КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет, структура и функции философии
Философия может существовать на обыденном и абстрактно-логическом уровнях познания и мышления. Обыденное философствование – первая форма обобщенного отражения непосредственной практической жизни людей, окружающего мира, самого человека. Осмысление символов веры, религиозной догматики, видов самого бытия, социальных чувств и традиций, быта в терминах разговорного языка, повседневной речи формируют индивидуально-практическое и общественно-психологическое философствование. На абстрактно – логическом уровне мышления формируются и обосновываются уже философские учения, концепции, теории. Научная философия есть результат преимущественно рационального, абстрактно – логического мышления. Термин «научность» имеет при этом, по крайней мере, два важных акцента. Во-первых, научной философией считается всякое теоретическое, то есть систематизированное, концептуальное философское знание, выраженное системой понятий, законов, суждений. Во-вторых, научной философией называются те философские учения и теории, также сама деятельность её представителей и институтов, которые приобрели статус науки как явления общества. К основным признакам всякой науки можно отнести получение объективно истинного теоретического знания: предмет исследования, рациональность, наличие кадров и институтов науки (исследовательских, внедренческих, образовательных и т.д.), категориальный аппарат; методология исследования; система критериев проверки истинности знания. Философия обладает признаками науки. Её предмет составляют наиболее общие законы, принципы, способы и формы бытия, отношение человека к окружающему миру и самому себе. Объектом изучения философии является все бытие в целом. Предметом и объектом философия отличается от других наук, прежде всего их всеобщностью, достаточно высокой абстрактностью и универсальностью получаемых знаний. Философия – это тип научного мышления о мироздании, материальном и духовном, конечном и бесконечном, других проявлениях бытия, самом человеке и смысле его жизни. Предмет философии как совокупной науки исторически конкретизировался и уточняется сегодня различными философскими школами и направлениями. Так, предметом религиозной философии является бытие бога, содержание его творений, символы веры и культуры. Предметом натурфилософских школ выступает природа, космос, их организация, закономерности, способы и формы существования. Предмет экзистенциализма и других философских школ антропологического направления – человек, его существование, свобода, смысл жизни. Современная философия как наука обладает и другими необходимыми атрибутами: философскими кадрами, научными учреждениями и отношениями, развитым категориальным аппаратом. Она поддерживает связи с другими науками, обогащает свое содержание от них конкретными научными знаниями. В свою очередь, философия оказывает методологическую и иную помощь в совершенствовании конкретно-научных исследований, в совместном объяснении сложных явлений и процессов. Философия чрезвычайно многообразна. В этом состоит одна из трудностей дифференциации её содержания, выяснения элементов структуры, установления связей между ними. На основании тех больших сфер и видов бытия, к изучению которых обращается философия, её структуру составляют основные элементы: история философии учение о бытии (онтология), а также учения о познании человеком бытия и самого себя (гносеология), а также философские учения об основных видах бытия: о природе (натурфилософия), об обществе (социальная философия и философия истории) о человеке (философская антропология). Данные элементы структуры научной философии охватывают все бытие и основные его проявления. Каждое направление в философии или философская школа определяют структуру философии в зависимости от своих приоритетов, предмета исследования, изучаемой проблематики. Поэтому структура философии в той или иной конкретной интерпретации может быть различной. Философский анализ мира и системы отношений «мир–человек» позволяет выделить ряд наиболее существенных аспектов этого анализа, такие как исторический, онтологический, гносеологический, аксиологический и другие. Они могут служить основаниями для выделения структурных элементов философии. В современной философской литературе нет единства по вопросу структуры философии, однако многие авторы сходятся на том, что в качестве обязательных элементов в структуре философии содержаться следующие. История философии – это собственно сама философия (философская мысль) в ее историческом развитии, в хронологической (авторско-персонифицированной), и логико-содержательной последовательности, что позволяет не только осуществлять научно-историческую периодизацию историко-философского процесса, но и выявлять причинно-следственные связи в нем, вклад конкретных мыслителей в философское знание. Онтология – это учение о бытии как таковом, принципах его строения, всеобщих законах развития и формах самореализации. В истории философии онтология нередко отождествлялась с метафизикой и противопоставлялась гносеологии. Исходя из понимания многообразия форм и видов бытия в структуре философии выделяют ряд более конкретных философских онтологических: учение о бытии природы (натурфилософия), учение о бытии общества и учение о бытии человека. Вместе с тем, учение об обществе и человеке включают многие другие философские проблемы, поэтому составляют разделы философского знания. Социальная философия – представляет собой философское учение об обществе, изучающее природу общества, его системность и структуру, общие законы функционирования и развития. Одной из составляющих социальной философии является философия истории – собственно философский подход к анализу и пониманию динамики всемирной истории, связанный непосредственно с интерпретацией исторического процесса и исторического знания. Философская антропология – философское учение о природе, сущности человека и бытии собственно «человеческого мира» в более широких «мирах» – обществе и природе. Гносеология – раздел философии, изучающий проблемы познания, собственно теория познания. Гносеологию познание интересует как процесс, его природа и сущность, объективность и достоверность содержания как выражение и существование истины. К числу структурных элементов философии правомерно отнести так же логику, этику, эстетику, философию религии. В различных обстоятельствах, при взгляде на философию с различных исторических и аксиологических позиций и по различным основаниям структура философии может быть представлена философскими школами и направлениями. Могут быть и другие основания структурной организации. Как известно, философия всегда представляла собой систему теоретических знаний о мире в целом и месте человека в нем. В этом смысле философия выражает мировоззрение людей той или иной эпохи. Следовательно, одной из важнейших ее функций является мировоззренческая функция. Мировоззренческая функция означает способность философии формировать мировоззрение человека, составлять его ядро и определять тип. Современная философия в научной картине мира и мировоззрении занимает центральное место. Оно обусловлено спецификой философского знания. Это «ствол» мировоззрения, где «крона» – все другие переосмысленные и переоцененные знания, идеалы, принципы, верования. Философия формирует в мировоззрении: а) знания и отношения по наиболее общим и фундаментальным проблемам (о бытии, человеке, сознании, познании, обществе и т.д.); б) целостное восприятие и понимание объективного мира, соотнесенность его с духовностью человека, верованиями; в) осмысленное в самом существенном взаимоотношение человека с природой – через диалектику материального и идеального, физического и духовного, постоянного и изменчивого, абсолютного и относительного, конечного и бесконечного, познаваемого и непознаваемого. Как правило, именно эти знания и ценностные ориентации составляют ядро, главное содержание мировоззрения. Мировоззренческая функция реализуется и конкретизируется через ряд других функций, таких как: - гуманистическая – обеспечивающая направленность всего философского знания на человеческую проблематику, обслуживание потребностей и интересов людей, вооружение людей необходимым всеобщим знанием о мире, так или иначе преломленным через проблему «человек» в ее философском контексте; - социально-аксиологическая – способствует, в соответствии с занимаемыми мировоззренческими позициями, формированию и объяснению определенных ценностных ориентаций и предпочтений человека и других субъектов, соотнесению их с имеющейся в обществе системой ценностей и приоритетов; - культурно-воспитательная – здесь философия, с одной стороны, расширяет сознание человека, вынося его за пределы обыденного и наполняет всеобщим содержанием, а с другой – развивает его познавательные способности, приучая мышление к гносеологической рефлексии, анализу и критичности; - отражательно-информационная – в реализации этой функции философия играет роль, идентичную науке: отражает действительный мир и поставляет сознанию различную информацию для последующей аналитической обработки в категориях общего и всеобщего. Наряду с мировоззренческой функцией философия выполняет и другую важную функцию – методологическую. Использование субъектов своего или общественного мировоззрения в интересах оптимизации мыслительной или практической деятельности означает проявление методологической функции. Методологическая функция философии состоит в том, что она вооружает человека совокупностью своих принципов и методов, наиболее важными требованиями, необходимыми для мыслительной и практической деятельности. В общем плане, методология – это совокупность принципов и других общих требований познавательной и практической деятельности; система методов этой деятельности, а также учение о самих принципах и методах. В ряду её элементов: всеобщей, общенаучной и конкретных разновидностей методологии, философия – всеобщая и часть общенаучной методологии. Методологическую функцию она выполняет своими принципами, законами и категориями. Так, исходное значение для повышения эффективности мыслительной деятельности человека имеют принципы бытия: связи, развития, материальности, идеальности, дуализма, структурности, функциональности, детерминизма. Не менее значимы принципы познания: единства чувственного и рационального, единства отражения и познания, восхождение познания от конкретного к абстрактному и обратно; вариативного познания, единства объективного и субъективного в познании, абсолютного и относительного и др. Методология обычно определяется как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. При этом важно помнить, что данная функция не является прерогативой лишь философии. Она реализуется всеми науками, имеющими различную степень общности. В этом смысле различают частную (специальную), общую и всеобщую методологии. Именно философия играет роль всеобщей методологии, исследуя всеобщие закономерности бытия, вооружая познание и практику всеобщим методом. В ряду её элементов: всеобщей, общенаучной и конкретных разновидностей методологии, философия – всеобщая и часть общенаучной методологии. Методологическую функцию она выполняет своими принципами, законами и категориями. Так, исходное значение для повышения эффективности мыслительной деятельности человека имеют принципы бытия: связи, развития, материальности, идеальности, дуализма, структурности, функциональности, детерминизма. Не менее значимы принципы познания: единства чувственного и рационального, единства отражения и познания, восхождение познания от конкретного к абстрактному и обратно; вариативного познания, единства объективного и субъективного в познании, абсолютного и относительного и др. Здесь представляется целесообразным также выделить ряд функций, обеспечивающих реализацию предназначения философии в духовной активности человека. К ним относятся: - эвристическая – способствует неуклонному приращению новых знаний не только в самой философии, но и в других науках; активизирует процессы познания, ориентирует на поиск новых знаний. - логико-гносеологическая – философия всемерно содействует использованию конкретными науками ряда философских понятий и категорий, логического аппарата и самой логики построения научной теории, а также придает полученным другими науками знаниям статус общих о всеобщих; - интегрирующая – проявляется в объединяющей роли философского знания. Именно философия всемерно содействует систематизации научного и ненаучного знания, обеспечивает интегративность познавательного процесса и мировоззренческую целостность оценки результатов человеческого познания.
Вопросы для самоконтроля: 1. Какова природа философского знания? 2. Что является объектом и предметом философии? 3. Назовите основные проблемы философии. 4. Раскройте структуру философского знания. 5. Дайте содержательную характеристику основных функций философии.
Литература: 1. Алексеев, В.П. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: Проспект, 2008. 2. Иконникова Г.И., Иконникова Н.И. Философия Древнего мира: учебное пособие.– М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 3. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РГ-Пресс, 2010. 4. Методика изучения философии /А. В. Малов и др. В 2 т., - Химки: АГЗ МЧС РФ, 2012. 5. Новая философская энциклопедия: в 4 томах. – М.: Мысль, 2010. 6. Рузавин Г.И. Методология научного познания (учебное пособие для вузов). - М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 7. Светлов, В.А. История философии в схемах и комментариях: учебное пособие/ В. А. Светлов. - СПб.: Питер, 2010 8. Философия: учебник для вузов/ под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. 9. Философия: учебник/ МГУ им. М.В. Ломоносова; Под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. - М.: Академический Проект, 2009. 10. Философия. Учебник для вузов /Под ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2010.
[1] См.: Аль-Куин. О первой философии // Антология мировой философии. В 4 т: -М., 1969-1972.-Т.1.-4.II.-С.711 1 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979. – С.66.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |