Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кинетическое искусство




Термин «кинетическое искусство» (от гр.— приводящий в движение) относится к произведениям, заключающим в себе реальное или кажущееся движение. Кинетизм как самостоятельное направление оформился во второй половине 1950-х годов. Ему предшествовали опыты создания динамической пластики в дадаизме, русском конструктивизме (В.Татлин, К.Мельников, А. Родченко). Можно вспомнить, что русские народные мастера изготовил движущиеся объекты и игрушки. Например, деревянные «птицы счастья» из Архангельской области, игрушки из села Богородское, имитирующие трудовые процессы, и др.

В кинетическом искусстве движение возникает по-разному: одни произведения динамически преобразуются самим зрителем, которому необходимо что-нибудь нажать, дернуть, повернуть; другие — колебаниями воздушной среды, а третьи — благодаря мотору или электромагнитным силам. Бесконечно разнообразие используемых для кинетических композиций материалов — от природных и традиционных до сверхсовременных технических средств, вплоть до компьютеров и лазеров.

Во многих случаях иллюзия движения создается меняющимся освещением или с помощью зеркал — здесь кинетизм смыкается с оп-артом. Приемы кинетизма активно применяются при организации ярмарок, промышленных экспозиций, в оформлении площадей, парков, общественных интерьеров. В Советском Союзе в 1960-е годы действовала группа кинетистов «Движение».

Одной из форм кинетического искусства является мобиль (лат.— подвижный, изменчивый) — произведение, отдельные части которого, подвешенные и находящиеся в состоянии неустойчивого равновесия, постоянно колеблются или вращаются под воздействием воздушных потоков. Название было введено американским скульптором А. Колдером для обозначения собственных динамических конструкций (в отличие от стабилей, т.е. неподвижных скульптур). К числу его наиболее известных работ относится «Ловушка для омара и рыбий хвост», выполненная с большим вкусом и юмором. Девять черных пластин, подвешенные в нижней части композиции, напоминают рыбий скелет.

В зависимости от места расположения бывают напольные, настольные, настенные и потолочные мобили. В основе разнообразных композиций лежит достаточно простой принцип. Как правило, главный элемент мобиля напоминает уравновешенное коромысло с подвешенными на нем предметами, каждое следующее коромысло может быть подвижно закреплено с предыдущим коромыслом и т.д., причем в результате должно быть достигнуто равновесие конструкции. При этом движение одного элемента складывается из суммы движения всей системы подвесов и может быть довольно сложным, но самое главное — оно случайно в своих ритмических проявлениях и зависит от состояния природной атмосферы. Возможны и другие конструкции мобилей. Они могут быть частью кинетической скульптуры.

Ж.Тингели получил широкую известность как создатель скульптур, приводимых в движение мотором («Трофей охотника на Голема» и др.), и как организатор массовых зрелищ-перфор-мансов, включающих в себя собирание и последующую порчу разнообразных механизмов. Самый знаменитый перформанс такого рода состоялся в 1960 г. в нью-йоркском Музее современного искусства.

Тингели создал множество самодвижущихся, съедобных и музыкальных механизмов. Одно из его известнейших произведений — «Фонтан Стравинского» (в соавторстве с Н. де Сен-Фай), расположенный перед центром Пом-пиду в Париже. Это грандиозное и красочное произведение сделано с долей юмора. Вертящиеся разноцветные конструкции, испускающие водяные струи и брызги, являются ироническим воплощением музыки И.Ф.Стравинского. Необычные сооружения Тингели, по его мнению, должны содержать элемент детской непосредственности. Он собирал композиции из различных механизмов и их деталей, испорченных игрушек, хозяйственных товаров, соединенных самым причудливым образом и снабженных мотором. Двигаясь, эти композиции издавали лязг, скрип и грохот. Искусство Тингели главным образом было направлено на то, чтобы встряхнуть сторонников американского образа жизни с его механичностью и обезличенностью.

 

Вопросы и задания

1. Как вы считаете, возросло ли значение идеологической функции искусства в XX в.?

2. Справедливо ли утверждение, что искусству XX в. тесно в залах музеев? Приведите примеры.

3. Как художники используют достижения художественной культуры прошедших столетий в искусстве XX в.?

Знатная египтянка за туалетом. Роспись гробницы. Египет

Туалетная ложечка в виде плывущей девушки с цветком лотоса в руках. Египет

4. Как взаимодействует со зрителем современное искусство?

5. Как в искусстве XX в. отличить «хорошее» произведение от «плохого», если не ставится вопрос о том, хорошо или плохо оно нарисовано? Где грань, за которой появляется собственно произведение искусства?

6. Каковы основные направления развития авангардизма?

7. Сравните хэппенинг, инсталляцию, энвайронмент и перформанс.

8. Каковы главные черты постмодернизма?

9. Что нового привнес фовизм в развитие искусства? Расскажите о творчестве А. Матисса.

10. Охарактеризуйте периоды развития кубизма.

11. В чем заключается универсальность художественного гения П.Пикассо?

12. Сравните картину П. Пикассо «Портрет Доры Маар» и роспись древнеегипет­ской гробницы «Знатная египтянка за туалетом».

13. Прочитайте текст искусствоведа М.Свидерской, в котором анализируются древнеегипетская косметическая ложечка «Девушка с лотосом» и картина П.Пикассо «Девочка на шаре». В чем заключается общее культурное поле этих произведений? Правомерно ли их сравнение? Можете ли вы что-нибудь к нему добавить?

«Соединенный с пластикой динамический импульс придает каждой из фигур определенную устремленность: одной — вертикальную, другой — горизонтальную. Одна напоминает язычок пламени колеблемой ветром свечи: в культуре, откуда она родом, горящая свеча — символ человеческой души; другая — лодочку, рассекающую гладь воды: в ее культуре и вода, и лодка (ладья) так же погружены в ауру не менее возвышенных смыслов. При этом в плоском силуэте балансирующей на шаре гимнастки есть геометрическая заостренность и ломкость, в движении — остановленность, завороженность, а плывущая девушка и вовсе утилитарный предмет — ложечка, как ее называют в силу близости с другими предметами сходного назначения, но в данном случае, скорее, коробочка с фигурной ручкой, отчего и живое в ней тем более существует вопреки, возникает из преодоления ее функциональной "неодушевленности" и образно акцентируется подобным противоречием. Обе изображены с красно-розовым цветком: у одной — он маленький, в волосах; у другой — большой, в руках. В обоих случаях он — сфокусированный цвет, который пробуждает ответную, созвучную ему жизнь розового везде, где тот присутствует, — в одежде (сидящий атлет), пейзаже или в живой плоти (девушка-ложечка)... В итоге рождается объединяющая обеих "гармония в розовом и голубом"».

14. Расскажите об этапах творчества Ж. Брака.

15. Какие особенности были характерны для творчества художников-футуристов?

16. Какой художественный прием Дж. Балла использовал для передачи движения на полотне? Приведите примеры его произведений.

17. Что объединяло художников-экспрессионистов Э. Мунка и П. Клее?

18. Дайте характеристику абстракционизму.

19. В чем состоят особенности геометрических абстракций П.Мондриана?

20. Расскажите о творческом методе Дж. Поллока.

21. Какие приемы использовал для создания скульптур Г. Мур?

22. С помощью каких художественных приемов сюрреалисты фиксировали на холсте подсознательное?

23. Расскажите о творчестве С.Дали.

24. Что было главным в творчестве Р. Магритта?

25. Сравните картину Р. Магритта «Сон человека» и картину П. Пикассо «Портрет Амброаза Воллара».

26. Почему Ж. Миро можно назвать мастером фантастических знаков? Объясни-

П. Пикассо. Портрет Амброаза Воллара

Р. Магритт. Сон человекате свою точку зрения, используя примеры из его произведений.

27. Перечислите основные черты поп-арта.

28. Что помогло добиться успеха Э.Уор-холу? Приведите примеры его произведений.

29. Расскажите об особенностях оп-арта.

30. Охарактеризуйте творчество В. Вазарели.

31. Что отличает произведения художников-гиперреалистов?

32. Как проявился концептуализм в изобразительном искусстве.

33. Расскажите о видах произведений кинетического искусства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.