КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интернет-реклама
Развитие сети Интернет как технологии и средства массовой коммуникации Днем рождения сети Интернет принято считать 2 января 1969 года, когда Министерство обороны США (а точнее, его исследовательское подразделение ARPA) начало работы по созданию сети компьютеров оборонных организаций (ARPANet). Такая сеть должна была обеспечивать надежное функционирование компьютеров и обмен данными между ними даже в случае, если один или несколько из них будут уничтожены в результате военных действий. Эти задачи могла решать только сеть, в которой отсутствовал бы единый центр, а каждый из ее сегментов (компьютеров или групп компьютеров) был бы полностью самостоятелен. Поначалу сеть состояла всего из четырех компьютеров и объединяла два университета штата Калифорния. Однако к 1972 году количество узлов выросло на порядок, и дальнейшее развитие сети было весьма стремительным. Через некоторое время сеть перестала быть сугубо военной, а в 1990 году власти США официально отменили требование, по которому для подсоединения к сети была необходима рекомендация какого-либо государственного органа. Это решение и послужило началом эпохи современного Интернета, работать в котором может любой человек или организация. В 1992 году была разработана концепция World Wide Web — дружественная для пользователя система легкого и естественного просмотра гипертекстовой информации, что и сделало Сеть по-настоящему массовой. Именно с этого времени начался стремительный приток в Интернет все более широкого круга пользователей. Так, еще в 1995 году во всем мире насчитывалось лишь 16 млн пользователей Сети, а к ноябрю 2000 года мировая интернет-аудитория перешагнула отметку в 400 млн [ 118] (это почти 7 % населения планеты). В январе 2004 года число пользователей в мире составило 716 млн, т. е. 11% населения Земли [114]. В таких развитых странах, как Швеция, США, Великобритания, Швейцария, Дания, и в некоторых азиатских государствах доля пользователей Интернета относительно населения страны (так называемый «penetration rate») уже превышает 60 %.
Конвергенция Интернета с другими СМК Интернет уже сейчас становится фундаментом и связующей платформой в процессе конвергенции медиа-сред: телевидения, радио, прессы, наружной рекламы, самого Интернета и телефона. Проиллюстрируем это на примере сегодняшних тенденций. 1. В американских отелях начали устанавливать печатные автоматы, подключенные к Интернету. С их помощью гости отеля могут распечатать газеты, издающиеся у них на родине. 2. Все чаще голосования, которые телеканалы проводят через Интернет, выводятся в реальном времени во время эфира. 3. Продвинутые рекламодатели начинают использовать в своих коммуникациях так называемый мобильный маркетинг — создаются развлекательные, информационные и транзакционные проекты на базе технологий WAP (мобильный Интернет), IVR (голосовые сервисы), SMS (обмен текстовыми сообщениями). 4. На радио и телевидении все больше появляется «интерактивных программ». Пассивные до недавнего времени потребители эфира (телезрители) начинают активно принимать участие в действе посредством Интернета или телефона. 5. В сети открывают вещание теле- и радиостанции. Пропускная способность интернет-каналов значительно увеличивает их аудиторию. 6. В ближайшее время на улицах Москвы появятся интерактивные щиты — информация на них будет поступать по беспроводному каналу Интернет в реальном режиме времени. Более того, обычный человек сможет отправить на щит свое сообщение (по телефону или через Сеть) или «получить от щита» более подробную информацию об объекте рекламы.
7. В местах продаж устанавливают сенсорные экраны, которые помогают покупателям принять решение. Они представляют собой переработанный продуктовый сайт компании-продавца. Такие примеры можно продолжить, но вывод напрашивается один: в обществе будущего пока еще привычные и довольно четкие границы между медийными каналами будут размыты. Каждый из них станет по-настоящему интерактивным и персонифицированным. И именно Интернет будет той технологией и средой, которая сделает это возможным. Преимущества и недостатки Интернета как рекламоносителя Основные преимущества продвижения товаров и услуг в сети Интернет (и в частности, онлайн-рекламы) очевидны. Прежде всего, это конкретный состав аудитории. В Интернете можно точно фокусировать рекламное воздействие на целевую аудиторию: по географии, типу пользователя, времени использования, частоте показа рекламы, показ баннеров в определенной последовательности, — и осуществлять персонализированные контакты с разными типами пользователей. Фокусировки, или таргетинг, — уникальная особенность интернет-рекламы, позволяющая делать ее особенно эффективной. Если в оффлайн-рекламе четко сфокусировать рекламное воздействие на целевую аудиторию часто бывает довольно сложно, то в Интернете для этого есть специальные технические возможности. Понятно, что рекламировать услуги московского фитнес-клуба жителям Владивостока не имеет смысла. Поэтому можно просто включить опцию географического таргетинга, и «стрельбы из пушки по воробьям» не произойдет. Можно ограничивать время показа баннера (службу доставки пиццы лучше рекламировать в обеденное время и вечером), можно показывать рекламу, скажем, только домашним пользователям (dial-up соединение), или только банкам, или, например, учебным заведениям, для чего используются специальные базы данных. Еще одним примером фокусировки является контекстный показ рекламы под ключевые слова в поисковых системах. Можно выстраивать целые последовательности показа баннеров (sequency), придавая кампании некий сюжет, или, например, ограничивать число показов одного баннера каждому пользователю. Действительно, если пользователь, увидев баннер три-пять раз, так и не заинтересовался им, вряд ли он заинтересуется рекламируемым товаром на шестой показ. Тем самым существенно экономится бюджет рекламодателя, повышается эффективность кампании и охват целевой аудитории, а также, что немаловажно, снимается возможное раздражение пользователя от слишком частого контакта с рекламой, в которой он не заинтересован. Как правило, сфокусированная реклама стоит дороже обычной.
Особенно хорошо работает онлайн-продвижение для компаний с довольно узкими целевыми аудиториями, в том числе работающими в области business-to-business, а также для продуктов и услуг, основные потребители которых — образованные люди активного возраста с высоким уровнем дохода. Кроме того, в Интернете можно успешно проводить различные промо-акции в поддержку вывода на рынок товаров FMCG (повседневного спроса). Проверено, что рекрутинг участников акции через сеть гораздо эффективнее, чем традиционными способами. Во-вторых, высокая цитируемость информации в оффлайн-среде. (Многие журналисты пользуются Интернетом — таким образом, прозвучавшая в Интернете информация имеет высокие шансы на публикацию в традиционных СМИ.) В-третьих, Интернет — среда эффективного и полного представления объекта рекламы: время коммуникации не ограничено, в распоряжении маркетологов текст, графика, анимация, аудио и видео, интерактивные модули (двусторонняя интерактивная коммуникация с целевой аудиторией позволяет получать информацию непосредственно от пользователей-потребителей), облегчающие работу с информацией, и многое другое. В-четвертых, только в Интернете возможна высокая оперативность управления рекламной кампанией, в том числе динамическая адаптация рекламного сообщения, сценария коммуникации и т. д., а также предоставление и изменение информации, минимальное время реакции на нее. Интернет позволяет гибко выстраивать сценарии взаимодействия с целевыми аудиториями компании-рекламодателя. В-пятых, в Интернете возможно проведение оперативного, четкого и глубокого анализа рекламных мероприятий и других форм коммуникации с пользователем, т. е. эффект от рекламы можно измерить. В сети можно практически в реальном режиме времени оценить, какая форма коммуникации и какой креатив работают лучше всего, благодаря чему полученные данные можно проецировать на всю маркетинговую коммуникацию, в том числе и вне сети.
И последнее — немаловажна и более низкая стоимость контакта, по сравнению с другими СМИ, невысокий барьер входа — масштабная рекламная кампания в Интернете может обойтись в несколько десятков тысяч долларов, а те же вложения, скажем, в телевизионную рекламу будут практически незаметны и неэффективны. Разумеется, Интернет, как и любой другой канал маркетинговых коммуникаций, не лишен и определенных недостатков. К ним, в первую очередь, относится пока еще относительно невысокий охват аудитории: скажем, выводить на рынок новую марку стирального порошка средней ценовой категории, используя только онлайн-рекламу, было бы неразумно. Еще один минус Интернета — низкий кредит доверия. Некоторые сложности связаны и с тем, что в Интернете очень легко разместить любого рода информацию, даже заведомо недостоверную или наносящую ущерб тому или иному человеку или организации. В связи с этим к информации в Интернете иногда относятся с меньшим доверием, чем к опубликованной в других СМИ. Тем не менее обе эти проблемы успешно решаются с помощью правильной постановки задач онлайн-продвижения и внимания к циркулирующей в сети отраслевой информации, а также грамотного выстраивания собственных информационных сообщений в Интернете.
