Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философское освоение мира человеком




Химки - 2012 г.

Время - 2 часа

Лекция

по дисциплине «Философия»

 

ТЕМА № 1/1. «ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА»

 

 

 

Обсуждена на заседании ПМК № 1 «___» сентября 2012 г. Протокол № 1.

 

 

Для очной и заочной формы обучения

 

 

I. Учебные и воспитательные цели:

1. Уяснить сущность и специфику философского освоения мира человеком, его отличия от мифологического и религиозного познания мира.

2. Определить круг основных проблем философии, объективные и субъективные причины зарождения философского знания в условиях античности.

3. Определить структуру и функции философии.

4. Воспитание личной ответственности у обучаемых за высокие результаты учебы в академии.

 

II. Учебно-материальное обеспечение:

1. Слайды

2. Выставка литературы

III. Расчет учебного времени:

Содержание занятия Время, мин.
Вступительная часть 5 мин.
Учебные вопросы: 1. Философское освоение мира человеком 50 мин.
2. Структура и функции философии 30 мин
Заключительная часть 5 мин.

IV. Организационно-методические указания:

При изучении темы необходимо раскрыть причины обусловливающие зарождение философского знания, круг основных проблем философии и ее роль в жизни человека и общества.

 

 

 
V. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

 

«ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА»

Из человеческих искусств, писал один из крупнейших мыслителей средневекового Востока Аль-Кинди, самым возвышенным и благородным является искусство философии, которое определяется как познание истинной природы вещей в меру человеческих способностей.[1] Сравнение философии с видами искусства, наделение её признаками и благородства подчеркивает значимость данной области знания для человека и общества. Философские размышления издавна сравнивались с мудростью.

Научившись мыслить, человек с необходимостью обращался к вопросам не только конкретно-предметной повседневной жизни, но стремился понять окружающий мир природы, других людей, самого себя более глубоко. Возникали различные идеи, суждения, которые постепенно приобретали специфику особого знания, получившего название «философия».

 

С зарождением человека и общества все знания были одним целым, хотя и относились к различным видам жизнедеятельности людей. Внутри себя они не дифференцировались, были синкретичными. Знаний было не так много, но они пополнялись и развивались, конкретизировались и обобщались. С развитием письменности процесс развития знаний стал более эффективным. В сохранившихся древних письменных источниках можно найти изложение обыденно-практических знаний, а также мировоззренческих идей.

Сам термин «философия», как считают, возник в Древней Греции в конце VII-начале V века до н.э. из словосочетания «любить мудрость. Слово «мудрость» более древнего происхождения. Оно означало совокупность особо значимых и не всеми постигаемых знаний, их объём и качество, а также меру владения такими знаниями конкретным человеком. В VII-VI веках до н.э. в Средиземноморье мудрецами считали богов, но были известны также «7 мудрецов» из людей. К их числу относили в разных регионах различных людей. Но первым среди мудрецов неизменно считался Фалес. Он был астрономом, математиком, политиком, писателям, учителем, торговцем.

Когда математика Пифагора спросили, мудрец ли он, то ответ прозвучал скромно: «Я не мудрец, но любитель мудрости».1Два слова «phileo» - люблю и «sophia» – мудрость, объединённые вместе, и положили начало самостоятельному термину «философия». Оно означало любовь к мудрости, а потом – особую область знаний. Платон назвал философию наукой.

Философия как совокупное знание определяла содержание и направленность мышления, формирование идеалов, позиций, убеждений. Иными словами, она была мировоззрением. Мировоззрение определяется как такая переосмысленная человеком или социальной общностью совокупность знаний, которая определяет их отношение к природе, другим людям (обществу) и к самим себе. Даже в философско-мифологическом или обыденно-практическом мировоззрении знания и другие его элементы хорошо переосмыслены и упорядочены, систематизированы.

Структуру мировоззрения составляют: переосмысленные (мировоззренческие) знания; идеалы; нормы и принципы жизнедеятельности; ценностные ориентации; убеждения и верования. Мировоззрение является, качественной характеристикой сознания людей, но не исчерпывает всего его содержания. И структура сознания иная. И структура сознания иная. Она включает: знания; отражение эмоционально- чувственных и волевых состояний; ценностные ориентации. Философия как область знания и как элемент мировоззрения имеет разные признаки и формы существования.

В современном сознании философия существует как особая область знаний, вызывающая соответствующие эмоционально-чувственные и волевые состояния, отражающиеся в сознании, а также проявляющие себя как ценность, как способ и средство ценностного отношения к миру. Философские знания могут существовать на обыденно-практическом и теоретическом уровнях, а также выступать элементом общественной психологии и идеологии. В мировоззрении философия проявляется лишь частью того знания, которым овладел субъект (индивид, группа, социальный слой и т.п.). Это те философские знания, которые переосмыслены, отобраны как полезные, нужные, важные, интересные. В совокупности с другими мировыми знаниями они используются для формирования идеалов, выбора норм и принципов жизни, определения важных, ценностных мировоззренческих и жизненно-практических позиций, выработки убеждений.

В зависимости от доминантности тех или иных знаний в мировоззрении людей, их меры развитости и совершенства, мировоззрение может по преимуществу быть обыденно-практическим (миросозерцанием) или теоретическим (собственно мировоззрением); религиозным или светским (нерелигиозным), гуманитарным. Теоретическое мировоззрение может включать теоретико-мировоззренческие проблемы, которые можно решить лишь логически или просто принять без доказательства «на веру», а также научно-теоретические элементы, проверяемые экспериментально, конкретно предметной деятельностью. Философия как область знаний и элемент мировоззрения содержит в себе и теоретическое и научно-теоретическое. Так, утверждение о бесконечности, несотворимости, неуничтожимости, изменчивости всего существующего как целого (бытия) равнозначны противоположным утверждения о конечности, сотворимости, уничтожимости, неизменности бытия, так как доказать или опровергнуть экспериментально ни первые, ни вторые утверждения невозможно. Это в определённой мере можно сделать только с помощью рассуждений, логически, а можно принять без всякого доказательства, считая то или иное утверждение правильным, исходным. В философии таких проблем и знаний о них достаточно много. И возможность более точного и конкретного их решения создаёт иногда мнение об абстрактности, отдалённости философии от жизни. Но это заблуждение. Человеку и обществу необходимы не только конкретные знания, но и различной степени обобщённые знания. Используя их, люди учатся логически мыслить, проникать в глубины мироздания и собственной жизни, развивать интеллект.

Философия содержит в себе много конкретных знаний. Философское объяснение связей содержания и формы, связей противоречий, количественно-качественных и иных характеристик, учение о природе, человеке, обществе, и другие философские теории содержат конкретные, экспериментально и самой жизнью людей проверяемые знания. Информация, которая получена философами на основе рационального познания, соответствует познаваемому объекту проверяема современными способами и средствами, составляет научно-теоретическое истинное знание. Но философские знания, которые можно лишь логически, с помощью суждений и умозаключения, обосновать, следует отнести к теоретическому знанию. Часто оно называется спекулятивным в том отношении, что обладает высокой степенью абстрактности и основано на логических допущениях или на вере (позициях исследователя).

Обобщая сказанное, можно назвать особые признаки философии как области знания и типа мировоззрения:

- это знания всеобщего и общего характера;

- это универсальное знание, применяемое к огромному числу конкретных предметов, явлений и процессов;

- это знание, отражающее бытие через человека, соотношение материального и духовного, физического и психического, телесного и идеального;

- это знание о сущностях и закономерностях бытия;

- это знание-мировоззрение, знание-методология для деятельности людей и развития наук;

- это знание, которое часто обосновано лишь логически, умозрительно, не экспериментально;

- многие философские знания мало меняются кардинально, принципиально. Это «вечные истины».

Философия как тип мировоззрения соотносится также с картиной мира. Картина мира – любая, достаточно полная и обобщённая совокупность знаний о бытии, о природе, обществе и человеке, о связях человека с окружающим миром. Научная картина мира – постоянно развивающаяся совокупность философских, естественнонаучных, технических, общественных и других знаний, полученная науками на конкретном историческом этапе развития общества.

Картина мира – основа любого мировоззрения. Научная картина мира – база научного же мировоззрения. «Чистым», то есть или обыденным, или теоретическим, научным мировоззрение современного человека или социальной общности уже не бывает. В нем всегда присутствуют всякие знания и верования. Но доминантной является вполне конкретная совокупность знаний. В этом смысле научное мировоззрение только по главному содержанию является таковым. В нем «живут» и проявляются обыденные практические знания, мифы, заблуждения, верования, мистика и т.п. Например, у гуманитария главную роль играют знания о человеке, у технического специалиста – научно-технические знания.

Но философские знания всегда составляют ядро мировоззрения независимо от того, религиозные они или светские, материалистические или идеалистические, более полные или менее полные. Специфика философского знания проявляется всегда. Философия выступает как бы стержнем, вокруг которого формируются и систематизируются другие знания, идеалы, нормы, ценностные ориентации, убеждения. Сущность мировоззрения состоит в обобщенной и персонифицированной картине мира, связанной с ценностями субъекта-носителя этого мировоззрения.

Философский тип мировоззрения имеет разновидности в зависимости от характера философского знания. К таким разновидностям можно отнести:

А) религиозное, светское (нерелигиозное) и смешанное философское мировоззрение;

Б) обыденное и теоретическое;

В) материалистическое, идеалистическое и оккультное (нетрадиционное) мировоззрение.

В перечисленных разновидностях мировоззрения философия представлена различно и роль ее неодинакова. Но в любом случае она формирует в мировоззрении три важнейших положения. Во-первых, знания и отношения (позиции) по наиболее общим и фундаментальным проблемам: о бытии, сознании, боге, обществе и т.д. Во-вторых, целостное восприятие и понимание объективного мира, неразрывность бытия и субъекта, а также их относительной самостоятельности, противоречивости, взаимодействия. В-третьих, помогает осмысливать отношения между людьми, между обществом и природой в самом существенном через человека как меру всех вещей, главной ценности социально-исторического развития, как микрокосма. Данные философские положения и составляют ядро мировоззрения.

Таким образом, философия как особая область знаний имеет ярко выраженную специфику. Она выступает типом мировоззрения наряду с мифологическим, религиозным и светским мировоззрением. Вместе с тем светская философия, является ядром научного мировоззрения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.