Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Московский концептуализм

Наиболее последовательно московский концептуализм реализовался в творчестве Ильи Кабакова, Риммы и Валерия Герловиных, Андрея Монастырского и группы «Коллективные действия» (КД). Один из основных компонентов московского концептуализма — абсурд, формы и слова, лишенные смысла. Молчание, ничегонеделание, пустые пространства — это те формы, с помощью которых концептуалисты пытаются намекнуть на возможность существования искусства, свободного от идеологии. Бесцельная игра активизирует саму жизнь, подтверждает человеческое существование, потому что «искусство как идея» возникает и функционирует только в качестве продукта человеческой жизни.

В деревне Никола-Ленивец под Калугой художники Н.Подлисский и К. Батынков построили ступенчатую круглую башню из сена. Они искали естественный образ, органично вписывающийся в русский пейзаж и уже содержащийся в нем. Башня воплотила идею роста, поиска высоты и чем-то была похожа на знаменитую Вавилонскую башню. Авторы проекта утверждали, что это — лестница в небо, приснившаяся человеку, задремавшему в стогу (явное напоминание о сюрреализме). Весь процесс реализации проекта запечатлел фотограф. В выставочном зале были представлены большие цветные фотографии башни при различном освещении, утром и вечером, летом и зимой. Это напомнило о прекрасной серии полотен импрессиониста К. Моне «Стога сена».

На этом творческие поиски Н. Подлисского и К. Батынкова не закончились. Когда выпал снег, они вместе со своим другом С.Лобановым в том же месте провели акцию: на поле за башней слепили целую армию снеговиков с различными выражениями лиц, в разных позах. Эта акция проводилась с 23 февраля по 8 марта 2000 г. Снеговики весной благополучно растаяли, но до этого их успели сфотографировать в разных ракурсах, днем и ночью. Эти снимки уже неоднократно демонстри­ровались на выставках. Серия из девяти портретов снеговиков подобна тиражируемым многократно Э.Уорхолом портретам знаменитостей. Явно просматривается копирование современными художниками стратегий маэстро, но не напрямую, а с определенной иронией.

Ярким примером реализации концептуальных идей в искусстве может быть проект «Трансгрессия» творческой группы в составе: Л. Байтенова, Е. Габриелев, Г. Ельшевская, С. Кусков, А.Ольховский, Н.Селиванов, Ю.Фесенко и Д. Хегай. Понятие «трансгрессия» используется лексикой структурализма для описания процессов, происходящих на границах культуры. Точнее, под трансгрессией подразумевается выход за пределы разумного и управляемого мира. Изначально этот термин обозначает такой геологический процесс, когда вследствие тектонических изменений море наступает на сушу, изменяя материковые границы. За трансгрессией следует регрессия — море отступает, оставляя слой новых накоплений. Собственно, связывать этот проект с некими глубинными «тектоническими» процессами в культуре позволяет то, что его авторы исследуют формирование новой визуальной модели. В их художественно-эвристическом проекте выстраивается ряд из произведений искусства, где каждое последующее является интерпретацией предыдущего. Рассматривая каждое произведение по отдельности, мы сталкиваемся с регрессией, т.е. изучаем определенный слой накоплений.

Для реализации этого проекта был создан визуальный ряд, состоящий из репродукции в альбоме персидского ковра, живописного произведения по этой репродукции, черно-белой фото-версии с живописного полотна одинакового с ней размера, гобелена, сотканного по фотографии, и видео произведения. Выбор объекта не был случайным. Это один из древнейших (V в. до н.э.) царских погребальных ковров персидской работы. Авторы не ставили перед собой задачи расшифровать орнаменты этого ковра. Они пытались реконструировать процесс движения времени, который меняет материю, но оставляет неизменным зашифрованное послание объектов художественной культуры. Проходит время, меняется мир, новые взгляды на те или иные произведения обогащают человеческое знание, и каждый художественный объект хранит в себе бесконечный потенциал для извлечения новых смыслов.

Как интерпретационный полигон для этого проекта был выбран музей. В качестве контекста использовались два музея — Музей искусства народов Востока и Государственный Эрмитаж. Проект был осуществлен непосредственно в Музее искусства народов Востока, а Государственный Эрмитаж, где хранится персидский ковер, был представлен в форме видеофильма, полученного в процессе единственной съемки, без монтажа. Собственно, концепция съемки являлась сутью проекта: надо было создать образ беспрерывного движения сквозь пространства Эрмитажа, толщу накоплений европейской цивилизации к ее таинственным истокам. Фильм демонстрировался в экспозиции по трем видеомониторам, запущенным последовательно, с интервалом в 10 минут. Таким образом, художественное высказывание с помощью электронных технологий для постмодернистских стратегий является одним из множества способов репрезентации, таких, как живопись, инсталляция или собственное тело.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Соцреализм. Соцреализм — официальное художественное направление в советском искусстве, существовавшее с середины 1930-х до начала 1980-х годов. Его целью было утвердить в | Соц-арт
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.