Общая модель рекламной коммуникации в Интернете В базовом сценарии задействована своего рода двухступенчатая модель коммуникации. Первым звеном является внешняя реклама: баннеры, текстовые блоки и другие рекламные носители, размещаемые на сайтах. Это воздействие принято называть пассивной рекламой, т. к. она не находится под контролем пользователя. Пользователь видит рекламу как следствие взаимодействия с сайтом web-издателя (его посещения). Этим данное звено похоже на рекламу в традиционных СМИ, когда человек покупает журнал для того, чтобы почитать новости и статьи на интересующую его тему, а не ознакомиться с новым рекламным объявлением, или включает телевизор для просмотра фильма, а не рекламных роликов и т. д. Второе звено сценария — результат взаимодействия пользователя с рекламой. Если человек по той или иной причине заинтересовался рекламируемым товаром или просто самим баннером — начинается активная фаза: пользователь может выразить свою заинтересованность кликом курсора мыши на баннер, с тем чтобы перейти на сайт рекламодателя. В общем виде процесс взаимодействия можно представить следующим образом: пользователь увидел рекламу — проявил любопытство (пользователь заинтригован) — возникло желание получить более подробную информацию (клик и переход на сайт рекламодателя) — принял решение совершить какое-либо действие: прочитать подробную информацию, разместить заказ, заполнить анкету и пр. Мы описали самый общий, стандартный сценарий взаимодействия. Чтобы повысить эффективность рекламного обращения (стимулировать переходы между фазами — чтобы «увидевший» заинтересовался, а «заинтересовавшийся» — совершил нужное рекламодателю действие), все чаще и чаще используются нестандартные сценарии взаимодействия с пользователем. Например, человек может тут же на баннере получить информацию о том, где можно провести вечер, выбрать подарок для своих друзей и т. д. Все это способствует и лучшему восприятию рекламы, и вовлечению пользователя в активное взаимодействие с объектом рекламы. Такой подход интернет-агентство Promo Interactive использовало при рекламе тарифного плана «Санни» сотовой компании МТС. Тариф был адресован тем, кто ценит свое свободное время, и интерактивный рекламный ролик представлял собой «Органайзер свободного времени». Человек, увидевший рекламу, мог ввести свой знак Зодиака и пожелание о том, как хотел бы провести сегодняшний вечер, например; поужинать, потанцевать, послушать музыку. После чего он получал совершенно реальные варианты проведения досуга, с адресами и расписаниями концертов, подробной информацией и т. д. (см. рис. на с. 82). (Увидеть этот ролик и «испытать его в действии» можно по адресу http://organizer.promo.ru — учтите только, что после окончания кампании органайзер дает вам несколько устаревшие советы©.)
Форматы рекламы и формы присутствия в Интернете Первыми рекламными форматами, получившими распространение в сети Интернет, были баннеры и текстовые блоки. Баннер представляет собой рекламный блок, содержащий сообщение рекламодателя, который размещают на страницах сайтов-площадок. Его размер, как правило, жестко фиксирован. В настоящее время используется более десяти форматов баннеров, считающихся стандартными. Существуют ограничения и по «весу» баннера (объем файла в килобайтах). В баннерах используются как обычные графические блоки (формат.gif, в последнее время чаще анимированный), так и flash-технология, позволяющая реализовать самые сложные креативные концепции (анимация, звук) и сделать рекламные носители интерактивными. Текстовые блоки в последние годы используются не очень широко. Они привлекают меньше внимания пользователей и не очень хорошо работают на имиджевую составляющую рекламы. С другой стороны, такие блоки увидят даже те пользователи, которые отключили показ графики в своих браузерах (правда, их относительно немного). А главное — доверие к текстовой информации у пользователя обычно несколько больше, чем к стандартным рекламным сообщениям, т. к. текстовые объявления как бы «маскируются» под содержание самого сайта. Текстовые форматы часто используются в контекстной рекламе. Отметим, что этический кодекс рекламиста требует, чтобы текстовое рекламное объявление идентифицировалось именно как реклама и не вводило пользователя в заблуждение (см. раздел 2.3.12). В настоящее время наиболее прогрессивные и эффективные форматы рекламных носителей — это, пожалуй, так называемые rich-media и beyond-the-banner (нестандартные рекламные носители). Строго говоря, к rich-media относятся практически все онлайновые рекламные носители, в которых использованы отличные от.gif,.jpeg и HTML технологии, т. е. любой flash-баннер по этому определению будет считаться rich-media. Понятие rich-media связывают с несколько более «продвинутыми» решениями — с тем, что относится к beyond-the-banner форматам. Нестандартные онлайновые рекламные носители (beyond-the-banner) позволяют использовать звук, интерактивные решения: например, опросы непосредственно на ролике, конфигураторы и пр. — по сути, такой ролик может представлять собой целый мини-сайт, для работы с которым пользователю даже не нужно уходить с основного сайта-площадки. Они не ограничены стандартным размером рекламного баннера и могут быть и круглыми, и треугольными — любыми по форме. Это достигается за счет использования так называемого верхнего слоя сайта — ролик размещается как бы поверх содержимого самой страницы. Нестандартные носители заметны, обладают хорошим имиджевым эффектом, а кроме того, имеют большие возможности в плане функциональности и интерактивности. Если такой носитель создан с привлечением ярких креативных идей, он вовлекает пользователя во взаимодействие с рекламируемым товаром уже на самой рекламной площадке, может быть полезен и/или интересен потенциальному потребителю. В то же время такую рекламу можно отнести к наиболее «агрессивным форматам», поэтому использовать ее надо аккуратно, например, не забывать о регулировании частоты показа одного модуля одному и тому же пользователю. Помимо уже описанных типов, широко используются и другие форматы рекламы. «Поп-апы» (pop-up) и «поп-андеры» (pop-under) — небольшие дополнительные окна, возникающие при открытии основной страницы сайта и несущие рекламное сообщение. В «поп-апе» могут быть размещены полноценные rich-media-ролики и другие формы рекламы. Interstitials (иногда называется также full screen) — рекламные заставки, часто в полный экран, возникающие при входе на сайт. Если пользователь не кликнет по ней мышью, такая вставка закроется, и пользователь получит доступ к сайту. При нажатии на заставку происходит переход на сайт рекламодателя. При использовании таких носителей, обычно имеющих имиджевый эффект, необходимо соблюдать крайнюю деликатность и тщательно дозировать рекламу: если пользователь увидит одну и ту же заставку несколько раз за короткое время, раздражение неизбежно.
Структура российского рынка интернет-рекламы и интернет-маркетинга Как же устроен рынок интернет-рекламы, о перспективах которого мы только что говорили? Как и любой другой рекламный рынок, это своего рода трехслойный пирог: рекламодатели — рекламные агентства и технологические компании — рекламные площадки. Рекламодателем может стать любая компания (как российская, так и зарубежная), web-проект, частное лицо — одним словом, любой субъект, заинтересованный в донесении своей информации до представителей целевой аудитории посредством рекламы в Интернете. Рекламные агентства, в свою очередь, можно разделить на три типа: 1. РА, специализирующиеся на рекламе в Интернете. 2. Службы продаж крупных интернет-площадок. 3. Специализированные подразделения традиционных РА (оффлайн-агентств). У каждого из этих типов РА есть свои преимущества. Специализированные интернет-агентства обладают богатой статистикой и опытом в области онлайн-рекламы, разрабатывают и внедряют новые маркетинговые подходы и технологические решения, относящиеся к продвижению в Интернете. Такие РА объединяют вокруг себя все подразделения, необходимые для проведения комплексной рекламной кампании в Сети: разработку рекламных носителей, медиапланирование, размещение рекламы, аналитику. Для клиента работать с РА очень удобно, ведь это сотрудничество сильно сокращает трудозатраты заказчика на проведение кампании и избавляет его от необходимости держать в штате собственных специалистов по интернет-рекламе. Среди крупнейших российских интернет-агентств — Promo Interactive (ранее работавшее под маркой Promo.Ru), AdWatch, IMHO-VI, rnDigital, Index20, Me-diastars, рекламное подразделение Студии Артемия Лебедева и др. В последнее время наметилась тенденция к некоторой специализации интернет-агентств: отдельно выделяются так называемые клиентские РА, создающие решения индивидуально для каждого клиента, имеющие партнерские соглашения с сотнями рекламных площадок и планирующие рекламные кампании даже для компаний с самыми узкими целевыми аудиториями. Другой тип РА — медиабаинговые и медиаселлинговые. Как правило, они имеют прочные отношения с несколькими крупнейшими рекламными площадками. Преимущества служб продаж крупных интернет-площадок — в доскональном знании собственных ресурсов (сайтов), возможности проведения на них нестандартных акций вплоть до изменения сайта под акцию стратегического рекламодателя, а также, пожалуй, самые высокие скидки на размещение. Такие отделы могут продавать не только рекламные возможности своего ресурса, но и рекламу на других площадках. Однако они все же сильно аффилиированы с материнской компанией и, естественно, заинтересованы продавать прежде всего рекламу на своем сайте. Интернет-подразделения оффлайн-агентств обладают хорошим знанием своего клиента и его бизнеса, могут предложить решения, максимально интегрированные в стратегию продвижения компании. Однако в большинстве случаев у таких РА пока недостаточно опыта проведения онлайн-акций. Весьма перспективным представляется альянс оффлайн- и онлайи-агентств, совместно работающих над проектами своих клиентов. К технологическим (сервисным) компаниям относятся разработчики разного рода решений, позволяющих оптимизировать размещение рекламы и предоставляющих аналитические и другие возможности как для РА, так и для рекламодателей. Это, прежде всего, системы управления рекламой (так называемые «крутилки» — AdRiver, BannerBank, Krutilka.ru, AdWatch, DoubleClick), сервисы онлайн-статистики (SpyLOG, HotLog, Rambler Top 100), мониторинговые (WebScan), аналитические и исследовательские компании (к примеру, сервисы онлайн-опросов VoxRuNet, PolHAll, Alfaret). Основные типы рекламных площадок, т. е. каких-либо интернет-проектов, предоставляющих пользователям информацию или полезные сервисы, собирающих заинтересованную аудиторию и продающих возможность воздействия на нее рекламодателю: ♦ поисковые системы и каталоги (Yandex, Rambler, Google, Aport, Rambler Top 100 и др.); ♦ порталы и новостные сайты (Gazeta.ru, Len.ta.ru, порталы при Yandex, Rambler и Mail.ru и т. д.); ♦ сервисные сайты (почтовые серверы, сайты виртуальных открыток, форумы, конференции и чаты, системы статистики); ♦ специализированные тематические сайты (Auto.ru, MFD.ru, Afisha.ru и др.); ♦ рекламные (баннерные) сети; ♦ сайты интернет-провайдеров (портал ROL.ru и др.); ♦ рассылки (Subscribe.ru, служба рассылок Mail.ru); ♦ рейтинги (SpyLOG, Rambler Top 100). Мы выделили эти типы по принципу предоставления особых возможностей для организации взаимодействия с потребителем. Зачастую те форматы рекламных акций, которые возможны на площадках одного типа, не могут быть реализованы на других. Поисковые системы (так же, как каталоги и рейтинги проектов) предоставляют уникальные возможности для так называемой контекстной рекламы — рекламы, которую демонстрируют пользователям, уже заинтересованным той или иной темой. Например, реклама специализированного автомобильного сервиса будет значительно эффективнее, если ее показать человеку, сделавшему в поисковой машине запрос «ремонт BMW». Существуют сервисы, «привязывающие» показ рекламы не к поисковому запросу, а к тематике сайта, на который пришел посетитель. К примеру, реклама лекарств может быть показана только пользователям, перешедшим на медицинский сайт. Крупнейшая и практически на сегодняшний день единственная в России (помимо поисковых систем и каталогов) компания, специализирующаяся на такой рекламе, — «Бегун». Порталы, новостные и сервисные сайты (в том числе почтовые сервисы) обычно имеют очень большую аудиторию и могут использоваться, когда необходим широкий охват пользователей. Как правило, они довольно охотно