КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воображение и его роль в психической деятельности
Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся у человека представлений. Для человека характерна способность действовать согласно ожидаемой им в будущем ситуации, он планирует свои действия и развивает напряженную активность, направленную соответственно предполагаемой в будущем, пока лишь воображаемой ситуации: готовь сани летом, а телегу зимой. Воображение, создающее образы мечты, стимулирует деятельность человека. Такое воображение можно охарактеризовать как “побудительную причину”, заставляющую человека “предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни” С другой стороны, общеизвестно и обратное - снижающее активность человека-мечтателя действие воображения, как бы удовлетворяющего в мечтах потребности человека и тем самым снижающего его целеустремленность. В этом случае воображение, проявляющееся в своей пассивной форме, является одним из факторов поведения, но фактором негативным. Воображаемое достижение цели, удовлетворяя в какой-то мере потребность “аутистически” замкнутого в мире своих мечтаний человека, находящего убежище от реальных трудностей в воображаемом мире своих мечтаний, тем самым подрывает силу мотивации реального поведения, силу побуждения к реальному действию. Воображение характеризуется активностью, действенностью. Воображение в некоторых обстоятельствах может выступать как замена деятельности, здесь фантазия может создать образы, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществленными. Данная форма воображения называется пассивным воображением. Грезы - образы, фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь. В грезах легко обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности, он свидетельствует о ее пассивности. Пассивное воображение может возникать и непреднамеренно. Это происходит в основном при ослаблении деятельности сознания, второй сигнальной системы, при временном бездействии человека, в полудремном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации). Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Воссоздающее воображение - создание образов, соответствующих описанию. Творческое воображение – создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей. Этапы творческого воображения: возникновение творческой идеи; “вынашивание” замысла; реализация замысла. В заключении можно сделать следующие выводы. В процессе человеческой деятельности происходит познание окружающего мира. К познавательным психическим процесса относят: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Ощущение и восприятие являются первичными формами освоения действительности; благодаря вниманию человек сосредотачивается на определенных объектах при одновременном отвлечении от других, в результате внимание улучшает деятельность человека. Память является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Она помогает субъекту фиксировать факт взаимодействия со средой, сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении. Мышление - творческое преобразование образов объектов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в жизнедеятельности людей, для образования новых целей, открытия новых средств и планов их достижения. Воображение – это своеобразная форма отображения человеком действительности, в которой проявляется активный опережающий характер познания им предметного мира. ЛЕКЦИЯ 1.5. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |