в сфере труда в отраслевом и в национальном масштабе проявилось в международных трудовых нормах, в которых указывается на обязанность государства, правительства, компетентных органов власти информировать объединения работодателей и работников, проводить с ними консультации, принимать с ними совместные решения, привлекать их к формированию совместных органов и осуществлять иные формы сотрудничества по вопросам труда, занятости и социального обеспечения, социальной политики и регулирования труда, экономического и социального развития общества.

Рекомендация 1960 г. N 113 о сотрудничестве в отраслевом и в национальном масштабе ориентировала на то, что должны приниматься меры для содействия в отраслевом и в национальном масштабе эффективным консультациям и сотрудничеству между государственными органами власти и организациями предпринимателей и трудящихся, а также между этими организациями по вопросам, представляющим для них взаимный интерес, которые могут быть определены сторонами, в том числе в области разработки и осуществления планов экономического и социального развития (п. 5 Рекомендации N 113).

Эти международно-правовые рекомендации получили отражение в новом российском трудовом законодательстве и расширяющейся практике заключения соглашений на различных уровнях социального партнерства. В России выработана методика ведения переговоров и заключения Генерального соглашения на федеральном уровне, отраслевых соглашений, региональных и территориальных соглашений. По сути, это новые правовые технологии, возникшие в сфере действия современного отечественного трудового права.

 

§ 3. Структура и содержание соглашений

 

Для всех видов соглашений установлены общие вопросы, которые могут включаться в их содержание и которые имеют правовое значение для заключения коллективных договоров и трудовых договоров, а также для принятия различных локальных актов.

Согласно ТК РФ в соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

- оплата труда;

- условия и охрана труда;

- режимы труда и отдыха;

- развитие социального партнерства;

- иные вопросы, определенные сторонами (ст. 46 ТК РФ).

Вместе с тем в практике заключения соглашений распространено включение в них более широкого круга вопросов. В значительной мере это обусловлено тем, что ранее в Законе РФ "О коллективных договорах и соглашениях" были в большем объеме представлены положения, которые рекомендовалось включать в содержание соглашений. В этом Законе было указано, что соглашениями могут предусматриваться положения:

- об оплате, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха;

- о механизме регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных соглашением;

- о доплатах компенсационного характера, минимальный размер которых предусмотрен законодательством;

- о содействии занятости, переобучении работников;

- об обеспечении экологической безопасности и охране здоровья работников на производстве;

- о специальных мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей;

- о соблюдении интересов работников при приватизации государственных и муниципальных предприятий;

- о льготах предприятиям, создающим дополнительные рабочие места с использованием труда инвалидов, молодежи (в том числе подростков);

- о развитии социального партнерства и трехстороннего сотрудничества, порядке внесения изменений и дополнений в соглашение, присоединения к нему, содействии заключению коллективных договоров, предотвращении трудовых конфликтов и забастовок, об укреплении трудовой дисциплины (ст. 21 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях"). При этом в данном Законе указывалось, что в соглашениях могут содержаться положения по другим трудовым и социально-экономическим вопросам, не противоречащие законодательству.

В ст. 46 ТК РФ, в которой указываются содержание и структура соглашения, установлено, что содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.

Закон РФ "О занятости населения в РФ", закрепляя и конкретизируя участие профессиональных союзов в содействии занятости населения, указывает на возможность заключения соглашений, предусматривающих мероприятия, направленные на содействие занятости населения (п. 4 ст. 21). Данным Законом указано на право профсоюзов участвовать в разработке государственной политики в области содействия занятости населения (п. 1 ст. 21), содействовать обеспечению социальных гарантий работников в вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций (п. 2 ст. 21), требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости (п. 5 ст. 21). В соглашениях, заключаемых профсоюзами, могут конкретизироваться предусмотренные указанным Законом положения, касающиеся порядка проведения взаимных консультаций по проблемам занятости населения (п. 4 ст. 21); порядка предварительного уведомления в письменной форме выборного профсоюзного органа при массовом увольнении работников (п. 3 ст. 21); порядка рассмотрения предложений, направленных выборными профсоюзными органами работодателям, в связи с массовым увольнением работников (п. 6 ст. 21). Для всех органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей и профсоюзных органов правовое значение должна иметь закрепленная в Кодексе норма о том, что критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях (ст. 82 ТК РФ).

Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", закрепляя право профсоюзов на содействие занятости, установил, что профсоюзы вправе принимать участие в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости (п. 1 ст. 12 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").

Ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собственности или организационно-правовой формы организации, полное или частичное приостановление производства (работы), влекущие за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза (п. 2 ст. 12 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").

Профсоюзы имеют право вносить на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников (п. 3 ст. 12 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.