идут на организацию нестандартных маркетинговых акций. Новостные сайты — хороший канал для построения связей с общественностью через Интернет. Тематические сайты обычно привлекают четко сфокусированные целевые группы, объединенные общим интересом к той или иной тематике. К примеру, новые духи лучше рекламировать на так называемых «женских» ресурсах — сайтах о моде, кулинарии, воспитании детей и т. д., тогда как реклама автомобилей, недвижимости и прочих дорогих товаров и услуг обычно эффективна при размещении на сайтах по финансам, бизнесу, элитному туризму, а также на новостных сайтах. Рекламные или баннерные (баннерообменные) сети построены на следующем принципе: сайты — участники сети выделяют на своих страницах специальное пространство (место для баннеров), в котором размещается информация других участников сети (обмен баннерами). Администрация сети взимает с участников комиссию в виде некоторого количества рекламных показов, которые затем продает или использует для собственной «раскрутки». Сети могут объединять от нескольких десятков до тысяч сайтов и иметь какую-либо тематическую направленность. Преимущества таких сетей — как правило, невысокая цена, широкий охват, возможность подбора сайтов с нужной клиенту тематической направленностью и целевой аудиторией. Среди недостатков — прежде всего то, что под «обменные» баннеры чаще выделяются далеко не лучшие места на страницах сайтов. Кроме того, сам подбор сайтов оставляет желать лучшего: сети могут включать в себя домашние страницы частных пользователей, сайты сомнительного содержания. Участие в сетях в таком случае дискредитирует компанию-рекламодателя. Качественные сайты — участники сетей пользуются высоким спросом, и желающему «прорекламироваться» на них через сеть приходится ждать несколько недель или месяцев («постоять в очереди»). Мы бы не рекомендовали рекламодателям участвовать в сети на условиях обмена, потому что: ♦ вы практически не можете контролировать, какая реклама будет «крутиться» на вашем сайте (представляете себе баннеры порноресурса на корпоративном сайте серьезной компании?). Не лучше и ситуация, когда на вашем сайте будет размещена реклама вашего конкурента; ♦ вы с трудом можете контролировать и то, на каких ресурсах откручивается ваша собственная реклама; ♦ наконец, само наличие на корпоративном сайте обменных баннеров плохо сказывается на имидже компании. Сайты крупнейших интернет-провайдеров регулярно посещает огромное число пользователей (посмотреть состояние своего лицевого счета, внести деньги на счет), которые воспринимают данный сайт отчасти как некое близкое, практически родное для себя пространство («это МОЙ провайдер!>>). Реклама на таких сайтах часто воспринимается посетителями с большим доверием и лояльностью. Почтовые рассылки и e-mail-реклама в последнее время с некоторой опаской воспринимаются и пользователями, и рекламодателями, поскольку ассоциируются с почтовым спамом. Однако это совсем не так. Цивилизованные рассылки — отличный канал маркетинговых коммуникаций. Пользователь сам, по своей воле подписывается на получение информации по тем или иным вопросам и потому с интересом воспринимает поступающую ему таким образом информацию. Рекламодателю этот канал интересен как широким охватом (у крупнейших российских служб рассылок — Subscribe^u и Content.Mail.ru — на сегодняшний момент по 2 млн подписчиков), так и высокой степенью тематической направленности, позволяющей точно фокусировать направленность рекламных объявлений. При использовании рекламы в рассылках и e-mail маркетинге следует помнить, что реклама попадает в почтовый ящик пользователя, воспринимаемый им как некое внутреннее пространство, в которое ни в коем случае нельзя «врываться» (вы рискуете вызвать раздражение пользователя, и это раздражение будет более сильным, чем от рекламы на стороннем сайте). Почтовая реклама должна быть деликатной, отвечающей интересам получателя. Если есть возможность персонификации рекламного обращения (таргетинг, обращение по имени) — это большой плюс для такого вида коммуникации. Некоторые сайты, в частности, те же Subscribe.ru и почтовая служба Mail.ru, оказывающие интернет-услуги, предоставляют пользователям возможность так называемого profile-таргетинга: при обязательной регистрации в этих службах необходимо ответить на небольшую анкет}, причем пользователь не считает такое анкетирование чем-то неестественным или обременительным. Обычно такие анкеты примерно соответствуют традиционным критериям выделения целевых аудиторий, которыми оперируют рекламодатели. Соответственно, владельцы таких сайтов обладают уникальными базами данных о пользователях, которые могут быть использованы при проведении рекламных кампаний. Например, реклама может быть показана только мужчинам 25-45 лет, имеющим высшее образование, работающим в сфере финансов и инвестиций и интересующимся автомобильной тематикой.
Ценообразование в интернет-рекламе В интернет-рекламе сегодня используется широкий спектр ценовых моделей, позволяющих успешно сочетать интересы и рекламодателей, и рекламных площадок. Интернет как интерактивная среда позволяет оценить эффективность рекламы сразу по многим параметрам. Исходя из таких оценок, строятся принятые в Сети ценовые модели. Некоторые из них не имеют аналогов в традиционной (оффлайн) рекламе, позволяя максимально приблизиться к оценке эффективности рекламных вложений с точки зрения бизнеса рекламодателя. Мы опишем наиболее распространенные модели ценообразования на онлайн-рекламу, перечисляя их в порядке возрастания «безопасности» для клиента и, соответственно, убывания предпочтительности для площадки. Естественно, мы не противопоставляем интересы площадки и рекламодателя: в конечном счете, любой продавец рекламы заинтересован в максимальном удовлетворении клиента и идет ему навстречу как в вопросах ценообразования, так и в любых других аспектах. Кроме того, в зависимости от целей рекламной кампании оптимальными могут быть разные ценовые модели. Фиксированное (статическое) размещение, или Flat Fee. В данном случае при оплате не учитывается количество показов рекламного носителя, число нажатий (кликов) на него и другие возможные реакции пользователя. Заказчик платит за время, которое его баннер будет «висеть» на той или иной странице сайта. (Эту схему можно сравнить с ценовыми моделями наружной рекламы или рекламы в прессе.) Расчет обычно производится за неделю размещения. Стоимость такой рекламы зависит от посещаемости страниц, тематики сервера, расположения рекламы на странице. Естественно, что неделя рекламы на главной странице «Яндекса» обойдется в сотни и тысячи раз дороже той же недели на каком-либо небольшом сервере. Однако для некоторых компаний эффективнее будет как раз реклама на небольшом сайте, ведь именно там может быть сконцентрирована их целевая аудитория. Для справки: в начале 2004 года стоимость недели размещения на главной странице «Яндекса» составляла до 99 тыс. долл. (с учетом НДС и без учета скидок). Один день размещения на крупнейшем деловом портале Рунета — РИА «РосБизнесКонсалтинг» (www.rbc.ru) обходился в 14 тыс. долл. (растяжка в самом верху экрана). В то же время неделя рекламы, например, на главной странице онлайн-версии весьма популярной «Независимой газеты» стоила «всего» 3750 долл. А реклама на небольших сайтах может и вовсе обойтись в несколько десятков долларов в неделю. Цена за тысячу показов (СРТ — cost per thousand). Это наиболее распространенная система оплаты в Интернете. Подсчет ведется специальной программой, установленной на стороне рекламной площадки. Система считает показ осуществленным, когда браузер пользователя загрузил баннер. Это совершенно не означает, что пользователь непременно увидел этот баннер или, тем более, зафиксировал его в своем сознании. Ведь баннер, к примеру, может быть расположен в нижней части страницы, до которой пользователь так и не дойдет. Возможна и обратная ситуация, когда пользователь увидел баннер большее количество раз, чем его показала система. К примеру, браузер закэшировал баннер после его первой загрузки и показал его еще раз при следующем заходе на страницу, уже без обращения к серверу. Эти погрешности следует иметь в виду, хотя, как правило, они незначительны. Определенные надбавки, как правило, предусматриваются за использование того или иного таргетинга (географического, социально-демографического, временного и т.д.). Цена за клик (СРС — cost per click) или цена за посетителя/переход на сайт рекламодателя (CPV — cost per visitor). Эти две модели очень близки: в обоих случаях рекламодатель платит за то, что пользователь увидел рекламу и инициировал переход по ней на сайт. Различие состоит в том, что при СРС подсчет переходов ведется на стороне рекламной площадки, и соответственно там же рассчитывается цена за клик. Оплаченным действием считается нажатие на рекламный носитель с целью перехода на сайт. Однако в некоторых случаях такое нажатие может быть случайным, или же по каким-то причинам сайт рекламодателя не откроется в браузере пользователя: в таких случаях клик будет совершен, но переход на сайт не состоится. Расхождения между показателями кликов и реальных посещений могут составлять 5-20 %. При модели CPV подсчет переходов ведется на стороне сайта рекламодателя. И эта модель более адекватно отражает желательный для рекламодателя эффект, чем СРС. Оплата за клик чаще всего используется за показ рекламы в рекламных (баннерных) сетях, а также в последнее время в кампаниях контекстной рекламы (в России — Yandex.Direct, «Бегун», в мире — Google AdSense, Overture). При этом системы контекстной рекламы все чаще применяют аукционную систему определения цены — спрос на лучшие рекламные позиции обычно очень велик, и рекламодатели определяют цену на интересующий их всех рекламный блок в процессе аукциона. На том же принципе основан и наиболее распространенный показатель оценки эффективности онлайн-рекламы — так называемый click-through-rate (CTR). CTR показывает, какой процент увидевших рекламу пользователей вошел во взаимодействие с носителем — т. е. нажал на баннер с целью перехода на сайт и получения более подробной информации. CTR зависит от типа рекламируемого продукта, содержания и сценария рекламы (message), интриги, заложенной в креативной концепции баннера, его формата и художественного исполнения, точности выбора площадки и т. д. Средний CTR может составлять от десятых и сотых долей процента (для обычных баннеров) до 5-8 %, а в некоторых случаях — и до 20-30 %. (Последнее относится преимущественно к rich-media рекламе и форматам типа beyond-the-banner.) В последнее время для beyond-the-banner-форматов используется и так называемый промежуточный CTR — доля пользователей, вошедших во взаимодействие с рекламным носителем, например, получивших интересующую их информацию прямо на рекламном ролике или просто «поигравших» с ним, поводивших мышью по интерактивным модулям баннера и т. д., но не перешедших по ссылке на сайт рекламодателя. Цена за заданное действие (СРА — cost per action). Рекламодатель платит за то, что посетитель, привлеченный рекламой, выполнит какое-либо интересующее рекламодателя действие — например, заполнит анкету, подпишется на те или иные сервисы, зарегистрируется на сайте, пришлет заявку и т. д. Эта схема редко используется в традиционных рекламных кампаниях, но весьма распространена в так называемых партнерских программах. В этом случае партнеры размещают на своих сайтах ссылку на рекламируемый сайт (чаще всего — интернет-магазин или платные сервисы — онлайн-казино, службы знакомств и т. п.) и получают вознаграждение как за продажу, так и за описанные выше действия. Цена за продажу (CPS — cost per sale). Эту модель мы уже описывали ранее (см. 2.3.7). Напомним, что в данном случае расчет с web-издателем ведется исходя из объема покупок, сделанных привлеченными рекламой посетителями. Издатель получает либо фиксированную сумму с каждой покупки, либо — чаще — определенный процент от заработанных рекламодателем денег. Этот принцип также обычно используется в партнерских программах: пожалуй, самый известный пример — интернет-магазин Amazon.com, а в российской практике — проект Ozon.ru.
Регулирование рекламы в Интернете В настоящее время пока не существует какого-либо нормативного акта, регулирующего рекламу в русской части Интернета. Так же, как и не существует закона, который бы регулировал сам Интернет. Однако баннерные сети вводят некие правила, которых должны придерживаться все. В основном это правила так называемого «Сетевого этикета». Сетевой этикет — это основные правила поведения в Сети, и этих правил принято придерживаться. Основные положения Сетевого этикета: ♦ не допускается использование ненормативной лексики и оскорблений; ♦ не допускается распространение пиратского программного обеспечения и вообще нарушение прав интеллектуальной собственности; ♦ не допускается использование материалов, запрещенных законодательством той страны, в зоне которой размещена информация; ♦ не допускается информация, разжигающая войны и межрасовые конфликты; ♦ не допускается использование порнографии во всех ее проявлениях. Это основные правила, однако иногда к ним прибавляют и другие, например, направленные против спама. Каждое РА в сети само для себя решает, какую рекламу размещать на своих площадях. В некоторых странах сетевые носители уже приравнены к традиционным, и не за горами то время, когда реклама в сети получит статус, аналогичный другим видам рекламы.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |