КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мышление. Мышление и умственные действия
Мышление и умственные действия. Интеллект. Жизнь и развитие человека в сложном природном и социальном мире требует не только чувственного отражения предметов, явлений, событий, но и выделения их существенных связей и отношений. Основной формой рационального познания объективной реальности является человеческая мысль. Закономерности человеческого мышления изучают различные научные дисциплины, опираясь на его философское определение. Мышление — психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Мышление - творческое преобразование образов объектов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в жизнедеятельности людей, для образования новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества. Мышление в широком смысле: это активная познавательная деятельность субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире. При решении специальных исследовательских задач, при изучении конкретных психологических механизмов высших познавательных процессов мышление определяют в узком смысле - как процесс решения задач.
Таблица 4
Анализ – мысленное разложение целого на части, выделение в нем отдельных признаков и свойств. Синтез - мысленное соединение частей предметов или явлений или мысленное сочетание их признаков. Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. Обобщение – мысленное выделение общего в предметах и явлениях действительности и основанное на этом мысленное объединение их друг с другом. Ведет к образованию понятий, открытию законов, познанию закономерных связей и отношений. Систематизация предметов или явлений – мысленное распределение их по группам в зависимости от сходства и различия друг с другом. Абстракция – мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов и явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств. Конкретизация – мысленный переход от обобщенного знания к единичному, отдельному случаю. Понятие - обобщение класса объектов по их существенным, отличительным признакам; Суждение - определенное высказывание об этих объектах, приписывание им некоторых свойств; Умозаключение (силлогизм) – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Два вида умозаключений: индукция и дедукция. Индукция – способ рассуждения от более частных суждений к более общему, установлению общих правил и законов на основании изучения отдельных фактов и явлений. Дедукция – способ рассуждения от общего суждения к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил. Пример дедуктивного умозаключения: «Все металлы электропроводны. Железо – металл. Следовательно, железо электропроводно». Типология мышления: 1. По содержанию используемых средств - наглядных и вербальных - наглядный и вербальный типы мышления. Носителям первого бывают труднодоступны даже простые задачи, представленные в знаковой форме, а носителям второго нелегко даются задачи, требующие оперирования наглядными образами. 2. По характеру протекания познавательных процессов разделяют мышление интуитивного и аналитического типа: первое совершается непосредственно, как “ясное видение” принципа или закона, второе - путем логических умозаключений, постепенно приводящих к нему. 3. По характеру задач, выполняемых человеком, различают практическое и теоретическое мышление. Интересно, что в данном случае мышление человека представляется как единое, однако стоящие перед ним задачи, условия их решения определяют качественно разные способы мыслительной работы. Так, практические задачи, в отличие от теоретических, обычно решаются в дефиците времени, полученный результат применяется сразу, что требует больших волевых усилий и т.п. 4. По выполняемым функциям выделяют репродуктивное и творческое мышление. Порождение новых творческих идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов; критический отбор и оценка этих идей, напротив, требует строгости к себе и другим, не допускает переоценки собственных идей и т.п. При репродуктивном мышлении существуют средства решения задач. Ситуация не будет для субъекта проблемной, ее решение сведется к использованию сформированного умственного навыка, к репродукции наличных знаний и умений. При продуктивном, творческом мышлении отсутствуют готовые средства достижения цели, возникает необходимость их поиска, создания, конструирования. Продуктивное мышление протекает в условиях, когда алгоритмы либо отсутствуют, либо не могут быть применены. Оно требует специальных эвристик. Эвристика – метод поиска, который со значительной вероятность позволяет отбирать наиболее удачные способы решения задач. Креативность - творчество, способность к заостренному восприятию и поиску решений, формулированию гипотез, накопление знаний, опыта. 5. Генетические классификации мышления. В психологии выделяют три основных уровня развития мышления: наглядно-действенный, наглядно-образный и словесно-логический. - наглядно-действенное мышление определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними на практике. - при наглядно-образном мышлении человек оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления: образ предмета позволяет объединить разнородные практические операции в целостную картину. - словесно-логическое мышление доступно человеку в словесном оформлении. Оперируя логическими понятиями, человек может познавать ее существенные закономерности и взаимосвязи. Интеллект - 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе др. способность; 2) система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме» (инсайт). Понятие интелект как общая умственная способность применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам. Р.Стернберг выделил 3 формы интеллектуального поведения: 1) вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное); 2) способность решать проблемы; 3) практический интеллект (умение добиваться поставленных целей и пр.). К факторам, которые обусловливают развитие интеллекта, относятгенетическую обусловленность, социальный статус и доход семьи, физическое и психическое состояние матери, профессию и образование родителей, место жительство, экологические условия, стимуляцию интеллектуальной активности ребенка родителями, количество и порядок детей в семье.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |