Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семейные отношения

Личностные особенности

Особенности психических процессов

Общая характеристика

· человек приобретает уверенную жизненную позицию и стабильность.

· возрастают индивидуализация личностного развития, социальная ответственность за мир и реалистичность самооценки.

· человек приобретает новое равновесие и привязанность к семье, хотя развитие личности еще не закончено.

· продолжается профессиональное развитие. Накоплен значительный профессиональный опыт, достигнуты индивидуальные вершины в труде, имеется творческий потенциал, вложенный и/или вкладываемый в данную отрасль. При этом профессиональные притязания, как правило, остаются стабильными.

 

В целом в этом возрасте происходит дальнейшее снижение физических и умственных возможностей. Однако, как показывают исследования Б.Г.Ананьева, вербальные функции именно в данную фазу прогрессируют наиболее интенсивно, достигая самого высокого уровня после 40—45 лет.

 

 

Что же происходит с людьми в этом периоде, какие психоло­гические задачи стоят перед ними и как они их решают?

Прежде всего, что происходит в семье, где дети уже выраста­ют и покидают дом? Обращаясь к графику развития кризи­сов в семейных отношениях, его кривая резко начинает ползти вниз после 17-го года совместной жизни супругов. Бесстрастная статистика констатирует возрастание числа разводов у людей, достигших середины возраста зрелости — сорока — сорокапятилетних. Браки не выдерживают испытание вторым кризисным пе­риодом, который по мнению многих исследователей менее глу­бок, чем первый, и может продолжаться год или несколько лет.

Его возникновение часто совпадает с повышением эмоциональной неустойчивости, страхами, появлением различных соматических жалоб, возник­новением чувства одиночества, связанного с уходом детей, уси­ливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее пережива­ниями по поводу быстрого старения, а также возможного стрем­ления мужа сексуально проявить себя на стороне, «пока не по­здно».

 

Многие женщины ощущают в себе недостатки собственного мышления о жизни. Сегодня на моих глазах разворачивается уди­вительное явление — обращение женщин зрелого возраста к философскому и религиозному знанию, чаще всего это происхо­дит в виде самообразования, приобщения к церкви или, что бы­вает реже, но бывает, в виде общественных организаций, ставя­щих своей целью духовный рост человека. Женщины зрелого и пожилого возраста там бывают в роли организующего начала.

Период зрелости — это время, когда женщина может найти в себе силы для достижения значимости в обществе, в семье, в собственных глазах за счет обновления границ собственного Я, за счет возвращения к смыслу своей жизни.

Одна из них седая, с плохими зубами, расплывшей­ся фигурой, кое-как одетая, в свои 47 лет могла говорить только о дочке, о внучке, о том, как им трудно живется и она все силы отдает им. Я не поверила своим ушам, когда она сказала, что ей 47 лет. За короткое время встречи она не раз сказала о своей усталости и нежелании жить.

Вторая была совсем другой. Внешне могла бы еще вполне соперничать со своими взрослыми дочерьми, но са­мое главное для меня — она тоже помогала своим детям, она тоже любила и жалела их, но она не отказалась и от своей жиз­ни, у нее был свой смысл, своя отдельная (и независимая от детей и мужа) жизнь, она была, наконец, бесконечно привле­кательной и интересной собеседницей.

Вспомним Маргарет Митчелл, написавшую свои знаменитый роман "Унесенные ветром" во время работы в газете, где никто, естественно, не сокращал ее рабочий день, литературную карьеру Астрид Линдгрен, начав­шуюся в 48 лет книгой о Малыше и Карлсоне, жизнь Марии Кюри.

Наверное, многим часто не хватает сил для переживания границ собственного Я как границ неприкосновен­ных в силу множества обстоятельств, среди которых, полагаю, период зрелости приносит еще один постоянный источник стресса, у которого даже есть название, — "синдром опустевшего гнезда".

Специалисты чаще всего связывают этот синдром с состоя­нием женщины, так как считают, что у нее в большей степени, чем у отца, развито чувство сохранения семьи, любви к детям, заботы о них. С этим и связано более острое переживание пусто­ты, утраты смысла жизни.

Особенно сильно синдром опустевшего гнезда сказывается на женщине, у которой не было иных забот, иных жизненных ценностей, кроме материнства.

Женщина часто просто не хочет понять, что для нее насту­пил новый, очень интересный период жизни, свободный от многих повседневных обязанностей. Отношения с детьми теперь могут (и должны) перерасти в качественно новое чувство друж­бы, основанное на прежней любви друг к другу, взаимном дове­рии.

Надо готовить себя к этому новому чувству, выращивая его в отношениях со своими детьми, иначе (особенно женщина) можно попасть под пресс гнетущего чувства одиночества. Подготовка этого чувства связана с передачей ответственности за собственную жизнь взрослеющим и взрослым детям, а также с развитием у себя уверенности в себе и интереса к себе, который естественно перерастает и в интерес к другому человеку.

В этом синдроме опустевшего гнезда женщина в полной мере сталкивается с тем переживанием, которое позволяет ей ощу­щать в себе свои собственные личностные качества, обнаружить их наличие, или, увы, их отсутствие.

К концу периода зрелости мужчина приближается изрядно потрепанным физиологически, впереди его еще ждет период начала упадка сил.

Трагедия возраста зрелости в том, что физическое состояние мужчины не соответствует интеллектуальному уровню. Физиологическое состояние, особенно во второй половине периода зрелости, вносит в переживания мужчины новый оттенок — неуве­ренность в себе, которая может быть разрушительной и при осу­ществлении интеллектуальной деятельности.

Мужчина, особенно старше сорока лет, остается ценным работником в своей профессиональной сфере. Однако он работает уже иначе — умеет отделять главное от второстепенного,полностью концентрируется на необходимых вопросах, и это дает высокие результаты. Исследователи творчества отмечают, что к концу периода зрелости у многих мужчин наблюдается взлет творческой активности.

С мужчиной происходят те же закономерности, что и с жен­щиной. Он должен к концу периода зрелости переосмыслить свое место в изменившемся социально-психологическом пространстве, где он испытывает сильное влияние от переживаний, идущих от физиологических изменений в организме.

Очень часто не используется потенциал зрелого мужчины, связанный с осознанием им границ собственного Я. Это прежде всего потенциал наставничества, руководства, учительства, как в семье, так и в социальной, и в профессиональ­ной деятельности. Эти люди просто должны (для сохранения сво­его психического здоровья) обмениваться с другими людьми своими знаниями и опытом, именно через это они будут учиться новому в сфере своей специальности. Именно это один из путей осуществления мужчиной социальных ролей более высокого по­рядка, чем это было в другие периоды жизни. Он становится хо­зяином большой семьи, где ему надо быть не только отцом, но и дедом, и свекром (или тестем) и тому подобное. Ему надо стро­ить отношения с людьми, которые принадлежат его семье, но являются ей, по сути, чужими.

Жизнь показывает, что к середине периода зрелости нормаль­ный мужчина словно заново открывает для себя радости жизни, простые и самые сложные — от кулинарии до философии— буквально в один день принимая решение об изменении образа жизни и осуществляя его с завидной педантичностью.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Кризис 40 лет | Инновационной деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.