Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соцреализм. Соцреализм — официальное художественное направление в советском искусстве, существовавшее с середины 1930-х до начала 1980-х годов. Его целью было утвердить в

 

Соцреализм — официальное художественное направление в советском искусстве, существовавшее с середины 1930-х до начала 1980-х годов. Его целью было утвердить в общедоступной реалистической форме социалистические идеалы, образы новых людей и новых общественных отношений.

Постепенно сложилась жесткая программа социалистического реализма, главным в которой было прославление революционной борьбы народа и его вождей, советского строя жизни, социалистического строительства и трудового энтузиазма. Необходимо было следовать лозунгам коммунистической идейности, партийности и народности. Эти требования, которыми должны были руководствоваться союзы художников, определяли круг сюжетно-тематических композиций, типизированных портретов, тематических пейзажей-картин и т.д.

Метод социалистического реализма был предписан всем видам искусства, включая архитектуру и декоративно-прикладное искусство, что значительным образом тормозило их художественное развитие, мешало подлинной народности и традиционности искусства. Однако в русле этой программы были созданы проникнутые историческим оптимизмом и революционной патетикой произведения скульпторов Н.А.Андреева, С.Т.Коненкова, В.И.Мухиной, И.Д.Шадра, живописцев А.М.Герасимова, А.А.Дейнеки, Б. В. Иогансона, П.Д.Корина, Ю. И. Пименова, А.А.Пластова, Г. Г. Ряжского, С. А. Чуйкова, графиков Кукрыниксов, Д. С. Моора и др. Познакомимся с творчеством некоторых из них подробнее.

Николай Андреевич Андреев (1873 — 1932) был скульптором, рисовальщиком и портретистом. Андреев — автор скульптурных портретов артистов, писателей, художников. В памятнике Н. В. Гоголю он воплотил пространственно-световую концепцию импрессионизма. При обходе вокруг памятника образ Гоголя меняется от созерцательного до трагического благодаря игре света и тени. Андреев прославился созданием ленинианы (более 200 рисунков и 100 скульптурных изображений). Скульптор был одним из наиболее активных участников осуществления пла­на монументальной пропаганды.

Вера Игнатьевна Мухина (1889 — 1953) создавала станковые и монументально-декоративные композиции, после революции активно участвовала в реализации плана монументальной пропаганды («Освобожденный труд», «Пламя революции» и др.). Мухина много работала в области портрета (памятник П.И.Чайковскому в Москве). Наиболее известная скульптура Мухиной — группа из нержавеющей стали «Рабочий и колхозница», венчавшая советский павильон на Всемирной выставке в Париже (1937) и ставшая символом СССР (в настоящее время установлена перед северным входом выставочного комплекса, бывшего ВДНХ).

Иван Дмитриевич Шадр (Иванов) (1887—1941) работал в станковой и монументальной скульптуре. Необычайную популярность имело его произведение «Булыжник — оружие пролетариата. 1905 год» (1927), считавшееся символом и образцом нового пролетарского искусства. Большой известностью пользовались скульптуры «Рабочий», «Красноармеец», «Крестьянин», «Сеятель», выполненные с односельчан Шадра. Он также создал знаменитую «Девушку с веслом» — эталон совет­ской парковой скульптуры.

Александр Михайлович Герасимов (1881 — 1963) был портретистом, пейзажистом, писал картины на историко-революционные темы. Герасимов был приверженцем академической школы: крепкого, грамотного рисунка, уравновешенной композиции, сдержанного колорита. Его большие холсты, наполненные плакатным пафосом («В.И.Ленин на трибуне», «И.В.Сталин и К.Е.Ворошилов в Кремле», «Гимн Октябрю»), стали образцами официального стиля советской живописи.

Герасимов имел дар легко схватывать портретное сходство, поэтому ему заказывали портреты высокопоставленные люди, руководители государства и партии («Портрет балерины О. В.Лепешинской», «Групповой портрет старейших художников И. Н. Павлова, В.Н.Мешкова, В. К. Бялыницкого-Бируля, В. Н. Бакшеева»). «Портрет балерины О.В.Лепешинской» — это портрет в интерьере. Огромное зеркало, на фоне которого изображена балерина, позволяет увидеть гримерную и другой ракурс модели. В групповом портрете старейшие художники (И.И.Павлов, В. Н. Мешков, В.К.Белыницкий-Бируля, В.Н.Бакшеев) непринужденно расположились вокруг небольшого столика и ведут оживленную беседу. Точность характеристик, живописная выразительность, своеобразный артистизм делают этот портрет запоминающимся. В пейзажах и натюрмортах, допускающих большую свободу по сравнению с официальными заказами, Герасимов проявил себя прекрасным колористом, продолжающим импрессионистические искания позднего К.А.Коровина.

Александр Александрович Дейнека (1899—1969) был человеком широко одаренным: живописцем, графиком, скульптором и монументалистом. В первый период творчества он использовал для больших живописных полотен приемы плакатной графики и киномонтажа («На стройке новых цехов»). Дейнека написал первую советскую монументальную историко-революционную картину «Оборона Петрограда» (1928). Суровому нарастающему ритму движения отряда рабочих, уходящих на защиту Петрограда, противопоставлен прерывистый ритм движения иссякающего потока раненых, возвращающихся с фронта по мосту.

Станковые работы Дейнеки 1930-х годов запечатлели физическое и нравственное совершенство строителей социализма («Физкультурница», «Футбол», «Будущие летчики» и др.). Самой значительной работой этого периода является картина «Мать». В ней сочетаются героическая монументальность, лиризм и драматическое напряжение. Это достигается с помощью динамичной асимметричной композиции и строгости колористического решения. В эти годы Дейнекой были написаны смелые по новизне поэтичные полотна: «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки», «Полдень» и др.

Дейнека — автор мозаичных плафонов станции метро «Маяковская», основной темой которых было покорение воздушного пространства и спорт (аэропланы, парашютисты, летающие лыжники и гимнасты). В годы Великой Отечественной войны им были созданы патриотические произведения, полные героического пафоса («Окраина Москвы. Ноябрь 1941 г.», «Оборона Севастополя»). Значительной работой Дейнеки стал выполненный в технике флорентийской мозаики фриз с портретами выдающихся ученых в здании МГУ на Воробьевых горах. В поздний период художник все более тяготел к академизму («Раздолье»), в его творчестве преобладали камерные станковые работы («Друзья»).

Борис Владимирович Иогансон (1893—1973) был образцовым художником социалистического реализма. Он писал полотна с панорамами строек, искал новый социальный типаж («Рафак идет», «Вузовцы»). В 1930-е годы Иогансон создал две свои главные картины, связанные с историко-революционной тематикой — «Допрос коммунистов» и «На старом уральском заводе». В «Допросе коммунистов» мужчина и женщина, противостоящие белогвардейцам, являют собой единое целое. Они словно надвигаются на тех, кто их допрашивает. Художник использовал для этого специальный прием: чуть повысил линию горизонта, наклонил пол. Стоящие насмерть коммунисты выглядят победителями. В центре сюжета полотна «На старом уральском заводе» психологический поединок хозяина (для этой фигуры позировал художник А.М.Герасимов) с поднимающимся против гнета рабочим. Иогансон был продолжателем традиций, заложенных русскими художниками, прежде всего И.Е.Репиным и В.И.Суриковым.

Павел Дмитриевич Корин (1892 — 1967) был живописцем и монументалистом. Он родился в семье потомственных иконописцев в селе Палех. В поисках большого стиля он обращался к классическому наследию мастеров прошлого. В годы революции Корин участвовал в оформлении демонстраций и празднеств, делал плакаты по эскизам В.Маяковского. Трагическими были для Корина 1930-е годы. Он писал людей уходящего прошлого, что шло вразрез с официальным искусством.

Одним из самых значительных произведений Корина стала незавершенная картина «Реквием» («Русь уходящая»), изображающая крестный ход во время похорон патриарха Тихона. Корин считал своим долгом запечатлеть православную Россию, казалось бы обреченную, но продолжающую жить, уверенную в своей правоте. Работа над полотном заняла более 10 лет. Корин написал для нее много портретов — от нищих до высших церковных иерархов, выполнил композиционные эскизы. Персонажи объединены общим состоянием, полны внутреннего духовного огня, но при этом каждый обладает индивидуальным характером. Триптих «Александр Невский» (центральная часть), «Старинный сказ» (правая часть) и «Северная баллада» (левая часть) посвящен героическим образам Древней Руси. Воин, защитник родной земли и духовных идеалов России, привлекает Корина. Александр Невский изображен в полный рост с мечом в руках. Взор Невского, грозный и яростный, напоминает взор Спаса Ярое Око на знамени. Красно-черный силуэт фигуры контрастно смотрится на фоне Софии Новгородской и кристальной глади реки. Художник использует низкую линию горизонта, для того чтобы фигура Александра Невского выглядела еще более величественно.

На протяжении многих лет Корин создавал в сдержанной цветовой гамме замечательную портретную галерею монументально-величественных образов известных ученых, артистов и писателей (портреты А.М.Горького, М.В.Нестерова, К.Н.Игумнова, С.Т.Коненкова, Кукрыниксов и др.). Свобода и артистизм исполнения, композиционная, живописная и психологическая завершенность работ вызывают такое впечатление, будто они написаны на одном дыхании. Однако за каждым произведением стоит долгий и кропотливый труд. Портреты Корина — важный этап в развитии этого жанра в русском искусстве, в них соединены традиции классического искусства и современность. Корин создал мозаичные панно для станции метро «Комсомольская-кольцевая» в Москве, в которых продолжил героическую тематику.

Юрий Иванович Пименов ( 1903 1977) воплощал на своих полотнах ритмы города. Его полотна 1930-х годов наполнены яркими красками и приметами времени. На картине «Новая Москва» девушка за рулем автомобиля проезжает мимо только что отстроенных зданий Охотного ряда. Портрет «Актриса» рассказывает о героине через переливающуюся пестроту вещей и тканей на туалетном столике. Натюрморты Пименова из серии «Вещи каждого дня» рассказывают о характерах владельцев этих вещей, рождают сложные ассоциации. Типичная для художника картина «Ожидание»: снятая трубка телефона, стоящего на подоконнике, капли дождя на стекле, напоминающие слезы, — все говорит о душев­ных переживаниях человека. Главной темой творчества Пименова до конца жизни оставалось любование городскими мотивами («Свадьба на завтрашней улице», «Кусок стекла», «Дороги»). Художник пытался опоэтизировать на своих полотнах обыденные сцены.

Аркадий Александрович Пластов (1893—1972) был признан классиком советского искусства. Лучшие его картины посвящены крестьянской тематике. Он почти всю свою жизнь прожил в селе Прислониха Симбирской губернии и писал портреты односельчан, сенокос, жатву, сбор урожая и др. Краски русской природы живут на его картинах в золоте хлебных полей, зелени листвы и многоцветье лугов. Пластова восхищал труд русских крестьян — воплощенная гармония природы и человека.

В годы Великой Отечественной войны Пластов создал полотно «Фашист пролетел» (1942). На фоне прекрасного осеннего пейзажа мы не сразу замечаем убитого пастушка и растрелянное фашистским летчиком стадо. В этой сцене война запечатлена как народная трагедия, как посягательство на мирную жизнь. Будни военного времени отражены на картине «Жатва» (1945). Дети, чьи отцы и братья сражаются на войне, сидят рядом со стариком за скромной трапезой. Классически уравновешенная композиция и теплый колорит передают в мирной сцене естественное течение жизни. В лучших своих работах Пластов воспевал красоту человека, русского пейзажа и радость труда на родной земле («Сенокос», «Родник», «Весна», «Юность», «Лето», «Ужин тракториста»). Он как реалист естественно продолжил классическую традицию русской живописи XIX в.

В 1960-е годы определились основные тенденции в развитии культуры второй половины XX в.: произошла смена поколений ведущих мастеров, художники стали выбирать принципиально новые темы, развивали «суровый стиль», началось преодоление изолированности русской культуры от мировой практики.

В 1960-е годы начался новый важный этап в истории отечественной культуры — сформировалась мощная оппозиция идеологическому диктату государства. На выставке в московском Манеже в 1962 г. тогдашний глава государства Н. С. Хрущев подверг художников, работавших вне рамок официального искусства, так называемых «нонконформистов», жесткой критике. После этого любые формы культу­ры, не укладывавшиеся в нормы соцреализма, могли существовать только в нелегальных условиях. Авангард, образно говоря, ушел в подполье, проводились неофицальные выставки. Многие «неформалы» уехали на Запад. Так, Э. Неизвестный и М.Шемякин сначала добились признания за рубежом, а потом уже после «перестройки» с триумфом вернулись в Россию.

Следующим крупным выступлением авангардистов стала выставка на пустыре в районе Беляево в Москве (1974), которую городские власти в присутствии иностранных журналистов разогнали с помощью бульдозеров (она вошла в историю как «Бульдозерная выставка»). Событие получило международную огласку, и власти вынуждены были разрешить выставки «неформалов» на Малой Грузинской улице в Москве и допустить разнообразие манер исполнения и тем в официальных экспозициях. Политическая ситуация стала меняться, и во второй половине 1980-х годы нормы и требования социалистического реализма отпали как устаревшие.

В 1960 — 1970-е годы живописцы стремились к динамичности, лаконизму, обобщенности при яркой эмоциональности и точной характеристике образов. Так, Е. Е. Моисеенко создал в широкой экспрессивной манере овеянные революционной романтикой полотна о Гражданской и Великой Отечественной войнах (цикл «Годы боевые», «Красные пришли» и др.).

Оригинально трактовали реалистические традиции художники Д.Жилинский и В. Попков. В художественной жизни России второй половины XX в. большую роль играли частные художественные галереи. Они способствовали деидеологизации русского искусства, знакомили с ним западных ценителей. Важнейшее значение имела официальная выставочная деятельность. Крупные юбилейные экспозиции воспринимались как подведение итогов, выявление главных проблем в развитии живописи, графики и скульптуры. В конце XX в. мастера разных поколений с увлечением отдались экспериментам в духе новейших западных художественных течений. Особую популярность получило концептуальное искусство, повсеместно стали проводить акции, перформансы, хэппенинги. Возникли и оригинальные направления, например соц-арт. Своей задачей считали отражение сложных реалий современности, внутреннего мира людей.

 

 

«Суровый стиль»

В советской живописи конца 1950-х — начала 1960-х годов утвердился «суровый стиль». Название относилось к произведениям художников, изображавших в сюжетно-тематических картинах жизнь простых людей в возвышенно-поэтическом духе. Художники воспевали энергию и волю современников, «героику трудовых будней» (Н.И.Андронов, Г. М.Коржев, В.И.Иванов, П.Ф.Никонов, П.П.Оссовский, Т.Т.Салахов и др.). Сходные установки проявлялись в графике (И.В.Голицын, Г.Ф.Захаров) и в скульптуре (Д.М.Шаховской, Ю.В.Александров). Для «сурового стиля» характерны монументальные композиции, обобщенные, лаконичные формы, энергичные ритмы, четкие силуэты, сдержанная цветовая гамма.

Гелий Михайлович Коржев (р. 1925) с самых ранних работ обращался к большим гражданственным темам. Первым крупным произведением художника является триптих «Коммунисты», состоящий из картин «Интернационал», «Гомер (Рабочая студия)» и «Поднимающий знамя». Историко-революционная тема трактуется художником с высокой степенью философского и социального обобщения. Коржев создал целостные образы «солдат революции». Главные персонажи изображены крупно, все предельно лако­нично, только некоторые детали даны как приметы времени. Стиль Коржева остается сдержанно-суровым, даже когда он обращается к лирической тематике («Влюбленные»). Живописи Коржева присущ драматизм. Так, в картине «Художник» звучит тема невостребованное таланта. В 1960-е годы Коржев создал серию картин «Опаленные огнем войны». Полотна этой серии («Проводы», «Заслон») обладают огромной силой эмоциональной выразительности. Одна из последних работ художника «Дон Кихот» показывает борца за справедливость, несломленного героя, что вселяет надежду на светлое будущее.

Виктор Иванович Иванов (р. 1924) прославился как создатель больших тематических полотен («На покосе. В шалаше», «Семья. 1945 год», «Рязанские луга», «Родился человек», «Под мирным небом», «Вечер в лугах» и др.). Всем им свойственны ясная композиция, четкая очерченность контуров, сдержанность цветового решения. На картине «В кафе "Греко"» изображены художники Г. М. Коржев, П. П.Оссовский, Е. И.Зверьков, Д.Д.Жилинский и сам автор во время совместной поездки в Рим в 1973 г. Темы для больших картин Иванов искал в патриархальной жизни русской деревни. Его кумиром был А.А.Пластов. Выразительные средства, свойственные скорее монументальной, чем станковой живописи, отличают даже его камерные полотна: «Автопортрет с дочерью», «Внучка», «В саду», «Маша» и др. Иванов был самым последовательным приверженцем «сурового стиля».

Таир Теймур оглы Салахов (р. 1928) был признанным лидером «сурового стиля», прекрасным живописцем и графиком. Одной из задач этого направления было развитие невостребованных официальным соцреализмом традиций ранней советской живописи. Образцом для подражания Салахов считал творчество А.Дейнеки. Салахов искал новый пластический язык («Резервуарный парк», «Монтажник», «Женщины Апшерона» и др.). Особое место мастера среди художников «сурового стиля» объяснялось тем, что он изображал не гигантские сибирские стройки, а обратился к труду нефтяников Каспия («Ремонтники»).

Суровая романтика и драматическая героика отличают и портреты Салахова. В «Портрете композитора Кара Караева» изображен творец, размышляющий над актуальными духовными проблемами времени. Необычна асимметричная композиция — композитор показан в профиль, его лицо погружено в тень, а освещена напряженная спина, обтянутая белым свитером, которая выделяется ярким пятном на фоне черного рояля.

С конца 1960-х — начала 1970-х Салахов от тематической картины «сурового стиля» перешел к пейзажам родного края, портретам родных и близких («Айдан» — портрет дочери), красоте обнаженного женского тела, экзотике заморских стран. Работы этого периода по-прежнему отличают монументальная выразительность форм, классическая строгость композиции и оригинальная пластика.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конструктивизм | Московский концептуализм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.