Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.5. Формы и методы регулирования инновационной деятельности




Инновационная деятельность – это сложный вид деятельности, объединяющий в себе производство нового знания, новых товаров, услуг, подготовку кадров и др. Поэтому важнейшим типом инновационной деятельности является регулятивная инновационная деятельность, т.е. деятельность по поддержанию и развитию связей между различными видами, элементами, компонентами инновационной деятельности.

Высшая форма регулятивной инновационной деятельности – это выработка и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. В ходе управления инновационными проектами осуществляется организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое регулирование процессов создания и распространения инноваций. Системный подход к управлению инновационными проектами означает необходимость органического сочетания, комплексности, единства различных видов регулирования инновационной деятельности.

Регулирование инновационной деятельности осуществляется на различных уровнях: на уровне государства в целом, на региональном уровне, на уровне отдельного предприятия, организации, учреждения. Системный подход к управлению инновациями предполагает единство регулятивной инновационной деятельности на всех уровнях, тесную взаимосвязь и согласованность всех управленческих инструментов и решений [1].

Необходимость государственного вмешательства в процесс внедрения инноваций объясняется длительностью научно-производственного цикла, высокими затратами и неопределённостью конечного результата. Рынок не может решить проблему долгосрочных рисковых инвестиций, поэтому эти функции берёт на себя государство [2].

Основу управления инновационными проектами составляет государственное регулирование инновационной деятельности. Государственное регулирование в научной экономической среде трактуется по-разному. Одни учёные придерживаются мнения о том, что оно представляет собой форму целенаправленного воздействия государства на функционирующую экономическую систему с целью обеспечения или поддержания определённых процессов, изменения экономических явлений или их связей. Некоторые подразумевают под государственным регулированием совокупность используемых государством экономических, административных, правовых форм и методов воздействия на объект регулирования [3]; другие — механизм реализации экономической политики со своей теорией, методикой и практикой осуществления [4].

Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности – организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое. Это регулирование осуществляется на базе инновационных прогнозов и стратегий.

В инновационном прогнозе, который является составной частью прогноза социально-экономического развития страны, разрабатывается предвидение основных параметров инновационной деятельности (ее направлений, видов, объектов, последствий и т.п.). В инновационных прогнозах строятся сценарии освоения и распространения базисных инноваций, социально-экономических последствий практического использования новых наукоемких продуктов и технологий. В инновационных стратегиях определяются приоритетные направления инновационной деятельности [1].

В Республике Беларусь стратегические приоритеты государственной инновационной политики отражаются в Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, заказчиком-координатором которой является государственный комитет по науке и технологиям, а инновационная деятельность осуществляется на основании закона «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» от 10 июля 2012 г. № 425-З.

Согласно Государственной программе инновационного развития РБ, главным направлением преобразований производственного потенциала Республики Беларусь в 2011–2015 гг. должно стать внедрение новых и высоких технологий, обладающих наибольшей добавленной стоимостью, низкой энерго- и материалоемкостью, способствующих созданию новых видов товаров и услуг, новейших экологически безопасных (чистых) материалов и продуктов, а также обеспечивающих производство традиционных товаров и услуг с новыми свойствами и параметрами, недостижимыми врамках предыдущих технологических укладов, такжепредусмотрено формирование инновационного общества, создание эффективной системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, специалистов и руководителей для инновационной экономики. Подготовка управленческих решений для практического решения этих задач требует изучения мирового опыта инноваций и учета современных тенденций развития экономики инноваций [5].

Целью государственной инновационной политики в Республике Беларусь является создание благоприятных социально-экономических, организационных и правовых условий для инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Основными задачами государственной инновационной политики являются:

· обеспечение экономического и социального развития Республики Беларусь за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;

· обеспечение правового регулирования, стимулирующего инновационное развитие национальной экономики;

· формирование и комплексное развитие национальной инновационной системы, обеспечение ее интеграции в мировую инновационную систему с учетом национальных интересов;

· создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности, в том числе для вложения инвестиций в данную сферу;

· стимулирование создания и развития юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность, а также стимулирование деятельности индивидуальных предпринимателей в инновационной сфере;

· содействие созданию и развитию инновационной инфраструктуры;

· развитие государственно-частного партнерства в сфере инновационной деятельности;

· прогнозирование технологического развития;

· организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере инновационной деятельности;

· развитие международного сотрудничества в сфере инновационной деятельности;

· обеспечение государственных интересов (обороны и национальной безопасности) в сфере инновационной деятельности [6].

Государственное регулирование инновационной деятельности может проявляться и в форме поддержки отдельных инновационных высокоэффективных проектов либо большой степени коммерциализации, либо стратегически важные (примеры: проектирование и строительство АЭС, строительство нового сахарного завода). Принципиально важно то, что конкурсная система отбора инновационных проектов для государственной поддержки постоянно совершенствуется. Акцент делается на повышении удельного веса относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов, которые разрабатываются на условиях паритетного финансирования из бюджета и за счет собственных средств предприятий при наличии гарантированного рыночного спроса на инновационную продукцию проекта.

Для разработки и реализации инновационных проектов принципиально важным является то, что государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности.

Экономическими факторами государственного регулирования инновационной деятельности, способствующими созданию, освоению и распространению инноваций, являются такие, как развитие рыночных отношений, активизация предпринимательства, пресечение недобросовестной конкуренции, проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций, создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами, развитие лизинга наукоемкой продукции, поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке.

Организационное регулирование государством инновационной деятельности проявляется не только в поддержке инновационных проектов, включенных в республиканские и отраслевые инновационные программы, а также отдельных значительных инновационных проектов, но и в государственном содействии развитию инновационной инфраструктуры, кадровой поддержке инновационной деятельности, содействии подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность. Государство также морально стимулирует инновационную деятельность.

Важным фактором организационного регулирования инновационной деятельности является также информационная поддержка государством инновационной деятельности, например, обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п. Государство также содействует интеграционным процессам в инновационной сфере, расширению взаимодействия субъектов РБ и развитию международного сотрудничества в этой сфере, защищает интересы белорусских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.

Финансовое регулирование государством инновационной деятельности основано на проведении бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности, направление в инновационную сферу государственных ресурсов, выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов. Посредством предоставления дотаций, льготных кредитов, снижения отчислений налогов в государственный бюджет субъектами РБ в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования республиканских инновационных программ и проектов, а также посредством других форм государство влияет на создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере.

Государство создает законодательные условия для активизации инновационной деятельности, устанавливает правовые основы взаимоотношений ее субъектов, гарантирует охрану их прав и интересов, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права на объекты интеллектуальной собственности [1].

или

Примечание – Источник: [7].

Важнейшим способом регулирования процесса создания и распространения инноваций является создание благоприятного инновационного климата, обеспечение приоритета инновационной деятельности.

Инновационный климат в экономике, от которого во многом зависит конкурентоспособность страны на мировом рынке, отчасти определяется структурой, объемом и характером проводимых НИОКР.

В структуре НИОКР в качестве основных ее элементов выделяются фундаментальные исследования (теоретические и поисковые), прикладные исследования и опытно-конструкторские работы.

Фундаментальные исследования (ФИ) направлены на получение знаний, составляющих основу целых научных областей, на выявление наиболее существенных закономерностей. Целью этих исследований является раскрытие новых связей между явлениями, познание глубинных закономерностей развития природы и общества, получение знаний, составляющих фундамент научного познания, безотносительно к их практическому использованию.

Результаты фундаментальных исследований обычно невозможно непосредственно

использовать на практике, но они имеют приоритетное значение для развития инновационных процессов, практического внедрения новаций. Это значение фундаментальной науки для развития инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области.

Прикладные исследования (ПИ) направлены на получение знаний о конкретных явлениях и процессах на базе фундаментальных представлений о реальности. Прикладные исследования ориентированы на получение результатов, которые в дальнейшем можно использовать в практической деятельности, поэтому они являются основой для инновационной деятельности.

Опытно-конструкторские работы (ОКР) – это применение результатов ПИ для создания образцов новой техники, материалов, новой производственной технологии. ОКР – это своеобразный переход от лабораторных условий к промышленному производству. На этом этапе проводится экспериментальная проверка результатов теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливаются и испытываются образцы новой техники.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы проводят не только специализированные научные и научно-технические организации, но и сами предприятия, что является важным фактором развития инновационной деятельности.

Прежде чем выделять средства на НИОКР, любому предприятию необходимо разработать научно-инновационную стратегию. Согласно такой стратегии предприятие может стремиться или стать технологическим лидером (цель научно-инновационной стратегии – разработка инновационной технологии), или оказаться пионером какого-то инновационного продукта (цель стратегии – разработка инновационного продукта или услуги), или занять определенную рыночную нишу (это стратегия дифференциации – разработка новых свойств, качеств продукции), или следовать за кем-то, ассимилировать полученные кем-то результаты НИОКР, а может придерживаться комбинированного подхода.

Выбрать подходящий способ организации НИОКР на предприятии – один из важных вопросов регулирования инновационной деятельности. При решении этого вопроса в большинстве случаев для получения необходимых результатов НИОКР предприятия вынуждены сотрудничать, искать взаимовыгодные формы совместного осуществления и использования результатов научно-технической деятельности.

Как правило, научно-исследовательские организации стремятся найти заинтересованные в результатах их деятельности предприятия, а те в свою очередь нуждаются в новых продуктах и технологиях.

В качестве главных причин, лежащих в основе сотрудничества предприятий с научно-исследовательскими организациями и другими предприятиями при разработке и реализации инноваций, необходимо отметить такие, как разделение рисков, разделение затрат, получение технологических знаний, взаимопомощь в разработке продукта, совместная разработка отраслевых стандартов, получение дополнительных рынков, увеличение скорости достижения рынка и др.

Таким образом, в большинстве случаев при разработке и реализации инноваций предприятия сотрудничают, развивают партнерские отношения с другими организациями. В качестве важных стратегических партнеров предприятий в осуществлении инновационной деятельности выступают высшие учебные заведения.

Предприятия развивают сотрудничество с вузами для того, чтобы получить доступ к новым технологиям и идти в ногу с новыми разработками, иметь доступ к знаниям и

навыкам высококвалифицированных консультантов, совместно разрабатывать новые технологии. Кроме того, вузы во многих странах предоставляют научно-исследовательские услуги и мощности по гораздо более низким ценам, чем коммерческие исследовательские организации. В качестве недостатков вузов в их сотрудничестве с инновационными предприятиями можно отметить то, что они не всегда должным образом оценивают коммерческие аспекты и проблемы промышленников.

К формам сотрудничества инновационных предприятий и университетов относятся:

Ø прием на работу в инновационное предприятие выпускников и аспирантов университета;

Ø специальные схемы преподавания, т.е. такое партнерство между университетом и предприятием, которое позволяет старшекурсникам и аспирантам работать по специальным инновационным проектам на предприятиях;

Ø творческие отпуска, которые позволяют профессорско-преподавательскому персоналу вузов работать на инновационных предприятиях;

Ø создание и развитие связывающих их организационных структур;

Ø научные форумы (конференции, симпозиумы, съезды и т.п.);

Регулирование инновационной деятельности осуществляется также в процессе сотрудничества различных инновационных предприятий.

Такое сотрудничество может осуществляться в ходе передачи каких-либо результатов инновационной деятельности одним предприятием другому. Несмотря на то, что передача новых идей и технологий от одного предприятия другому часто взаимовыгодна, обычно непросто заинтересовать, например, крупные предприятия в передаче побочных результатов своих НИОКР малым и средним предприятиям. Как правило, самое сложное при этом мотивировать крупные компании.

Сотрудничество между инновационными предприятиями может также осуществляться в форме создания союзов, альянсов, многоуровневых компаний (холдингов, консорциумов и т.п.). Такое сотрудничество необходимо, если предприятие в процессе своей инновационной деятельности сталкивается с проблемой, которую не может решить в одиночку.

Важно выделить барьеры на пути сотрудничества инновационных предприятий, чтобы научиться их преодолевать. Общими проблемами здесь являются:

Недостаток понимания: многие предприятия, особенно малые, не знают, какая технология может помочь им. Часто они не осознают, кто или что может помочь им в развитии инновационного процесса;

Недостаток знания: передача технологий между предприятиями – это средство диффузии знаний. Если персонал компании, которая нуждается в новых идеях, испытывает недостаток технических знаний, то такая компания не может использовать предлагаемые при передаче технологии;

Недостаток средств (ресурсов) может препятствовать предприятию разработать новую технологию или финансировать затраты на разработку нового продукта;

Недостаток общих интересов: это часто ведет к недостатку мотивации достичь соглашение и согласовать различные мнения;

Конфликт интересов: даже если существуют отличные взаимосвязи, сотрудничество между конкурирующими предприятиями оказывается неэффективным;

Недостаток доверия: если существует дефицит доверия в начале совместного проекта, то шансы на успешное сотрудничество малы;

Плохие коммуникации: часто очень сложно поддерживать взаимную информированность, осмысливать процессы, цели и направления общей инновационной деятельности;

− Недостаток времени: даже если на предприятии осознают, что нужно изменить направление деятельности и разработать новый продукт, часто оно настолько поглощено текущими делами, что не может уделить время планированию. Это типичная ошибка многих предприятий, чья продукция устарела, и в результате теряется доля рынка.

Инновационная деятельность, как правило, характеризуется достаточно высокой степенью неопределенности и риска, поэтому важными принципами финансового регулирования инновационной деятельности являются множественность источников,гибкость и адаптивность к быстро меняющейся, турбулентной среде инновационных процессов [1].

Согласно «Государственной программе инновационного развития РБ», основная задача развития системы финансирования научно-технической и инновационной деятельности - создание целостной системы бюджетных, внебюджетных, венчурных и других финансовых источников, улучшение их координации для устранения разрывов в цепи «наука — технология — производство — рынок» и развития инновационного капитала. К механизмам реализации данных целей относят:

v увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки;

v ориентация бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и инвестиционной политики на создание благоприятных условий для формирования и функционирования системы государственно-частного партнерства при финансировании научной, научно-технической и инновационной деятельности;

v создание многовекторной системы финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности с использованием новых финансовых механизмов (фондовых, кредитных, страховых, венчурных);

v разработка порядка финансирования государственных программ и мероприятий за счет кредитов банков, обеспечивающего привлечение банков к их финансированию на конкурсной и добровольной основах;

v разработка эффективной системы страхования инновационных рисков для выполнения НИОК(Т)Р и инновационных проектов на основе создания специализированных страховых организаций или резервирования соответствующих средств в бюджете [5].

Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется на основе договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, договоров на выполнение проектных и изыскательских работ, договоров строительного подряда, договоров по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности, договоров страхования инновационных рисков, договоров (контрактов) с инвесторами и других договоров, предусмотренных законодательством. Совершенствование договорной основы осуществления инновационной деятельности является важной задачей управления инновационными проектами.

Таким образом, управление процессами разработки и распространения инноваций предполагает системный подход к регулированию инновационной деятельности [1].

 

РАЗДЕЛ 2. ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4176; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.